Улемы приняли Мекканскую декларацию

Post navigation

Улемы приняли Мекканскую декларацию

Улемы приняли Мекканскую декларациюДокумент принят исламскими учеными-богословами по итогам Международной конференции, проходившей в Мекке 27-29 мая 2019 года. Декларацию подписали более тысячи богословов из 139 стран мира.

Мекканская декларация

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, нашему Пророку Мухаммеду, его семье и сподвижникам.

У стен Заповедного Дома, под сенью досточтимой Каабы, с участием ведущих ученых исламской Уммы, ее крупнейших муфтиев, прошла конференция, по итогам которой принята «Мекканская декларация» . Эта Декларация является отголоском великой «Мединской декларации», принятой самим Пророком еще 14 веков назад, которая учитывала многообразие мединского общества, религиозные и культурные особенности различных этносов. Это был конституционно-правовой акт, заложивший ценности сосуществования и мира всех членов общества.

В 15-ом веке хиджры, соответствующем 21-му веку, великие ученые Ислама, собравшись у общемусульманской киблы, издали «Мекканскую декларацию» как духовный путеводитель, свет которого берет начало в принципах вечной пророческой декларации. Принятие документа в стенах Древней Обители, к которой устремлены сердца всех мусульман, подтверждает важность единой духовной инстанции для исламского мира у киблы Ислама и мусульман, сияние которой исходит из священной земли в Мекке, в Саудовской Аравии.

Следует отдать должное заслугам политического руководства этой страны, которое известно своим служением Исламу, мусульманам и всему человечеству. Благословенно время и место принятия Декларации – историческое собрание авторитетных мусульманских богословов прошло в последние десять дней священного Рамадана, в священном месте у Древнего Дома. Устами своих выдающихся ученых мусульмане подтвердили, что являются неотъемлемой частью мирового сообщества, стремятся к взаимодействию со всеми людьми мира во благо человечества, ради утверждения высоких духовных ценностей, наведения мостов любви и человеческой гармонии, а равно – для противостояния несправедливости, цивилизационным конфликтам и ненависти. Участники подтверждают основополагающие принципы, содержащиеся в этом историческом документе:

1. Все люди, несмотря на внешние различия, имеют единое происхождение и равны в своей принадлежности к человечеству. Всевышний Аллах сказал: «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами». [Женщины, 1]. Всем людям одинаково дарована божественная честь, о которой Всевышний Аллах сказал: «Мы оказали честь сынам Адама и позволяем им передвигаться по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими другими тварями». [Аль-Исра, 70].

2. Любые расистские высказывания и лозунги должны быть отвергнуты. Любые надменные, презрительные заявления о превосходстве подлежат осуждению как измышленные и иллюзорные, так как самыми почтенными из вас являются наиболее богобоязненные. Аллах Всемогущий сказал: «…и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный». [Аль-Худжурат, 13]. А лучшие из людей – это те, кто более полезны для общества. В благородном хадисе приводится: «Лучшие из людей — это более полезные для людей» [сборник Аль-Табарани].

3. Различие между народами в их верованиях, культурах, природе и способах мышления – это божественная судьба, предопределенная великой мудростью Всевышнего. Чем противостоять этому закону мироздания и игнорировать его, лучше признать его и разумно использовать с мудростью и логикой, что ведет к гармонии и миру между людьми. Всевышний Аллах сказал: «Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия. за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь. Он сотворил их для этого» [Худ, 118]. И каждому, кто постиг истину, следует объяснить это людям.

4. Наличие в обществе религиозного и культурного многообразия не оправдывает конфликты и столкновения, а требует установления позитивного цивилизованного партнерства и активного общения. Именно разнообразие служит мостом для диалога, взаимопонимания и сотрудничества во имя всеобщего блага; оно способно стимулировать соревновательность в служении человеку и достижении счастья. Точки соприкосновения должны использоваться ради построения гражданского общества, основанного на ценностях справедливости, законных свободах, взаимном уважении, всеобщей любви и блага.

5. Все божественные религии имеют единое происхождение, то есть основаны на вере в единство Всевышнего, не имеющего сотоварищей. Законы религий и их пути многочисленны; недопустимо связывать религии с ошибочной политической практикой кого-то из их последователей.

6. Цивилизационный диалог – это лучший способ достичь правильного взаимопонимания с другими, найти точки соприкосновения и преодолеть трудности сосуществования. В этом заключается практическая польза для признания другого человека, его права на существование и других законных прав, а равно достижения справедливости и взаимопонимания между представителями разных цивилизаций. Это будет способствовать уважению человеческих особенностей и изживанию предрассудков, которыми наполнена история взаимоотношений цивилизаций и которые проистекают из ненависти, теории заговора, ошибок во взглядах и делах. Все, что было в истории, кануло вместе ушедшими поколениями, поэтому никто не несет чужой ответственности, независимо от времени, национальности, веры или политической принадлежности. Всевышний Аллах сказал: «Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали». [Аль-Бакара, 134]. А также сказал: «Фараон сказал: «А что будет с первыми поколениями?» Муса ответил: «Знание об этом — у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не забывает». [Таха, 51-52].

7. Религии и идеологии не несут ответственности за необдуманные действия их последователей или возомнивших себя их приверженцами. Эти действия являются отражением самих совершающих, так как все религии, в своих основах, призывают к поклонению одному Творцу, приближению к Нему принесением пользы Его созданиям. Религии предписывают охранять достоинство людей, укреплять их нравственные ценности, сохранять отношения в семье и обществе. Посланник Аллаха сказал: «Я послан, чтобы усовершенствовать хороший нрав» [Муснад Ахмад].

8. Для успешного сотрудничества в предотвращении взаимного уничтожения людей и цивилизаций необходимо создание международного альянса, выходящего за рамки простых доктрин и лозунгов, с целью устранения цивилизационного дисбаланса, результатом которого и является терроризм.

9. Необходимо развитие законодательства для сдерживания пропаганды ненависти, выявления зачинщиков насилия и терроризма, а также для противостояния тем, кто пытается сталкивать цивилизации, что гарантированно послужит искоренению причин религиозных и этнических конфликтов.

10. Мусульмане обогатили человеческую цивилизацию уникальным и богатым опытом. И сегодня они могут внести в нее много позитивного, в чем нуждается человечество в условиях моральных, социальных и экологические кризисов, когда негативные стороны глобализации порождают отсутствие нравственных ценностей.

11. Борьба с терроризмом, несправедливостью и угнетением, отказ от эксплуатации одних народов другими и нарушения прав человека – все это является всеобщей обязанностью. Ни у кого нет права дискриминировать других или поддерживать дискриминацию – ценности справедливости едины для всех людей, их утверждение и борьба с произволом являются насущной необходимостью. Формирование устойчивого общественного мнения об этих принципах является моральным долгом, который нельзя забывать и медлить с его претворением в жизнь.

12. Окружающая нас природа есть дар великого Создателя человеку, Который подчинил ему то, что на небесах, и то, что на земле. Покушение на природные ресурсы, их бездумная растрата и загрязнение являются нарушением прав живущих людей, а также покушением на права будущих поколений.

13. Тезисы о неизбежном цивилизационном конфликте, призывы к столкновению, запугивание одних людей другими – это выражение самоизоляции, высокомерия, порожденного тенденцией к расизму и негативному культурному доминированию. Подобные тезисы, в лучшем случае, являются утерей прямого пути, показателем поверхностного мышления, стремлением скрыть слабость своего цивилизационного строя, или же попыткой подстрекательства к конфликту и конфронтации, вместо мирного, созидательного диалога. 14. Конфликты и столкновения способствуют разжиганию ненависти, вражды между странами и народами, препятствуют осуществлению цели сосуществования, позитивной межнациональной интеграции, особенно в странах религиозного и этнического разнообразия, также они являются основным материалом для производства насилия и терроризма.

15. Феномен исламофобии проистекает из незнания истиной сути Ислама, его цивилизационной роли и высоких целей. Истинное познание Ислама требует объективного видения, которое устраняет предвзятые суждения. Понимание основ, принципов и сущности Ислама не должно зависеть от проступков тех, кто необоснованно относит себя к Исламу, совершает опрометчивые действия, якобы, опираясь на законы Ислама.

16. Утверждение благородных моральных ценностей в обществе, поощрение социально полезной деятельности является всеобщей обязанностью. Необходимо тесное сотрудничество в решении этических, экологических и семейных проблем в соответствии с исламскими и общечеловеческими ценностями.

17. Личные свободы не оправдывают борьбу с общечеловеческими ценностями и разрушение социальных систем. Есть разница между свободой и хаосом. Всякая свобода должна ограничиваться пределами общечеловеческих ценностей, свободой других, конституцией и порядком. Также личная свобода должна учитывать общепринятые нормы совести и быть ограничена правилами общественного спокойствия.

18. Недопустимо вмешательство во внутренние дела государств, в том числе установление политического контроля в экономических и прочих целях, распространения националистических идей или фетв, имеющих узко географические особенности, присущие им обычаи и традиции. Подобное вмешательство не оправдано никакими благими намерениями и предлогами. Любое вмешательство допустимо только на основании законных прошений, международных договоров и законов государства, для достижения преобладающей пользы по защите от агрессора и мятежников, спасении, покровительстве, развитии или тому подобное.

19. Опыт успешного развития в глобальном масштабе должны восприниматься другими как модель, позволяющая сдерживать все формы коррупции и применять принцип прозрачного учета государственного благосостояния. Также государства и народы могут изменять модели потребления, которые препятствуют осуществлению программ развития, истощают ресурсы и растрачивают государственные богатства.

20. Необходима системная защита мусульманских обществ посредством повышения ответственности их образовательных учреждений, которые должны быть оснащены соответствующими учебными планами, преподавателями, иметь соответствующие инструменты и площадки влияния. Особое внимание необходимо уделять пятничным проповедям и работе с институтами гражданского общества. Основная цель это: повышение религиозной осведомленности граждан и привлечение их к концепциям «срединности и умеренности» в Исламе. Также, необходимо предостережение мусульман от негативного распространения различных теорий заговоров, религиозного и культурного конфликта, от фрустрации в мусульманской общине, и плохих мыслей о других людях.

21. Необходимо прилагать всеобщие усилия для достижения мира и равновесия в обществе, безопасного сосуществования всех религиозных, этнических и культурных составляющих в масштабах всего человечества. Это требует сотрудничества мировых лидеров и всех международных институтов. При представлении кому-либо политической, экономической или гуманитарной помощи следует отказаться от разделения людей по религиозным, этническим или иным признакам.

22. Всеобъемлющий принцип гражданства – достижение, продиктованное принципами исламской справедливости для всего национального разнообразия, в котором уважается конституция и система, построенная на общественном консенсусе или мнении большинства населения. На гражданах лежит обязанность искренней лояльности, поддержания безопасности и общественного согласия, соблюдения границ запретного и ценностных ориентиров. Всё это – в соответствии с принципами соблюдения взаимных прав и обязанностей всеми гражданами, включая религиозные и этнические меньшинства.

23. Нападение на места отправления религиозных обрядов является преступным деянием. Поэтому требуется наличие прочных противостоящих этому злу законодательных основ, твердой политической воли и гарантий безопасности при одновременной борьбе против экстремистских идей, которые их направляют.

24. Необходимо развивать инициативы и программы по борьбе с голодом, нищетой, болезнями, невежеством, расовой дискриминацией и уничтожением окружающей среды. Для этого важна солидарность всех соответствующих правительственных, международных, частных общественных организаций и активистов в сфере гуманитарной деятельности, охраны человеческого достоинства и защиты прав человека.

25. Необходимо расширение прав и возможностей женщин в соответствии с рамками, которые сохраняли бы границы, обозначенные Аллахом. Недопустимо принижать женщину, нарушать ее права, маргинализировать ее роль, сводить к минимуму или ограничивать ее в религиозных, научных, политических, социальных или других делах. Исключить дискриминацию женщин в любых вопросах, включая равенство в заработной плате и возможностях в соответствии с ее природой. Утвердить стандарты квалификации и справедливое гендерное равенство. Препятствование в реализации принципов равенства является преступлением против женщин, в частности, и против общины мусульман, в целом.

26. Забота о детях, их здоровье, воспитании и образовании является обязанностью государств, международных и национальных органов и учреждений, а также обязанностью семьи. В частности, сюда входит работа над формулировкой идеи расширения кругозора ребенка, его возможностей, развития творческого начала, навыков общения и его защита от отклонений.

27. Укрепление идентичности мусульманской молодежи на основе религии, родины, культуры, истории и языка, защита от попыток их отчуждения от народа, преднамеренной или непреднамеренной ассимиляции. Это требует защиты молодых людей от идей цивилизационного столкновения и неприятия инакомыслящих, защиты от экстремистских мнений с их жестокостью, насилием или терроризмом. Необходимо совершенствование у молодежи навыков общения, основанных на широких горизонтах Ислама и его этики, которая сближает сердца. Следует особо обращать внимание на ценности толерантности, мирного и гармоничного сосуществования, понимания существования других, сохранения их достоинства и соблюдения законов стран проживания. Всё это при взаимовыгодном сотрудничестве в соответствии с понятием «большая человеческая семья», основы и принципы которой прививает нам Ислам. Авторы этого документа видят важность создания глобального форума (по исламской инициативе), который займется вопросами молодежи в целом и в рамках своих программ будет развивать общение молодежи посредством конструктивного диалога внутри и за пределами исламского мира. Форум мог бы принимать предложения молодежи по их проблемам и предлагать компетентные решения с применением новейших научных методов. Это помогло бы передовой молодежи научиться вести диалог и дискуссию, избегать цивилизационных конфликтов, не прибегать к крайним мерам, приводящим к отрицательным результатам.

28. Перевод решений, инициатив и программ, обсуждаемых на данном форуме, из теоретической в практическую плоскость, отражающий серьезность намерений собравшихся ученых мирового уровня. Особенно это касается вопросов установления международного мира и безопасности, осуждения методов геноцида, этнических чисток, принудительного переселения народов, торговли людьми и незаконных абортов.

29. Никто не вправе говорить от имени всей исламской мировой общины, принимать какие-либо решения по религиозным вопросам, и всем, что с ними связано, кроме согласованного мнения авторитетных и признанных исламских ученых на собрании подобном этому. Особое отличие этой Декларации заключается именно в совместной работе у благословенной единой Киблы на благо всех людей, независимо от вероисповедания, расы или цвета кожи.

В заключение, все участники конференции выражают благодарность Хранителю Двух Святынь королю Салману бен Абдель Азизу Аль Сауду за организацию этого форума на таком высоком уровне. Да воздаст ему Аллах за его участие в делах Ислама и мусульман и да вознаградит его лучшей наградой! Да благословит Аллах нашего Пророка Мухаммеда, его семью и его сподвижников!

Данная «Меканская Декларация» принята в Мекке, рядом с Каабой, на конференции прошедшей в период 22-24 священного месяца Рамадан в 1440 г.х., что соответствует 27-29 мая 2019 года.

Источник: https://islamnews.ru/news-mekkanskaya-deklaraciya

Похожие материалы

Ретроспектива дня