Украина мечется между Москвой и Брюсселем

Post navigation

Украина мечется между Москвой и Брюсселем

Большая политика циклична. Ничто не ново под Луной, и нынешние геополитические страдания Украины — лучшее тому подтверждение.

 

Расширение Европейского Союза за счет Хорватии, государства, пережившего в начале 90-х годов ХХ века настоящую войну, дает повод вспомнить, почему в своих внешнеполитических поисках Украина зашла уже на четвертый круг.

Президент Украины Виктор ЯнуковичВ круге первом

Распад Советского Союза Украина встретила, переполненная иллюзиями относительно собственной значимости, опиравшейся на уверенность в знании того, «кто съел наше сало». Как оказалось, есть сало куда менее выгодно, чем быть ключевой составляющей советского военно-промышленного комплекса.

 

Формально одна из самых мощных экономик Европы на поверку оказалась инвалидом-ампутантом с обрезанными связями. В начале 1990-х страну лихорадило, и стоит ли удивляться, что в первых год-два после провозглашения независимости Украину в Москве воспринимали как «временно потерянную территорию». Пожалуй, только подписание Большого договора с Россией в 1997 году позволило худо-бедно нормализовать двусторонние отношения.

В России хорошо помнят, что без украинской составляющей все потуги в восстановлении имперской геополитической значимости выглядят несерьезно. Отсюда и «газовые войны», завершившиеся подписанием газовых контрактов Тимошенко — Путина, и оперативно навязанные пребывавшему в эйфории Януковичу Харьковские соглашения, и «сырные», «молочные» и другие конфликты.

 

Главная украинская проблема — национальная элита патологически не способна действовать без оглядки на Москву.

 

Главная российская проблема — тамошние власть имущие органически не способны даже убедительно имитировать равноправные отношения с Украиной. Борьба против подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, которую ведут российские агенты влияния в нашей стране, лучшее тому подтверждение. Похоже, в Кремле этот документ воспринимают с большим беспокойством, чем полноправное присоединение к ЕС и НАТО стран Балтии.

Ядерный интерес

Наличие на территории Украины третьего по величине ядерного арсенала после обретения независимости нашей страной привлекло к ней пристальное внимание Вашингтона. Американское руководство, скажем прямо, было не в восторге от распада Советского Союза, поэтому приложило максимум усилий, чтобы сформировать механизмы влияния на Украину. Кнутом и пряником — принуждением к ядерному разоружению и финансовой помощью — Буш-старший, а вскоре и Билл Клинтон выстраивали отношения с официальным Киевом.

Надо сказать, что первый срок президентства Леонида Кучмы прошел под знаком бурного становления украинско-американского партнерства. Практически ежегодный обмен визитами на высшем уровне, формирование в Киеве альтернативного российскому центра влияния на постсоветском пространстве в формате ГУАМ, декларирование полного взаимопонимания — казалось, ничто не может омрачить эту идиллию.

 

Но смерть журналиста Георгия Гонгадзе и пленки Николая Мельниченко осенью 2000 года похоронили не только «нового Кучму», но и шансы Украины стать «любимой женой» Вашингтона в Восточной Европе. Не спасла ситуацию ни отправка украинского контингента в Ирак, ни даже победа Виктора Ющенко на президентских выборах. Виктор Андреевич гениально пустил по ветру многочисленные политические авансы и геополитические возможности.

Возвращение в Европу

Одно из массовых заблуждений после оранжевой революции — Европейский Союз примет демократическую Украину в свой состав без промедлений и соблюдения формальных условий. Но старосветская эйфория быстро сменилась усталостью от конфликтов в украинской власти, ставших определяющим для правления дуэта Ющенко — Тимошенко. Украинские политики предпочитали делать ставку на популизм, что привело к кризису непонимания в отношениях с европейскими партнерами. Виктор Ющенко пытался сыграть ва-банк в направлении евроатлантической интеграции, но его намерения были торпедированы на саммите НАТО в Бухаресте во многом усилиями лидеров Германии и Франции.

Как ни парадоксально, но при избранном с лояльной России риторике президенте Викторе Януковиче евроинтеграция была определена в качестве внешнеполитического приоритета. Конечно, три последних года в отношениях Киева и Брюсселя трудно назвать безоблачными. Завышенные ожидания Украины, требовательность Старой Европы, оптимизм неофитов ЕС, фактор Тимошенко — только короткий перечень разнообразных проблем в двусторонних отношениях, которые стали третьим кругом испытаний для нашей страны.

Ва-банк? Ва-банк!

Осенью 2013 года Украине предстоит сделать важный выбор. Хотя сегодня украинская власть демонстрирует приверженность евроинтеграции, она не исключает полностью возможность присоединения к Таможенному союзу.

 

Пусть последние сообщения вселяют оптимизм в сердца сторонников сближения с Европейским Союзом, нельзя отбрасывать вероятность любого развития событий. Слишком серьезно воспринимают перспективу движения Украины навстречу ЕС в Москве.

 

Это дает основания предполагать, что Украина сделает свой интеграционный и во многом цивилизационный выбор в течение ближайшего года — как раз до старта президентской кампании.

Источник: http://glavred.info

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня