У народов страны большие претензии к власти

Post navigation

У народов страны большие претензии к власти

У народов страны большие претензии к властиСамосожжение перед администрацией в Ижевске Альберта Разина вызвало реакцию, подобную кругам на воде. Разин протестовал против отмены обязательного изучения удмуртского языка в школах республики. Вопрос сохранения языков народов России для национальных элит стал одним из способов выразить недовольство федеральным Центром.

Одним из тех, кто отозвался на страшную смерть в Ижевске, был заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ Дамир Мухетдинов. «Без Удмуртии нет России, как нет ее без остальных областей, краев и республик», – написал исламский деятель в соцсети. «России нет без того, что составляет ее суть – быть неожиданным и открытым миром… В таком мире многоголосие культур не превращается в бедный, обессиленный голос единственной культуры, «победа» которой неотличима от тотального поражения», – заключил он. В данном случае зампред ДУМ РФ выражает интересы татар, второго по численности народа в стране. Напомним, что именно из-за ситуации в Татарстане появилась законодательная инициатива, вследствие которой в 2018 году изучение национальных языков из обязательного стало добровольным. Нетитульные народы в национальных республиках устроил новый закон, а титульные – нет.

О языковой проблеме, хоть и не упоминая напрямую Ижевск, также в соцсети высказался суперлояльный хамбо-лама Дамба Аюшев. «Почему в Кяхте только 11%, а в Селенге лишь 15% бурят говорят на родном языке? – задается вопросом глава Традиционной буддийской сангхи России. По мнению лидера бурятских буддистов, местные чиновники не защищают традиционные культуры. Следом он опубликовал еще одну запись (позже ее удалил), в которой обрушился на руководство Бурятии из-за событий в Улан-Удэ, когда власти силой разгоняли протестные выступления недовольных результатами недавних выборов. Главный буддист нелестно отозвался о руководителях республики, причем наиболее острый фрагмент записи сделал на бурятском языке.

При этом ситуацию в Улан-Удэ, по сообщениям свидетелей протестных акций, в немалой степени раскачало участие якутского шамана Александра Габышева. Шаман со своими сторонниками осуществляет многомесячное «протестное шествие» в Москву, и маршрут его как раз пролегал в эти недели через Бурятию.

Между тем Якутия, откуда через всю страну идет пешком Габышев, еще недавно была в сводках горячих новостей. Весной здесь прошли антимигрантские волнения, выступления против приезжих киргизов. По некоторым данным, к протестам в Якутске приложили руку приверженцы национального языческого культа Айыы. Ранее межнациональная напряженность отмечалась в этой республике, богатой природными ресурсами, в 2006 и 2013 годах.

Из всего сказанного можно, конечно, сделать неожиданный вывод о том, что самые разные боги, культы которых активно возрождают народы России, прогневались на федеральный Центр. Даже акт самосожжения Альберта Разина называют ритуальным, потому что он называл себя «шаманом древней традиции туно» и агитировал удмуртов возвращаться к языческим корням.

Однако за религиозными, языковыми и культурными противоречиями просматриваются экономические и политические проблемы. Составляя или нет в национальных республиках большинство, титульные этносы все громче высказывают претензии на более весомое участие в управлении и хозяйствовании на своих исторических территориях. Элиты объясняют своим народам, что в многонациональной стране их считают «малыми». При этом есть примеры регионов, где титульные нации обладают полными правами во власти. Народы недовольны, вот и гневаются, жаждут справедливости их боги.

Источник: http://www.ng.ru/editorial/2019-09-15/2_7676_red.html

Похожие материалы

Ретроспектива дня