Управлять по-татарски

Post navigation

Управлять по-татарски

Татарстан заслуженно признан регионом с самым эффективным государственным управлением в России. Еще одним секретом процветания стала поддержка в республике бизнеса.

Третья столица

Президент Татарстана Рустам МиннихановКогда пару лет назад Казани присвоили неофициальный титул «третьей столицы», многие возмущались. Мол, негоже не самому крупному городу страны носить гордое звание, которого и «вторая столица» — Петербург, по правде сказать, не вполне заслуживает.

 

Сегодня ситуация в значительной степени изменилась. Едва ли какой-то другой российский регион сумел создать себе столь позитивную репутацию, как Татарстан.

Взглянем хотя бы на новостную повестку последних дней: на фоне многочисленных едва ли не панических сообщений об экономике прочих регионов, Татарстан демонстрирует картину почти идиллическую.

 

В «топе» новость об открытии нового завода, снижении проходного порога для политиков на выборах в республиканский совет, повышение прибыли банков и олимпиады среди одаренных школьников. Из негатива в глаза бросаются лишь ДТП, а также выявленные факты коррупции, которые, впрочем, пресекаются правоохранительными органами.

На этом фоне не очень внушительно смотрится Ленинградская область. Для сравнения — среднедушевые денежные доходы в месяц в Татарстане составляют 18 тысяч рублей, в Ленобласти же — лишь 14,6. Число малых предприятий на 10 000 человек в Татарстане составляет 295, а их доля в общей занятости — 23%. В Ленобласти же на 10 000 человек приходится 216 малых предприятий, а их доля в занятости составляет 19,5%.

Представители предпринимательского сообщества оценивают бизнес-климат Ленинградской области не в самых ярких красках. Многие жалуются на то, что малый бизнес в регионе поставлен фактически «на грань выживания» — виной тому и высокие цены на электроэнергию, и проблемы с арендой помещений, и высокая налоговая нагрузка. Остро стоит и проблема сбыта — порой оказывается очень трудно реализовать товар через крупные торговые сети без соответствующих связей и покровителей.

Но в чем причина успеха Татарстана? Найти ответ на этот вопрос поможет еще одна новость, датированная 13 мая 2014 года. Именно в этот день стало известно, что Татарстан занял первое место в рейтинге эффективности исполнительной власти, далеко опередив и Петербург, и Ленобласть, и даже Москву. Причем, показатели подсчитывались не только исходя из текущей ситуации, но и с учетом динамики развития региона в последние три года. На развитие экономики приходятся 50 процентов совокупного удельного веса показателей исследования, на развитие социальной сферы — 30 процентов, на результаты опросов населения — 20 процентов.

Витрина цивилизованного капитализма

Таким образом, оказывается, что секрет успеха Татарстана — не цензура новостей, а реальные успехи в развитии институтов госуправления и экономики. Приволжская республика оказывается «витриной российского капитализма». Действительно, Татарстан сегодня — Российская Федерация в миниатюре, такой, какой она должна была бы быть. Республика обладает с одной стороны сырьевыми богатствами, но с другой делает ставку на технологическую сферу и IT-компании (даже нынешний министр информатизации и связи — выходец из казанской молодежной элиты).

Сохраняя религиозное и национальное многообразие, республика, тем не менее, избегает крупных межнациональных конфликтов, одновременно избавляясь от радикалов всех мастей. Будучи центром фактически национального государства татар, Казань одновременно не лишена амбиций. Это показала и роль президента Рустама Минниханова в мирном урегулировании части конфликтов между Москвой и татарами крымскими. В общем, именно такими — традиционными и инновационными в равной мере, регионы России, по всей видимости, и хотели бы видеть нашу страну.

Однако, это лишь фасад «татарского чуда». А чтобы увидеть его глубинную причину, достаточно сравнить манеру обращения татарских и прочих российских властей с самым прогрессивным сословием — предпринимателями. Так, Рустам Минниханов традиционно находит время для встреч с представителями бизнес-сообщества. Благодаря этому, по мнению ведущих представителей отечественного частного капитала, именно президент Татарстана был объявлен самым доступным и открытым для предпринимателей главой российского региона.

Чтобы осознать принципиальную разницу между стилем взаимодействия с малыми и средними предприятиями, скажем, властей Петербурга и Казани, не нужно заглядывать далеко в прошлое. Так, в 2013 году малый бизнес много говорил о трудностях, чинимых ему Смольным, а по доступности кредитов для предпринимателей и вовсе поставил город на Неве на последнее место в общероссийском рейтинге.

Пожалуй, единственным более-менее значимым шагом в реализации поддержки небольших предприятий в Санкт-Петербурге стало снятие некоторых ограничений для нестационарных объектов торговли. Да и то, преференции эти хоть и облегчат жизнь некоторым предпринимателям, но одновременно сделают их мишенью общественного недовольства — далеко не все горожане будут рады возвращению ларьков к школам. А власти Татарстана в тот же период добились для своего региона места в десятке субъектов федерации, которые смогут объявить налоговые каникулы для малого бизнеса. И если в Петербурге эксперты уже констатировали замедление темпов роста малого бизнеса, то в изменившихся условиях Татарстан, очевидно, наоборот ждет всплеск предпринимательской активности.

Эффективное партнерство

Заговорили в Татарстане и о разрешение еще одной проблемы, которая давно и остро назрела для всех желающих инвестировать и в Петербург и Ленобласть — о юридическом обосновании механизма частно-государственного партнерства. Сейчас соответствующие поправки находятся в стадии рассмотрения региональным парламентом во втором и третьем чтении, вслед за этим долгожданные для бизнеса правила игры уйдут на подпись Рустаму Минниханову.

«С государственно-частным партнерством мы запоздали: фактически оно существует, но в подвешенном состоянии. У бизнеса нет стимула делать какие-то проекты вместе с государством, и я надеюсь, что новый закон будет не мертворожденным. Сейчас есть бюрократические проволочки. Допустим, построил частный инвестор приют, но не может его передать ни своему району, ни своему государству — тут много разных «заморочек», — прокомментировал инициативу Шамиль Агеев — председатель правления Торгово-промышленной палаты Татарстана. Инвесторы же российского северо-запада об установлении неизменных правил игры на протяжении всего цикла реализации инвестиционного проекта могут пока лишь мечтать.

Возможно, Петербургу и Ленобласти пришло уже время присмотреться к опыту «третьей столицы»? Ведь пока мы застыли в ожидании прихода инвестиций на нынешних, зачастую нелегких условиях, ВВП Татарстана уже превысил совокупный валовой продукт наших прибалтийских соседей Эстонии, Латвии и Литвы. А если не предпринять соответствующих мер, агломерация Санкт-Петербурга и Ленобласти может оказаться в самом хвосте поезда.

Источник: http://www.baltpp.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня