Миф о Соборной мечети

Post navigation

Миф о Соборной мечети

Препарация земельной мифологии-3

15 февраля 2011 года Городской совет Симферополя, не устояв перед харизмой премьера Крыма Василия Джарты, разрешил Духовному управлению мусульман Крыма разработать проект землеустройства по отводу земельного участка площадью 2,7 гектара под Соборную мечеть. Это решение поддержали 71 из 72 зарегистрированных депутатов горсовета. 

Проект Соборной мечети в Симферополе

 

Осанну премьеру поют до сих пор. И, надо заметить, справедливо. Ибо Василий Джарты за полторы минуты сделал то, что меджлис не смог одолеть за полтора десятка лет.

 

Для общего ознакомления с ситуацией совершим краткий экскурс в историю.

 

Вопрос о строительстве главного культового сооружения мусульман Крыма — соборной мечети «Джума Джами» — муссируется с 1996 года. Всё это время депутаты Симферопольского горсовета вели вялотекущую окопную войну против Духовного управления мусульман Крыма, неизменно отказывая ДУМК на все запросы о выделении земельного участка под строительство Соборной мечети, и философски выслушивая «грозные» ответные заявления руководства меджлиса.

 

Первый отказ был выдан на участок в центре города — напротив Центрального рынка. Сейчас на этом участке расположен рынок «Светофор».

 

Второй раз ДУМК отказали в передаче участка на месте бывшего кинотеатра «Мир». Впоследствии этот участок был передан «КрымАвтоГАЗу» под строительство «Дома культуры автомобилистов». К настоящему времени ни о каком Доме культуры речь не ведется, но участок так и остался за «АвтоГАЗом».

 

Третий отказ Симферопольский горсовет выдал на участок в районе парка «Салгирка», обосновав свой отказ тем, что на этом месте располагалось кладбище немецких солдат. Позднее этот участок был передан под Ботанический сад Таврическому национальному университету им. В.И. Вернадского.

 

Четвёртый отказ ДУМК получило на земельный участок по ул. Набережная, 75В. Сейчас на этом участке построен роскошный спортивно-оздоровительный комплекс «Консоль-Спорт Премиум Клуб», в котором сгоняют жирок и наращивают мышцы состоявшиеся и очень состоятельные люди.

 

В 2004 году Симферопольский горсовет предложил под строительство Джума Джами несколько земельных участков — на выбор. В ДУМК выбрали территорию площадью 2,7 га, расположенную по ул. Ялтинская, 22, на объездной трассе Ялта-Симферополь. В том же году одна из сессий горсовета дала разрешение на сбор технической документации по отведению земельного участка в аренду.

 

Минуло четыре года. Всё это время, по информации ДУМК, готовилась документация и согласовывался проект Соборной мечети. Однако, 10 января 2008 года, когда все необходимые документы были собраны, городской совет неожиданно отказал в выделении указанного земельного участка. Чтобы создать хотя бы видимость обоснованности отказа, в апреле того же года народные избранники спешно передали участок по ул. Ялтинской, 22 под развитие паркового хозяйства — обустройство лесопарка «Юбилейный». Было изменено и целевое предназначение участка — его включили в перечень рекреационных земель.

 

Демонстративно провокационные действия горсовета вполне естественно вызвали волну народного возмущения среди мусульманского населения Крыма. Для успокоения страстей депутаты предложили под строительство Джума Джами другой участок — по адресу Луговая, 6. ДУМК отказалось, требуя восстановления своих прав на участок по Ялтинской, 22. Тут же в ангажированной прессе началась массовая истерия по обвинению крымских татар в упрямстве и излишней привередливости.

 

При этом ни один из обвинителей не принял во внимание, что участок по Луговой, 6 — очень и очень спорная территория.

 

Во-первых, под этим скромным адресом находится несколько десятков гектаров земли. Какой именно участок из этих гектаров выделятся под мечеть — на сессии точно указано не было.

 

Во-вторых, на части этой территории уже несколько лет расположена земельная поляна протеста. Таким образом, решение горсовета можно расценивать, как попытку столкнуть лбами крымских татар и Духовное управление мусульман Крыма, посеяв тем самым вражду и смуту внутри народа.

 

В-третьих, по этому же адресу был выделен участок Республиканскому реабилитационному центру детей-инвалидов. Строительство мечети на месте детского реабилитационного комплекса не представляется возможным — ни по исламским, ни по общечеловеческим принципам.

 

В-четвёртых, несколько лет назад для этой территории был разработан проект поселка для инвалидов «Социальная деревня», предусматривающий строительство на 42 гектарах земли многоэтажных домов, школы, детского сада и церкви. «У нас проблема жилья очень острая, первоочередники стоят на квартирном учете с 1983-84 годов, она годами не решалась» — с горечью отмечает председатель Симферопольского отделения «Союза организации инвалидов Украины» Иван Плохотниченко. Отбирать землю у инвалидов, пусть даже и под строительство Соборной мечети — кощунство с точки зрения Ислама. И не только Ислама.

 

Обстановка вокруг Соборной мечети накалялась. ДУМК обратилось в суд.

 

12 мая 2010 года Хозяйственный суд АРК удовлетворил исковое заявление ДУМК по выделению участка для мечети на Ялтинской, 22. Однако Прокуратура АРК обратилась с обжалованием в Высший хозяйственный суд Украины.

 

17 мая 2010 года, в преддверии траурной даты крымскотатарского народа- депортации 18 мая 1944 года — появился Указа Президента Украины, содержащий отдельное положение о необходимости разрешить вопрос о строительстве Соборной мечети.

 

26 января 2011 года Высший хозяйственный суд Украины принял решение по делу о строительстве Соборной мечети в Симферополе по ул. Ялтинская, 22, обязав Симферопольский горсовет в 10-дневный срок заключить с ДУМК договор аренды земельного участка на Ялтинской, 22.

 

15 февраля 2011 года, горсовет Симферополя с подачи Василия Джарты выдал ДУМК разрешение на разработку проекта землеустройства — на это раз уже не для сдачи участка в аренду, а для передачи земли в постоянное пользование. С одной стороны — это хорошо. С другой — документы были подготовлены под аренду. Это означает, что все хождения по инстанциям придётся начинать с нуля. А это уже не есть хорошо.

 

Если бы руководство меджлиса и ДУМК настояло на строгом выполнении решения суда, можно было бы в течение полутора месяцев провести согласования по уже имеющемуся проекту и начинать работы по строительству мечети. Однако никто не настаивал.

 

Фактически, горсовет принял решение, противоречащее постановлению суда, а «отцы татарской демократии» приняли это решение, аннулирующее 4 года работы ДУМК, с кротостью ведомых на заклание агнцев.

А в чём, собственно говоря, проблема? Вносим ясность.

 

В решении депутатов от 15.02.2011 г. речь идёт не о выделении земли, а всего лишь о разрешении на выполнение проекта землеотвода. Проще говоря, это вовсе не конец, а снова только начало. ДУМК разрешили разрабатывать проект землеотвода, и только в процессе разработки выяснится, возможна ли его реализация на этом месте.

 

Чтобы получить землеотвод, нужно согласовать этот вопрос со всеми разрешительными инстанциями и получить около двух десятков подписей. Нужно пройти санитарно-эпидемиологический, экологический и природоохранный контроль, решить вопрос транспортной развязки с представителями Госавтоинспекции, узнать, какие учреждения находятся рядом с предполагаемым местом строительства, можно ли вести строительство рядом с ними — и прочая, и прочая, и прочая…

 

Если учесть, что предыдущие согласования длились около 4-х лет, можно представить, сколько времени ДУМК потратит на этот раз. И никто не гарантирует, что к моменту, когда документы будут готовы, очередной состав депутатов в очередной раз не передумает. Или не изменится отношение Джарты к меджлису. Как показывает практика, последний аргумент — наиболее весомый.

 

На этой оптимистической ноте заканчивается наш увлекательный экскурс в историю Соборной мечети…

 

…И начинается препарация мифа под громким названием

 

СОБОРНОЙ МЕЧЕТИ В СИМФЕРОПОЛЕ БЫТЬ

 

Или не быть? Вот в чём вопрос!

 

Тенденция, однако…

 

Какие тенденции вскрыла вышеприведённая эпопея — даже не со строительством, а всего лишь с выделением места под возможное строительство Соборной мечети?

 

Во-первых, однозначно и несомненно проявилось существование в Крыму мощного исламофобского лобби. В свою очередь, это означает, что противодействие строительству Соборной мечети будет продолжаться на всех возможных уровнях. Лобби есть, его никто не отменял, следовательно — оно будет работать. Лоббировать. Торпедировать. Искать отговорки. Тянуть время. Так же успешно, как и предыдущие 15 лет.

 

Во-вторых, проявилось истинное отношение крымских и украинских властей к меджлису и его лидерам. Отношение, прямо скажем, не ахти. Примерно, как к дворовой собаке. Её держат на цепи, бросают время от времени краюху хлеба, умильно называют на публике членом семьи и даже лобызают время от времени — но никогда не посадят за стол и никогда не спросят её мнения на семейном совете. В то же время от любимицы требуется беспрекословное подчинение, знание команд «Место!», «К ноге!», «Фу!» и «Фас!», а также подношение тапок. В виде гуманитарной помощи на обустройство крымских татар. Хотя обустраивать украинских граждан должна Украина, а не Турция. Равно как и строить храмы.

 

В-третьих, абсолютная политическая недееспособность лидеров меджлиса М.Джемилева и Р. Чубарова. Будучи народными депутатами Украины (М.Джемилев с 1998 года по настоящее время, Р.Чубаров с 1998 по 2007 год), статус которых позволяет решать практически любые задачи, ни тот, ни другой не воспользовались своими полномочиями, чтобы помочь в разрешении вопроса Соборной мечети.

 

Демонстративные отказы по месту для Соборной мечети просто обязывали к подаче депутатских запросов или к парламентским слушаниям. Но нет. Лидеры меджлиса не усмотрели в этом необходимости. По-видимому, такое положение дел их устраивало. Иначе чем еще можно объяснить такое «прохладное» отношение к мощным политическим инструментам влияния?

 

А может, и нет никакого влияния? Нет авторитета в депутатском корпусе Верховной Рады Украины? Нет авторитета в депутатском корпусе Верховной Рады Крыма? Нет ничего, кроме кресла?

 

Если сравнить судьбу двух храмов — Соборной мечети и храма Александра Невского — разница впечатляет. Для православного храма нашлось место в самом центре города. Была вырублена часть парка. Перенесён памятный ансамбль защитникам Родины. В кратчайшие сроки собрана и согласована необходимая документация. К настоящему времени строительство храма находится в стадии завершения.

 

И 15 лет не решается вопрос не то что со строительством — с местом для Соборной мечети. Только ли исламофобское лобби виновно в таком плачевном положении дел? Почему ДУМК и руководство меджлиса так покорно соглашались с отказами на землю в центре города? Почему так мучительно долго собирались документы? Почему не обратились за помощью к народу?

 

Может быть, в антиисламском лобби участвуют не только записные исламофобы, но и люди, называющие себя мусульманами и занимающие высокие должности в руководстве представительного органа крымскотатарского народа?

 

Достаточно информированные источники сообщают, что несколько раз возможность получения хороших участков под строительство мечети была упущена только потому, что не были надлежащим образом оформлены заявки, а представители ДУМК и руководство меджлиса не проявляли должной настойчивости на заседаниях сессий горсовета, ограничиваясь публичными заявлениями в прессе.

 

Пример храма Александра Невского показывает, что всё можно делать быстро. Особенно если учесть, что опекающий этот храм Сергей Куницын не был депутатом Верховной Рады Украины и, следовательно, обладал меньшими правовыми возможностями, нежели Джемилев и Чубаров.

 

Может быть, непостроенная мечеть гораздо выгоднее для руководителей меджлиса, чем действующая?

 

И впрямь! Пока мечети нет — есть повод для громких заявлений без последующих громких дел. Есть повод для «разогрева» религиозных чувств крымских мусульман и раскручивания межконфессионального противостояния. Есть повод лишний раз пошантажировать власть мусульманскими волнениями. Есть повод лишний раз съездить за рубеж и картинно поплакаться на весь мир о тяжёлой судьбе крымскотатарского народа, привычно протягивая обе руки за очередным подаянием.

 

Тогда как построенная и действующая мечеть моментально лишает «народных радетелей» всех этих «возможностей».

 

Мечеть стоит. Служба идёт. Люди молятся. Всё хорошо.

 

А кто подаст сытому? То-то и оно…

 

Место расположения

 

Если взять карту Симферополя и отметить на ней все участки, которые отказались выделить под Соборную мечеть, мы увидим интересную картину.

 

Во-первых, каждая последующая точка находится дальше от центральной части города, чем предыдущая. Очень похоже на картину проигранного сражения, когда разбитая армия отходит всё дальше и дальше, сдавая победителям ценнейшие территории.

 

Рис.1 Соборная мечеть из центра Симферополя ушла на самую окраину. Щелкая мышкой по флажку, можно получить информацию по отмеченному этим флажком участку.

 

 

Во-вторых, с каждым новым местом Соборная мечеть всё дальше и дальше отдалялась от жилых массивов с большой концентрацией мусульманского населения.

 

Если взглянуть на карту города, можно увидеть, что крымские татары сконцентрированы в направлении феодосийской трассы: Хошельды, Белое (1-2-3-4-5), Каменка. В той же стороне расположены большие поляны протеста, имеющие все шансы стать в будущем жилыми массивами с преобладающим мусульманским населением — «Стрелковая» и «Автогаз».

 

Аналогичная ситуация и в районе Николаевская трасса — Дубки — маршала Жукова, где расположен многолюдный крымскотатарский новострой и самая большая в Крыму поляна протеста «Дубки».

 

В районе же Ялтинской, 22 концентрация крымских татар не в пример ниже. Соответственно, преобладает немусульманское население, для которого строительство Соборной мечети не представляет никакого интереса и вызывает, скорее, раздражение.

 

Если учесть, что мечеть в населенных пунктах должна быть — по возможности — равноудалена от окраин, чтобы обеспечить жителям максимальное удобство её посещения, то расположение Соборной мечети на Ялтинской, 22 создаёт максимальные НЕудобства для симферопольских мусульман. Следовательно, огромное многомиллионное сооружение большую часть времени будет пустовать, заполняясь, в лучшем случае, только по пятницам и во время религиозных праздников.

 

Рис. 2. Зеленым цветом отмечены жилые массивы с преобладающим мусульманским населением. Оранжевым цветом обозначены будущие жилые массивы, в которых будет преобладать мусульманское население. Участок под Соборную мечеть помечен синим флажком.

 

 

Вышеприведённые факты — очевидны. На каких иных соображениях основывалось руководство меджлиса, выбирая участок на Ялтинской, 22?

 

В городе больше нет свободных земель? Любая из полян протеста с удовольствием согласилась бы принять на своей территории Соборную мечеть. Это было бы обосновано со всех сторон: с точки зрения Ислама — большое количество мусульман в массиве; с точки зрения свободной земли — на всех полянах протеста предусмотрена территория под соцкультбыт; с точки зрения содействия своему народу в борьбе за землю — строительство Соборной мечети на поляне протеста в разы ускорило бы процесс законодательного оформления этого массива.

 

Удобные подъездные пути? Полноте, господа! Каждый, кто ездил по Ялтинской трассе летом — подтвердит абсурдность этого аргумента. С мая по октябрь выезд из города в ялтинском направлении перегружен — а теперь в этот поток добавятся и сотни мусульман, стремящихся провести пятничный намаз в Соборной мечети. Почему при выборе места не был учтён этот очень и очень немаловажный фактор?

 

Почему нельзя было вцепиться в самый первый участок, в центре города — напротив Центрального рынка — с тем же рвением, как и в участок по Ялтинской, 22? Почему нельзя было организовать народный пикет на этом месте, удерживая его для Соборной мечети, как это делают люди на полянах протеста и как это, в конце концов, сделали на Ялтинской? Почему не требовали, не добивались, а униженно просили и, получив отказ, смиренно начинали выпрашивать другое место — заведомо худшее?

 

А, может быть, всё было учтено и продумано? Может быть, перед крымскотатарским народом и мусульманским миром был разыгран спектакль, а место под Соборную мечеть было определено именно с таким расчётом — чтобы максимально затруднить как строительство, так и использование Джума Джами?

 

Проект и строительство

 

Сколько ни рылся автор в интернете — нигде не смог найти ни детального описания проекта Соборной мечети, ни данных о разработчике этого проекта. На сайте ДУМК о проекте нет никакого упоминания, хотя именно ДУМК выступает в роли заказчика.

 

Почему проект Соборной мечети засекречен? Почему не проходило ни всенародного обсуждения этого проекта, ни конкурса проектов? Каковы были условия тендера на разработку проекта? Какова стоимость разработки этого проекта? Какова стоимость строительства согласно проектно-сметной документации? Каковы условия тендера на строительство?

 

Вопросы — резонные. Соборную мечеть строят от имени народа и для народа. Соответственно, народ должен знать — кто и на каких условиях проектирует, кто и на каких условиях строит, кто и на каких условиях оплачивает строительство.

 

Немало вопросов и по тем скудным данным по проекту, которые всё-таки удалось отыскать. На видео перед нами предстаёт помпезное сооружение, имеющее очень мало черт традиционной исламской храмовой архитектуры, характерной для Крыма — за исключением, разве что, четырёх минаретов. Зато общий вид проекта очень напоминает торгово-развлекательный центр или выставочный комплекс. Не будем далее вдаваться в подробности архитектуры, но отметим самые главные атрибуты общественного здания, отсутствие которых существенно усложнит для прихожан посещение мечети.

 

Проект Соборной мечети больше напоминает торговый центр или выставочный комплекс

 

Во-первых, бросается в глаза отсутствие автостоянки, которая является жизненно важным атрибутом для отдалённого от прихожан храма. Каждый, кто посещает пятничные намазы в мечети «Арраид» по ул. Мокроусова, знает, какие вереницы машин выстраиваются там во время Джума-намаза. Учитывая, что мечеть в «Арраиде» вмещает около 500 человек, а Джума-Джами должна вмещать минимум в 7-8 раз больше — можно представить количество автотранспорта перед Соборной мечетью. Где его ставить? На двухполосной проезжей части, и без того перегруженной транспортным потоком на Ялту?

 

Во-вторых, в проекте нет крытых остановок общественного транспорта рядом с мечетью и нет безопасных переходов через дорогу — ни подземных, ни надземных. Обычный переход-зебра проблемы безопасности не решит. 2-3 тысячи человек, переходя проезжую часть по «зебре», элементарно заблокируют всё движение. А долгое ожидание общественного транспорта без крыши над головой — когда после Джума-намаза из мечети одновременно выходит несколько сотен человек — занятие не из приятных, особенно в «нелётную» погоду.

 

В-третьих, масштабность заявленного проекта Соборной мечети не соответствует реальным возможностям ни руководства меджлиса, ни ДУМК. Стоит заметить, что Ислам не приветствует показуху. И, если многие мечети стали символами величия и красоты — то только потому, что они строились и достраивались не один десяток лет, а финансовые возможности правителей позволяли строить прекрасные храмы, причём — не на последние деньги и не на гуманитарную помощь из других государств.

 

Стоит ли при отсутствии своих денег затевать строительство многомиллионного комплекса, которое растянется, в лучшем случае, на десятки лет, а в худшем — так и останется недостроем? Или крымские татары должны стать вечными моральными должниками турок, построивших для них главную мечеть Крыма? И не стыдно ли просить других сделать то, что должно стать национальным символом? И чьим символом благоговения перед Господом миров станет Джума-Джами, если её построит иностранный спонсор? Турецким? Арабским? Еще чьим-то?

 

Святыни народа должны создаваться народом… И пусть эта святыня не станет восьмым чудом света — но это будет святыня крымских татар, возведённая крымскотатарским народом во славу Всевышнего.

 

Неужели мы настолько ушли от Аллаха, что не сможем сами построить храм? Или нас убедили в этом «отцы нации», приложившие все усилия, чтобы крымские татары потеряли веру в себя и свои силы?

 

Поклонение или политика?

 

Для чего строятся мечети? Для поклонения Аллаху. Примером тому — десятки мечетей на полянах протеста. Вокруг этих мечетей нет шума. О них не пишут в газетах, не снимают сюжетов программы новостей. Об их строительстве знают только те люди, которые живут вокруг. Люди, которые строят эти маленькие храмы. Люди, которые молятся в них Творцу.

 

В этом смысл мечети. В поклонении. Человек, Господь, место для возношения молитв. Ничего больше. В созидании таких мечетей участвуют высшие силы. Поэтому они не нуждаются ни в документации, ни в официозе, ни в шумихе. Они просто строятся и люди приходят в них просто молиться.

 

Всё остальное вокруг мечетей, что не относится к поклонению — от лукавого.

 

От него — суетливые и распиаренные поиски «лучшего места», как будто для Господа есть «лучшие» и «худшие» места. От него — униженное пресмыкание перед демонстративно исламофобскими решениями власть предержащих, как будто есть власть выше власти Всевышнего. От него — оттягивание строительства Соборной мечети под любыми надуманными предлогами, как будто для Аллаха имеет значение, есть ли у храма придуманные людьми бумажки-документы.

 

Потому и не строится Соборная мечеть, что слишком мало в этом процессе поклонения и слишком много политики. Именно поэтому Джума-Джами еще очень и очень долго не будет построена. Найдутся причины. И дело здесь — вовсе не в мечети, как таковой. Дело в людях, взявших на себя ответственность за её строительство.

Мустафа Джемилев и Рефат Чубаров

Разве может строить мечеть человек, не соблюдающий предписаний Аллаха? Разве могут искренне радеть о мусульманском храме люди, не совершающие намазов, употребляющие запретное и совершающие запретное? Разве могут продвигать дело Ислама деятели, очень часто заседающие с христианскими и иудейскими священниками, но никогда не посещающие исламских муджтахидов, улемов и шейхов?

 

Ответ очевиден.

 

Храм, возводимый для поклонения, находится под покровительством Всевышнего. Люди, использующие строительство храма для политических спекуляций, исполняют волю дьявола.

 

Каждому человеку Господь заложил в душу принцип различения добра и зла. Поэтому делающий зло знает, что он делает зло. И это — его осознанный выбор. Человек — единственное существо на земле, которому Создателем даровано право выбрать сознательно. Это — высшее благо. И это же — высшая кара. Чем именно станет для человека его выбор — каждый решает сам. В этом мудрость Аллаха. В этом любовь Создателя к своему творению.

 

А что же мечеть?

 

Джума-Джами необходима. Всем мусульманам Крыма. Поэтому она будет построена.

 

Но это станет возможным только тогда, когда Соборная мечеть начнёт возводиться для поклонения в ней Аллаху, а не для того, «чтобы её видели все проезжающие на ЮБК», как ненароком обмолвился один из влиятельных функционеров меджлиса…

Ринат ШАЙМАРДАНОВ,

специально для МФ-Информ 

Другие материалы по теме:

 

ПРОЕКТ «КРЫМСКАЯ КАЛИФОРНИЯ»

ЕВРЕЙСКИЙ КОНГРЕСС ПОДДЕРЖИВАЕТ  С МЕДЖЛИСОМ ТЕСНЫЕ СВЯЗИ

ШОЛОМ АЛЕЙХЕМ, МУСТАФА! 

КРЫМ: ПРЕПАРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ МИФОЛОГИИ-2

КУКЛЫ И КУКЛОВОДЫ

АДВОКАТ ДЬЯВОЛА

ТЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ, СКОЛЬКО МЫ ЗА ЭТО ОТКАТИЛИ!

КАК КРЫМ ЧУТЬ НЕ СТАЛ ИЗРАИЛЕМ

ЗАЧЕМ СТАЛИН ВЫСЕЛЯЛ КРЫМСКИХ ТАТАР

 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня