Чем дышат власть и Меджлис друг на друга

Post navigation

Чем дышат власть и Меджлис друг на друга

Они дышат ядом, служат дьяволу и у них нет ничего святого… Примерно в таких выражениях отзываются лидеры Меджлиса крымских татар о нынешней власти автономии.

 

Та, в свою очередь, знать не желает никакой Меджлис. За без малого 22 года независимости Украины такой градус нетерпимости и противостояния между органами национального самоуправления и руководством республики был, пожалуй, разве что в самом начале 1990-х…

Председатель меджлиса Мустафа Джемилев Председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев

Читайте в материале Глеба Сергеева в 1К:

Вторая волна депортации

Они дышат ядом, служат дьяволу и у них нет ничего святого… Примерно в таких выражениях отзываются лидеры Меджлиса крымских татар о нынешней власти автономии.

 

Та, в свою очередь, знать не желает никакой Меджлис. За без малого 22 года независимости Украины такой градус нетерпимости и противостояния между органами национального самоуправления и руководством республики был, пожалуй, разве что в самом начале 1990-х.

К барьеру!

Спору нет, отношения Меджлиса и официальной власти никогда не были безоблачными, но прежде они, по крайней мере, имели свои оттепели. А с начала минувшей зимы очередной виток напряженности начал накручиваться по спирали, и уже в марте нить взаимной антипатии двух лидеров: Анатолия Могилева и Мустафы Джемилева — накалилась настолько, что от нее можно было прикуривать.

 

Для начала крымский премьер предложил убрать из политического лексикона само понятие, так его раздражающее.

 

«Меджлис — это структура, которая находится вне правового поля Украины. Я готов общаться с народным депутатом Джемилевым, с депутатом Верховной Рады Крыма Чубаровым, с кем угодно. Слово давайте это (Меджлис — ред.) уберем», — заявил глава Совмина Крыма в начале марта, обращаясь к журналистам.

 

С этого момента взаимные выпады политиков больше напоминали заочную словесную дуэль, в которой оскорбительные выражения и намеки свистели, как пули у виска.

Могилев хочет сделать из крымских татар лакеев, его отношение к народу гнусное, поэтому неудивительно, что он не знает, что Меджлис находится в правовом поле Украины, в ответ заявил Джемилев в комментарии Gazeta.ua.

 

«Этот человек ядом дышит на крымских татар», — сказал как отрезал нардеп.

 

Премьер в долгу не остался и предложил… упорядочить торговлю на Ай-Петри.

 

Могилев съездил туда со свитой министров, пообщался с предпринимателями — крымскими татарами и пообещал им провести воду из скважины, избавить от коррупции, подготовить генплан развития и, вообще, создать образцово-показательный объект.

 

«Мы должны сделать такую нормальную Евразию, а не Азиопу», — сказал тогда Анатолий Владимирович.

 

Место выбрано неслучайно, потому что пять с половиной лет назад сам Могилев и устроил здесь показательный снос кафешек и ресторанчиков крымских татар с применением тяжелой бронетехники и огнестрельного оружия (Правда, приказ Могилеву устроить разгром на Ай-Петри пришел из Киева, от тогдашнего министра МВД Юрия Луценко — но об этом глава Меджлиса предпочитает не упоминать, поскольку сам Мустафа Джемилев нынче находится с Луценко в одном политическом лагере — прим. МФ-Информ). Теперь тем же предпринимателям он обещает все блага цивилизации, причем за бюджетный счет.

Чем ближе становилось 18 мая, тем отчетливее раздавались выстрелы дуэлянтов. Стоило кому-то из чиновников Совмина озвучить новые данные о бюджетном финансировании обустройства репатриантов, как Джемилев моментально их дезавуировал, рассказывая, на что эти деньги тратились.

 

«Тут и расширение заводов, укрепление технической базы каких-то колхозов, расширение троллейбусного парка в Керчи и даже строительство каких-то свинарников. Это для мусульман!» — возмущенно сообщил нардеп.

Более того, перешли на личности, когда портал Reeana со ссылкой на собственные источники сообщил, что бывший аграрный министр Крыма, а ныне советник Могилева «шоколадный король» Украины Валерий Кравец, страшно подумать, принял ислам. А вот это уже удар ниже пояса! Правда, сам чиновник отказался комментировать это сообщение.

Тогда из не слишком разнообразного арсенала власти премьер выбрал то оружие, которое ближе лежит и дешевле стоит.

 

Памятник депортированным — беспроигрышный вариант! Его Анатолий Владимирович предложил установить на симферопольском железнодорожном вокзале. Ну у кого из крымских татар, скажите, поднимется рука выступить против, даже если это предлагает недруг?

 

Меджлис сигнал услышал и не промолчал, но на этот раз сыграл тоньше. Теперь Мустафа-ага решил убить одним выстрелом сразу многих зайцев и… пальнул по «семье».

 

В апреле нардеп на ясном глазу обратился к сыну гаранта — Александру Януковичу как новому собственнику аэропорта Симферополь, якобы желая обсудить с ним возможность присвоения аэровокзалу имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана. Причем принадлежность главных воздушных ворот полуострова проходила как бы фоном, как само собой разумеющийся и общеизвестный факт.

 

На минуточку: Кабмин Украины и Совмин автономии только недавно обнародовали план закачать в этот объект 1,4 млрд. грн. бюджетных средств. Обращение Джемилева вызвало такой переполох, что буквально на следующий день корпорации «МАКО», главой наблюдательного совета которой является Янукович-младший, пришлось оправдываться, опровергая заявление Джемилева о новом собственнике. Зачетный выстрел!

Ответным залпом Могилев все-таки поставил памятник легендарному летчику, хотя и не в Симферополе. В канун Дня Победы на новой Аллее Славы в столице Украины первыми появились монументы дважды Героям СССР Георгию Береговому и Амет-Хану Султану.

Осечка вышла

Перетягивание каната продолжалось, и Совмин уже объявил, что отныне у крымских татар всего будет вдвойне: два праздника Хыдырлез, два траурных митинга 18 мая и так далее, причем все по расписанию Совмина. Тут уже не выдержал второй человек Меджлиса Рефат Чубаров, обвинив власть в… служении дьяволу.

 

«В крымскотатарском фольклоре есть выражение: «В спешное дело дьявол вмешивается!» В нашем случае уместно будет еще и заметить, что крымские чиновники, планируя «кустовые празднества» на 10, 11 и 12 мая, сознательно взывают к дьяволу», — заявил политик, пояснив, что именно в эти дни по приказу Сталина подготовили, а он подписал указ о депортации крымских татар.

В общем, осечка вышла не только с национальным праздником, но и далее по всей программе Совмина.

 

За неделю до траурного митинга стало известно, что оппозиционные Меджлису национальные общественные организации крымских татар отказались проводить альтернативный митинг под стенами ВР автономии.

 

Милли Фирка красиво вышла из ситуации, сославшись на то, что не желает раскола своего народа, но и на митинг Меджлиса тоже не пойдет.

 

«В Киеве будут требовать отставки президента, а в это время в Крыму вместо траура будут требовать отставки премьера автономии Анатолия Могилева. Об этом уже открыто заявил Мустафа Джемилев. Поэтому крымский митинг будет смотреться как рефрен к маршу оппозиции. Превращать этот день в протестную акцию и тем более противопоставлять весь крымскотатарский народ украинской власти неправильно», — пояснил глава Милли Фирка Васви Абдураимов.

Сам Могилев, два месяца дразнивший Джемилева интригой, придет он на митинг 18 мая или нет, уехал на Мадейру. Не будет на площади в этот день и спикера Владимира Константинова. Его не приглашали, да он и сам не пришел бы.

 

Так что 18 мая в Крыму пройдет в штатном режиме, провокаций не ожидается и альтернативных акций тоже.

Теперь из власти

Так с чего вдруг такой виток напряжения в отношениях Меджлиса и официальной власти?

 

На самом деле спираль начала закручиваться не сейчас и даже не полгода назад, а зимой 2009 — 2010 гг., когда за сравнительно короткий период времени Мустафа Джемилев дважды отказал Виктору Януковичу.

 

Сначала лидер Меджлиса не захотел поддержать кандидатуру будущего гаранта во втором туре президентских выборов, а затем при снятии Анатолия Гриценко с должности спикера ВР автономии. Такое не прощают, и с этого все началось.

 

Уже весной того же года Янукович отформатировал положение о Совете представителей крымских татар при президенте, приравняв Меджлис к общественным организациям, причем ему же оппозиционным, а в августе на знаменитом совещании в Симферополе повторил то же самое публично, сознательно спровоцировав демарш Джемилева.

 

Это должно было стать уроком, но он, как видно, не был усвоен. Меджлису ясно дали понять, что с «регионалами» действует принцип «кто не с нами, тот против нас». И когда во время парламентской кампании прошлого года стороны снова не пришли к пониманию, у Меджлиса продолжили последовательно отбирать его негласную квоту на должности в исполнительной и представительной власти.

 

Накануне выборов сменили главу Рескомнаца, который почти два десятка лет железно был человеком Джемилева, а потом и всех остальных его чиновников. Последней каплей было заседание Совета представителей крымских татар при президенте, состоявшееся в январе без гаранта, без Меджлиса и не в Киеве, а в Симферополе.

 

Куда дальше?

 

А дальше Меджлису и всем крымским татарам, если эти понятия тождественны, дают понять, что для них началась вторая депортация. Теперь из власти.

Источник: http://1k.com.ua

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня