Здравствуйте, уважаемый Алексей!
Меня ознакомили с вашим письмом, адресованным Руслану Эминову, в котором вы просите его дать опровержение на статью Рината Шаймарданова «Новая «холодная война» начнется из Крыма?», размещенную на сайте http://milli-firka.org.
В своем письме вы пишите: «Мне было интересно читать такое, я знал о разногласиях в Крыму, но не знал, что они так остры, хотя у нас в Москве они куда более сильные!».
Вы не корректны, сравнивая разногласия в Москве и существующее противостояние в Крыму. Ваши разногласия, по сравнению с нашими, — песчинка в пустыне: от ваших распрей и споров не зависят судьбы наций и народов. А вот от разногласий внутри Национального движения зависит судьба крымскотатарского народа.

Вы просите Руслана Эминова: «Не смогли бы Вы, как уважаемый и пожилой человек, знающий историю вопроса, ответить этому автору, что он лжет, когда пишет «18 гостей Джемилева», поскольку мы были в гостях не лично у Джемилева, а у Вашего народа — крымских татар в День траура и очень благодарны за историческое гостеприимство».
Меня удивила ваша позиция: почему вы сами не опровергли эту публикацию, а просите об этом Руслана Эминова? Знаний не хватило или смелости?
И что это за гости такие, стоять сверху и с трибуны учить уму-разуму крымских татар, кто у них лидер и за кем надо следовать! У нас так не принято: гости должны знать свое место и вести себя соответственно. Если вы знали о разногласиях, как пишите, почему же не соизволили встретиться с оппозицией и ближе узнать о жизни простого народа? Не захотели или вам запретили ваши патроны?
Далее вы утверждаете, что «автор лжет и когда пишет, что «…Только двое (А. Лавут и С. Ковалев) ранее имели отношение к вопросам «восстановления прав, реабилитации крымских татар…», поскольку и Андрей Григоренко, и А. Подрабинек, и В. Буковский, и Н. Горбаневская и даже я как внук Костерина — все мы принимали, пусть и не очень значительное, но все же участие в деле возвращения прав Вашего народа, а некоторые отсидели в лагерях…».
Я участвую в Национальном движении с 1966 года, с некоторыми участниками правозащитного движения был знаком лично — П.Г. Григоренко и его супругой Зинаидой Михайловной, П. Якиром, В. Красиным, А.Д. Сахаровым, Еленой Бонер, А.П. Лавутом, Татьяной Великановой, Татьяной Осиповой. Я также участвовал в мероприятии в честь семидесятилетия вашего деда Алексея Костерина, которое было проведено нашей делегацией в Москве в марте 1968 года в одном из ресторанов «Алтайских гостиниц». В этом мероприятии участвовали также Зинаида Михайловна и ваша бабушка. По поручению вашего деда выступил П.Г. Григоренко.
Те, кто прошли тюрьмы и лагеря, сидели там за свои убеждения, а не за защиту прав крымскотатарского народа. На мой взгляд, только А. Лавута и Т. Великанову можно отнести к тем, кто пострадал и за свои убеждения, и за национальный вопрос. К примеру, Зинаида Михайловна всегда говорила, что ее муж — Петр Григоренко — сидит не за крымских татар, а за свои убеждения.
Участники правозащитного движения в СССР были разношерстные: у одних были цели демократизации страны, у других — выезд из страны, у третьих — развал государственного строя. Для достижения своих целей ими в 1969 году был образован «Комитет защиты прав человека в СССР». Впрочем, в этот комитет сразу же были внедрены стукачи, сотрудничавшие с КГБ. Об этом вы можете почитать в интернете на сайтах:
1. Материал «Кому писал письма Мустафа Джемилев», опубликован 9 марта 2011 года и другой — «Энвер Аметов и сегодня в строю», опубликован 24 декабря 2011 года на том же сайте.
2. www.ktelegraf.com.ua дата публикации 18-06-2011 г. Материал опубликован в газете «Крымский телеграф» № 135 от 17 июня 2011 года.
Национальное движение крымских татар никакого отношения не имело ни к диссидентам, ни к «Комитету по защите прав человека в СССР». С ними были связаны отдельные личности, это было взаимовыгодно. Мы через Комитет прорывали информационную блокаду о положении нашего народа, а «Комитет по защите прав человека в СССР» оправдывал свое название и статус.
Теперь расскажу об отдельных личностях из числа диссидентов. В 1987 году в Москве после долгих митингов и переговоров с руководством партии и государства (П. Демичевым и А. Громыко), наконец, была создана Госкомиссия по решению нашего национального вопроса.
К этому времени физически уставшие представители старшего поколения начали разъезжаться из Москвы по местам жительства. Некоторые из оставшихся молодых представителей избрали новую инициативную группу: туда же по рекомендации вашего авторитета М. Джемилева вошел и А. Подрабинек. И чем закончился организованный ими митинг 29 июля 1987 г. у здания агентства ТАСС на Пушкинской? Напомню, около 100 человек были жестоко избиты милицией и выдворены из Москвы.
Кому была выгодна такая конфронтация с властью? Это было нужно только М. Джемилеву и стоящим за ним силам. Ту же политику конфронтации уже с руководством Украины М. Джемилев продолжает и сегодня. Информацию о А. Подрабинеке можете прочитать в «Информационном бюллетене» № 5-6 (17-18), выпуск 2002 г. Крымские студии с. 200.
Другой диссидент, уважаемый академик А.Д. Сахаров тоже внес свою лепту в «решение» национального вопроса крымских татар. Именно он 25 марта 1988 года авторитетно предложил создать в Северном Крыму резервацию для крымских татар в виде национально-культурного района, а Южный берег Крыма предложил объявить уникальной здравницей для граждан СССР. Об этом можно почитать в его статье в книге «Иного не дано». Как вам такое мышление ученого — «демократа»?
А теперь о намечаемом Крымском форуме. Как отмечается в принятом вами заявлении «Главной задачей Крымского форума является обеспечение преемственности правозащитного движения бывшего СССР в деятельности институтов гражданского общества в постсоветских государствах». Какой размах, достойный получения премии Нобеля.
Может, вы на этом Форуме хотите создать «Комитет по защите прав человека во всем мире»? Что ж, это ваше право. Создавайте, что хотите и где хотите, но только не на базе Национального движения нашего народа — и не на территории Крыма.
У нас и без вас проблем хватает, а территория Крыма и без вашего Форума имеет весьма высокий взрывоопасный потенциал… Не надо в очередной раз противопоставлять крымскотатарский народ странам и народам СНГ. Нам с ними делить нечего. От них мы надеемся получить помощь и поддержку в восстановлении наших исконных прав в Украине.
Для Мустафы Джемилева и стоящим за ним силам ничего святого нет. Этот Форум нужен М. Джемилеву не для того, чтобы решить наш национальный вопрос, а для того, чтобы спрятаться за Форумом в надежде избежать наказания за совершенные преступления перед своим народом и государством в случае утраты депутатского мандата и неприкосновенности.
Энвер АМЕТОВ,
11 июня 2012 года
СПРАВКА:
Энвер Аметов — участник Национального движения крымских татар с 1966 года.
Восемь раз был выслан из Крыма, два купленных им дома в Крыму были разрушены бульдозерами.
Трижды судим за участие в Национальном движении.
1976 г. — обвинен в измене Родине.
1979 г. — обвинен в связях с ЦРУ за интервью американскому журналисту.
Четыре раза объявлял политические голодовки, три из них сухие.
Дополнительные материалы по теме:
Энвер Аметов и сегодня в строю
Кто и зачем охотится за прошлым
Ветеран НДКТ Энвер Аметов в эфире ГТРК «Крым»
Кому писал письма Мустафа Джемилев?