Гибель «Армении» и крымскотатарские моряки

Post navigation

Гибель «Армении» и крымскотатарские моряки

На набережной Ялты, у фешенебельного гостиничного отеля была построена красивая часовенка с венценосным крестом на куполе. На портале входа в часовню с южной стороны на металлической табличке читаю: «В память о морской трагедии — гибели санитарного теплохода «Армения». 7 ноября 1941 года крупнейшее судно Черноморского флота вышло в свой последний рейс из Ялтинского порта и потоплено фашистским самолетом. Погибли почти все: капитан Владимир Яковлевич Плаушевский, 96 членов экипажа, 5500 раненых жителей Севастополя, Балаклавы и Ялты».

 

Гибель «Армении» и крымскотатарские морякиКак известно, в преддверии Октябрьского праздника фашистское командование, вопреки всем правилам ведения войны, предприняло массированную бомбардировку мирного населения кварталов Акъяра (Севастополя), окрестных деревень, большинство которых составляли крымские татары и русские.

Воспоминания об этом часто слышал на собраниях на Абразивном, Инструментальном заводах г.Ташкента, колхозе «Пятилетка», в Янгиюле, Чирчике, Фергане, Маргилане, Андижане, Бекабаде, Самарканде, Пскенте, Буке и других местах, где проживали переселенные жители Акъяра, Лимены, Кикенеиза, Кучук-коя, Мухалатки, Мшатки, Фороса, Хайто, Ласпи, Кучук-Мускомьи, Варнаутки, Байдар, Сахтика, Календы, Скели, Саватки, Узунджи, Багы, Уркусты, Буюк-Мускомьи, Ай-Тодора, Озенбаша, Шумы, Уппы, Кучка, Чоргуны, Ялысуя, Камары, Карани, Балаклавы, Кадыкоя, Кок-агача, Ахтыды, Инкермана и других сел этого района.

Трагична судьба участников той операции: матроса сторожевого крейсера Халита Асанова (Кучук-Узень), спасавшего терпящий бедствие теплоход «Армения», и Рефат-ага Чурлу, тоже с этого крейсера. 19 мая 1944 года, будучи в строю экипажа на палубе, они приказом капитана крейсера в числе всех крымских татар были выведены из строя для сдачи оружия и высадки на берег…

И это происходило на виду всего пораженного экипажа, с кем они вместе воевали, заделывали бреши от мин, боролись с фашистами, тонули в открытом море и волей Всевышнего остались живы. Повоевав, хлебнули горя, и вот теперь, волей Отца народов объявлены предателями.

Самым тяжелым из воспоминаний Рефата-ага Чурлу было то, что будучи офицером крейсера, на виду у всего личного состава экипажа, с каждым из которых поровну делили тяжелую участь крейсера и его команды, по приказу «сверху» сдавать оружие: гранаты, кортик и автомат с боеприпасами на виду у своих подчиненных…

Вот такова участь крымских татар — членов команды боевого крейсера после трагической гибели теплохода «Армения».

Нурфет Мурахас, Алушта


Газета «Голос Крыма»,  № 19 от 11 мая 2012 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня