Киргизия после референдума
На смену авторитарным режимам часто приходят хорошо организованные группы расхитителей, использующие политику как наиболее эффективную форму бизнеса. Прошедший в Кыргызстане референдум проявил истинные намерения новоявленных руководителей страны и пределы возможностей как соседей, так и мирового сообщества.
Хочется «мировое сообщество» взять в кавычки, и вот почему: никакого участия в спасении людей от истребления никто предпринять даже не пытался, осудить правительство, как минимум причастное к этническим чисткам, никто не осмелился, после успешной пиар-акции под названием «референдум» все вздохнули свободно и стали друг друга поздравлять. Теперь можно выпить и закусить. Есть повод: «Кыргызстан строит первую в Центральной Азии парламентскую республику». При этом ещё не пересчитали всех убитых, тысячи раненых в погромах остаются без элементарной медицинской помощи, тысячи сожжённых домов ещё дымятся, сотни тысяч граждан страны являются беженцами в собственной стране. Помощь, направляемая со всего мира беженцам, до них не доходит и разворовывается. На инакомыслящих оказывается беспрецедентное давление. С экрана телевизора льётся потоком гнуснейшая циничная пропаганда. И всё получается, «пипл хавает». Невольно вспоминается беспомощность Лиги наций и примирительные речи евролибералов перед событиями, перевернувшими весь мир в ХХ веке. Уже и век другой, а сценарии всё те же. Как же умные и порядочные люди могут так наивно заблуждаться и с удовольствием обманываться? Ведь суть референдум-шоу лежит на поверхности.
Новая власть, традиционно начавшая своё триумфальное шествие с апрельских погромов в Бишкеке и массовых экспроприаций, остро нуждалась в легитимизации. Это единственный пункт программы, где реальные задачи пересеклись с декларируемыми. Легитимизация временного правительства и президента переходного периода параллельно и по умолчанию легитимизирует результаты их деятельности с 6 апреля по сегодняшний день. Погромы и гнусные этнические чистки потребовались не только чтобы канализировать звериные страсти населения, деградировавшего до уровня животных, но и чтобы «прикрыть» собственную увлекательную деятельность по переделу чужой собственности. Попытки найти виновников событий за рубежом, свалить ответственность на некий «криминалитет» — обычный приём тех, кто рвётся к власти и обогащению любой ценой. Сегодняшние обитатели Белого дома — вчерашние соратники Бакиева, не будем это забывать. Когда-то они вытолкнули в первый ряд Бакиева и Кулова как фигуры компромиссные, слабые, а значит, управляемые. С Бакиевым промашка вышла. Оказалось, что в тихом омуте водятся весьма конкретные черти и их родственники. Сегодня такой «удобной» фигурой является Отунбаева: слаба, недальновидна, управляема и может получить гарантированно поддержку половины страны хотя бы по половому признаку, если других политических достоинств нет.
Получение мандата на правление до декабря 2011 года определило временной коридор, в котором можно заниматься обогащением. Ведь впереди и торг с американцами за продление их пребывания на базе «Манас», и торг с русскими вокруг выделения финансирования на продолжение строительства Камбаратинской ГЭС, и торговля авиационным керосином, и делёж помощи от западных «полезных идиотов». Есть где разгуляться, есть за что побороться в маленькой и нищей стране. Что будет в 2011-м, да и в 2012-м, никто сейчас и не думает.
Зачем же понадобилось выносить на референдум проект Конституции? Ведь не было надобности принимать новую Конституцию в такой спешке: какая-никакая Конституция есть, а проблемы страны исходят точно не от её несовершенства. Зачем потребовалось столь скоропалительно и келейно принимать решение о переходе от президентской республики к парламентской?
Ответ прост: трескотня об ограничении единоличной власти президента и передаче полномочий в парламент должна создать видимость демократических перемен, не предусматривая обязательств по реальной демократизации общества. Можно мягко сдвинуть фокус с реальных проблем сегодняшнего дня на задачи отдалённого будущего. Отвлекающий манёвр как для своих бесполезных идиотов, так и для «полезных», чтобы им было о чём поговорить и повод был «умыть руки» поскорее и скрыть смущение. В XXI веке прибивают гвоздями младенцев к стенам, толпой насилуют пятилетних девочек и десятилетних мальчиков, режут людей в лохмотья, жгут живьём… Неловко смотреть на это просвещённому человечеству. А теперь всё хорошо, не так ли? Недели не прошло, а уже всё хорошо: и согласие в обществе есть, и единство, строить задумали самое демократическое государство в Азии, а кто старое помянет, тому и глаз вон.
В событиях на юге Кыргызстана отчётливо проявились нежелание и невозможность всех вокруг предпринимать что-либо, действительно адекватное ситуации. Нельзя же назвать адекватным действием направление гуманитарной помощи без возможности влиять на её распределение, когда гуманитарные миссии играют роль тыловой службы эскадронов смерти.
Я представляю, как представители «победившей демократии» торжествуют. Одержана победа над могущественным, но наивным демократическим миром. Врага побили его же оружием — процедурой. Это важный урок для всех: демократические процедуры ничто без самой демократии. Нельзя мечту подменить протоколом. Ведь это уже проходили в Ираке и России, в Афганистане и Казахстане.
Что же дальше? Всё бы сошло с рук нынешнему демократическому «комитету общественного спасения», если бы Кыргызстан был островом в океане, но вокруг неспокойная суша, населённая существами отнюдь не травоядными. На севере Узбекистана базируется мощная и воинственная узбекская диаспора, в самом Узбекистане весьма сложная обстановка. Мнимое сытое спокойствие в Казахстане вот-вот закончится.
Не очень подходящий регион и время для коммерческих экспериментов в столь безответственной форме. Проблемы узбекской диаспоры на юге Кыргызстана не решены, примирения не произошло. Узбеки действительно активно участвовали в референдуме, но надо понимать, что люди голосовали не за Отунбаеву, а за порядок, в надежде на то, что это принесёт хоть какое-то облегчение в их ужасной ситуации. Горе, боль, безысходность, тяжелейшие условия жизни никуда не делись, как и острое чувство несправедливости. Именно это ощущение, когда не к кому пойти за справедливостью, привело к образованию джамаатов на российском Кавказе. Если судебная власть, правоохранительные и надзорные органы не функционируют, то обязательно появятся те, кто объяснит людям, в чём «корень зла». Все мы хорошо представляем, что это будут за люди. Учитывая выход американцев из Афганистана в следующем году, форма государственного устройства Кыргызстана может оказаться вовсе не парламентской республикой. Во всяком случае, в двух его южных областях.