Что принёс России статус империи

Post navigation

Что принёс России статус империи

2 ноября 1721 г. в Троицком соборе Санкт-Петербурга Пётр I принял титул императора Всероссийского. Россия официально стала считаться империей. О том, во благо нам это было или во вред, рассуждают:

Александр Проханов, писатель, политический деятель:

 

Александр Проханов, писатель, политический деятель— Прежде всего я бы поставил под сомнение формулировку «Россия стала империей в 1721 г.», потому что вся наша история была историей империи. Французы так делят свою историю — Первая республика, Вторая и так далее. Вот и у нас: Первая империя, Киевская Русь, объединяла множество народов — славян, хазар, тюрков, финно-угров, — но рухнула под копыта монголо-татарской конницы. Потом было Московское государство. Оно тоже имело все имперские черты, несмотря на то что некоторое время являлось лишь частью Золотой Орды и имело статус княжества. Но именно в этот период наше государство разработало стройную имперскую идеологию «Москва — Третий Рим» и присоединило огромные территории на Востоке — Казань, Астрахань, Сибирь.

Московская империя рухнула во время Смуты. Но она очень быстро возрождается в России Романовых, когда, собственно, само слово «империя» вошло в обиход. Четвёртая империя — СССР. Так сказать, «перезагрузка» имперских ценностей на новом этапе — с альтернативной идеологией создания мощного, но комфортного общества всеобщей справедливости. Но и СССР рухнул в 1991 г., проиграв Третью мировую войну, которую мы называем холодной, другой, заокеанской империи.

Это всё говорит нам о том, что надо следовать исторической логике — Российская империя, как бы она ни называлась, неизбежна. Это не хорошо и не плохо. Это судьба. Русским на роду написано быть имперским народом. Даже сейчас наша страна — обрубленная, оскоплённая, почти потерявшая смысл существования, всё-таки является империей, худо-бедно объединяющей множество народов под единой вертикалью власти.

После распада Союза мы 20 лет «отдыхали от империи». Заотдыхались — теряем по миллиону человек в год… Но то, что пятая Российская империя рано или поздно состоится, — даже не вопрос. Думаю, что некоторые лидеры среднеазиатских республик очень скоро попросятся обратно под ядерный зонтик России. Особенно после того, как им на примере Муаммара Каддафи продемонстрировали, что бывает с упрямыми лидерами небольших государств, которые не защищены способной постоять за себя империей.

Алексей Байков, кандидат исторических наук:

 

Алексей Байков, кандидат исторических наук— Я бы сказал, что провозглашение Петром I России империей, а себя императором было необходимостью. Коль скоро ты желаешь добыть себе равное место в концерте европейских держав, лучше сделать вид, что играешь по их правилам. И это сработало. С тех пор вместо невнятного «Moscovia» или даже «Tartaria» к востоку от Карпат на всех картах значилось: «Россiйская имперiя». В те годы слова «империя» и «Европа» были по сути тождественны. Император Священной Римской империи германской нации де-юре был «владыкой Запада», а русский царь после провозглашения империи — «властелином Востока». Так что юридическое оформление статуса можно считать удачным пиар-ходом, не более того.

Фактически же Россия стала империей поневоле. Русские никогда не стремились специально завоевать какие-то новые земли, ограбить и поработить местных жителей. Русским надо было только одно — чтобы их не трогали и дали спокойно заниматься строительством государства. Весь вопрос лишь в том, что «трогали» нас всегда, начиная со времён Киевской Руси, а естественные границы или соседи, способные худо-бедно соблюдать мирный договор, были не везде. На юге и востоке находились разбойничьи государства, вся экономика которых стояла на массовом отлове русских людей и последующей их продаже на рабовладельческих рынках.

 

Крымские татары, кстати, и в послепетровское время угоняли людей сотнями деревень. Поэтому России ПРИШЛОСЬ занять Причерноморье и Крым. Примерно то же произошло с Сибирью и Кавказом. И не произошло с Русской Америкой — несмотря на богатства взятых там земель, мы их легко уступили, поскольку они выходили за рамки наших естественных границ. Повторю: не обогащения мы искали, а безопасности. В пользу того, что русские не агрессоры, говорит и тот факт, что жители присоединённых земель сразу получали статус граждан. В отличие, скажем, от индийских обитателей Британской империи.

При этом статус империи нам самим дал гораздо меньше, чем тем же англичанам. На протяжении всей имперской истории именно русские снабжали военной защитой и финансами все свои удалённые провинции. Воз этот был тяжким, но чего не заплатишь ради собственной безопасности? Да, в культурном плане мы обогатились несказанно. Взять хотя бы кухню: сейчас русскими блюдами во всём мире считаются борщ, плов, шашлыки и пельмени, которые имеют какое угодно происхождение, кроме русского. Это, конечно, плюс. Но, увы, народ наш на строительстве империи и устройстве своей безопасности надорвался. Сейчас русские становятся традиционным европейским народом-нацией. Их уже нельзя увлечь никаким имперским сверхпроектом, если он не сулит немедленной и внушительной прибыли.

Екатерина Островская, писательница:

 

Екатерина Островская, писательница— Скажу, что Россия лишь номинально была империей. В империи метрополия живет за счет колонии и не имеет с ней общих границ. В Российской империи, а еще в большей степени в СССР, колоний не было вообще; национальные окраины существовали за счет дотаций центра. Центр развивал промышленность у отсталых в экономическом отношении подчиненных территорий. Так что существование Российской империи пошло на пользу, в первую очередь, нынешним независимым государствам, образовавшимся после распада СССР.

 

Источник: http://www.aif.ru/society/opinions/1764

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня