Более трех месяцев прошло с момента избрания Ержана хаджи Малгажыулы Председателем ДУМ Казахстана, Верховным муфтием Казахстана.
За это время новый глава казахстанских мусульман успел посетить Саудовскую Аравию, Турцию, Азербайджан, Египет, провел более 70 встреч и открыл три новых мечети — две в Южно-Казахстанской области и одну в Алматы.
Первые 100 дней — хороший повод для того, чтобы встретиться и подвести некоторые итоги…
— Уважаемый муфтий хазрет! Поздравляем вас с новой ответственной должностью. Смена руководства в любом учреждении обычно приводит к множеству перемен: появляются новые приоритеты, другие лица, свежие идеи, проекты…
— Бисмилляхиррахманиррахим! Хвала Аллаху, Господу миров! Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью, сподвижников и последователей до Судного дня!
После седьмого курултая мусульман Казахстана в Астане, где я был избран на эту высокую и ответственную должность, наш Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев провел встречу с представителями ДУМК. В ходе этой встречи он совершенно правильно сказал, что Ислам является духовной ценностью нашего народа на протяжении многих веков. Он выразил нам свое доверие и призвал нас, служителей Исламской религии, не отступать в своей деятельности от заветов наших предков. На нас лежит огромная ответственность по сплочению казахстанских мусульман, а также перед ДУМК стоит задача укреплять и развивать плодотворное сотрудничество в духовно-просветительской и социальной сфере с государственными учреждениями.
«Вы знаете, что сегодня появились различные религиозные течения. Служители мечетей должны уметь вести работу с населением, особенно с молодежью, чтобы правильно разъяснять, что собой представляют разные де¬структивные течения, а что является традиционным направлением в Исламе», — сказал нам Президент.
Нурсултан Абишевич подчеркнул, что единственной признанной и законной структурой традиционного Ислама в Казахстане является Духовное Управление мусульман Казахстана. В недавно принятом законе, регулирующем сферу религиозных отношений, закреплено, что государство признает место и роль ханафитского мазхаба в духовной жизни нашего народа. И это правильно. Казахстан — светское государство, поэтому наша политика в религиозной сфере направлена на укрепление межконфессионального мира и толерантности. Свобода совести у нас гарантирована Конституцией.
Что же касается каких-то новшеств в работе ДУМК, т о, прежде всего, мне хотелось бы превратить Управление в центр единения мусульман. Между муфтиятом и обществом, верующими не должно оставаться никаких преград — любой человек имеет право обратиться к нашим имамам, и получить совет и помощь в решении своих насущных проблем. Кроме того, мое глубокое убеждение: религиозный человек обязан быть скромным. Никогда нельзя забывать о том, что главное, к чему должно стремиться — это довольство Аллаха и достижение счастья в загробном мире. Ведь сказано в священном Коране: «Чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал» («Железо», 23).
— В этом году исполняется 10 лет Съезду лидеров мировых и традиционных религий, который проводится в Астане по инициативе нашего Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева. Как вы думаете, оправдал ли этот форум те ожидания, которые на него возлагались, стал ли по-настоящему действенной площадкой для достижения взаимопонимания между представителями разных религий?
— На мой взгляд, проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий является ярким подтверждением того, что на казахской земле всячески стремятся укреплять мир, взаимопонимание и межрелигиозное согласие.
Религия — это мощная сила, которую мы должны направлять на установ¬ление мира и согласия в каждом обществе, на процветание каждой страны. В этой связи Ислам играет огромную роль в укреплении вза¬имоуважения и взаимопонимания. Народная мудрость гласит: «Где царит мир, там и благополучие». Поэ¬тому неудивительно, что с момента обретения независимости Казахстан, стремящийся к миру со всеми, в своем развитии не отстает, а иногда и опережает некоторые страны не только бывшего Союза, но и мира.
Этому способствуют верные решения Президента и правительства по установлению внутренней политической стабильности и укреплению доброжелательных межнациональных и межконфессиональных отношений. Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев приложил немало усилий для достижения согласия среди представителей разных наций, проживающих в нашей стране, объединению разных религий ради процветания общей Родины — Казахстана.
Кстати, вы спрашивали о приоритетах. Так вот — в своей работе в качестве Верховного муфтия боль¬шое значение я придаю сотрудничеству с представителями других традиционных казахстанских конфессий. Укрепление межконфессионального мира и согласия, межрелигиозной терпимости — это один из наших давних принципов, отступать от которого я не собираюсь.
С первого дня своего появления на Земле Ислам говорит о необходи¬мости межрелигиозного согласия. Наш многоуважаемый пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даже после переселения из Мекки в Медину не принуждал никакую душу принимать Ислам. Напротив, он пропагандировал хорошие отношения с представителями всех других религий.
В связи с этим в одном из хадисов сказано, какими должны быть правильные отно¬шения с соседями: «Если твой сосед не мусульманин, то у него одно право — право соседства. Если же сосед мусульманин, то у него 2 права — соседа и Ислама. Если твой сосед является мусульманином и родственником, то у него 3 права в отношении тебя — соседское, родственное и право по Исламу».
Таким образом пророк, да благо¬словит его Аллах и приветствует, утверждал, что каждый человек, живущий с нами в одном обществе, имеет определенные права, которые надо уважать. И какую бы религию этот человек не исповедовал, наша обязанность — быть с ним в добрых отношениях.
— Пожалуй, самая главная «головная боль» в религиозной сфере для РК — это ползучее распространение различных псевдомусульманских сект и ересей, получивших некоторое влияние среди части казахстанской уммы. Какие способы лечения этой духовной болезни вы считаете наиболее эффективными?
— Мы живем в непростое время: во всем мире активизировались религиозные экстремисты, прикрывающиеся исламскими лозунгами. В Казахстане они тоже, к сожалению, успели отметиться и до определенной степени укорениться.
Радикальные идеи, которые они проповедуют, глубоко чужды нашему народу. Эти миссионеры представляют серьезную опасность, так как их деятельность наносит удар по самому ценному, что у нас есть — по нашему единству и сплоченности.
Нельзя забывать о том, что Казахстан — страна богатая и большая, а населения у нас не так уж и много. И наша сила — прежде всего, в единстве. В священном Коране сказано: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» («Трапеза», 2). А казахи говорят: «Если четверо в мире — обретется то, что на небе, если шестеро в ссоре — потеряется то, что в руках».
Поэтому я дал поручение всем имамам мечетей регулярно и неустанно вести разъяснительную и просветительскую работу с прихожанами, особенно с молодежью, объяснять людям, что является традиционным Исламом, а где под порой внешне безобидной личиной скрываются деструктивные, опасные идеи.
Одна из причин возникновения этой проблемы кроется в нашем недавнем прошлом. В советскую ма¬териалистическую эпоху религиозно-духовные ценности находились в глубоком упадке. После обретения Казахстаном независимости ситуация изменилась к лучшему. Увеличилось количество мечетей, хвала Аллаху, сейчас в них можно встретить не только стариков, как это было раньше. Напротив, в настоящее вре¬мя большинство прихожан относится к молодому поколению. Изголодавшийся по духовным ценностям народ стал обращаться к вере.
Однако поклонение без знаний подобно дереву без корней. Ветер легко раскачивает и валит такое дерево. Так же и в религии: пренебрежение к знаниям может привести к прискорбным последствиям. История показывает, что невежество приводит к смуте. Аллах в священном Коране сказал: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» («Семейство Имрана», 103).
Поэтому ради благоденствия нашей страны мы должны быть сплоченными. Мы должны помнить о том, что человек приходит в религию по зову сердца, это очень тонкая, деликатная сфера. Наше служение подобно труду археологов. Невозможно извлечь ценности, работая бульдозером и выворачивая сразу большие пласты земли — в таком случае все они будут разрушены. По этой причине археологи действуют аккуратно, осторожно снимая почву, терпеливо собирая реликвии. Эта работа требует большого усердия и огромного терпения.
Такова же и религиозная пропаганда. Она тоже требует рассудительности и терпения. Слова «бей» и «бери» чужды для истин¬ного религиозного служителя. Я думаю, что пришло то время, когда мы должны объединиться во благо нашей страны и перестать упрекать друг друга за мелкие мирские обиды. Пора нам сплачиваться, а не разделяться.
Чтобы не попасть в сети экстремистов и террористов, каждый мусульманин должен совершенствовать свои знания. Нужно понимать, что быть мусульманином — это настоящий труд, каждодневная осознанно выполняемая практика. «Сегодня, когда большинство к религии не стремится, просто назвать себя мусульманином — этого недостаточно», — говорил Миржакып Дулатулы.
Для пополнения своих познаний существует множество источников — хорошие, правильные книги, газеты, журналы, видеофильмы, аудиозаписи, всемирная сеть Интернет. Кстати, мы придаем большое значение освоению и использованию в призыве к традиционному Исламу современных сетевых технологий. Успешно работают сайты muftiyat.kz на казахском языке и сайт Центральной мечети azan.kz на русском.
Братья и сестры, ищущие ответы на свои вопросы, относящиеся к духовной сфере, могут найти для себя там много полезной информации.
— Просветительская и разъяснительная работа требует от имамов высокой квалификации, глубоких и надежных знаний. Много ли среди наших исламских священнослужителей таких «светлых голов»?
— Вопрос понят. Вы правы, Казахстан — государство молодое, и во многих сферах ощущается нехватка квалифицированных специалистов. В определенной степени коснулась эта проблема и нас. Вопрос о повышении квалификации духовных кадров мы намерены решать поэтапно. Мы регулярно обучаем наших имамов на специальных семинарах и курсах, проводим аттестации. Сегодня ДУМК нужны грамотные имамы, обладающие хорошими деловыми качествами, организаторскими способностями.
Кроме того, служитель мечети должен обладать обширными познаниями в области религии, разбираться в различных религиозных течениях и направлениях, знать арабский язык и т.д. Сейчас подготовкой специалистов и проверкой их квалификации занимается созданная при ДУМК специальная комиссия.
Кроме того, Духовное Управление заключило договоры с некоторыми авторитетными зарубежными организациями — университетами и духовными управлениями. По этим договорам многие казахстанские имамы получили духовное образование в университете Аль-Азхар в Египте, в Академии Дагуа в Пакистане. Ежегодно при Духовном Управлении Турции 25 наших имамов проходят двухмесячные курсы повышения квалификации. Так что, думаю, со «светлыми головами» у нас в скором времени все будет в порядке.
— Не могли бы вы прокомментировать информацию критического характера в отношении ДУМК, которую распространяют некоторые интернет-ресурсы? Как вы относитесь к подобным проявлениям «свободы слова»?
— В священном Коране говорится: «… Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах — Принимающий покаяния, Милосердный. («Комнаты», 12).
Сегодня каждый может открыть сайт и разместить на нем любое ложное обвинение, технически это несложно. Есть подобные сайты и у нас. По моему мнению, они наносят большой вред, а пользы от них никакой. Нельзя забывать и о том, что не только в Исламе, но и во всех остальных религиях очернить невинного считается большим грехом. За каждое наше слово будет спрошено Всевышним Аллахом.
Ислам особое значение придает соблюдению прав человека, защищает его честь и достоинство. Злословие в Исламе приравнивается к нарушению прав человека. Более того, в Исламе вообще не разрешается не только говорить, но даже думать плохо. «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом»( «Комнаты», 12). Плохие мысли убивают любовь в сердце и вызывают ненависть между людьми.
— В последнее время все больше вокруг нас фактов, свидетельствующих о нравственной деградации общества — растет число абортов, семейные пары, едва вступив в брак, тут же разводятся. Но разве не говорил Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует): «Женитесь, размножайтесь, ибо в Судный день я буду гордиться численностью вашей перед дру¬гими общинами»?
— Раньше у казахских женщин и мысли не было об аборте или разводе. А сегодня многие женщины, забеременев вне брака, беспощадно идут на аборт. Горько, что ради однодневной забавы они калечат свою жизнь, идут на великий грех. А все потому, что были забыты моральные заветы наших предков, которые даже не знали такого слова «аборт».
В одной казахской поговорке говорится: «Родина начинается с семьи». А для семьи опора — это национальное сознание и мусульманская духовность. Да, в Исламе развод по уважительным причинам разрешен. Однако развод — самый ненавистный Аллаху из разрешенного.
Раньше матери растили своих дочерей, подготавливая их к будущей семейной жизни, что сейчас, к великому огорчению, не делается. А мужчины воспитывались в уважении к своим будущим супругам. Недаром Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Самые лучшие из вас те, которые хорошо относятся к своим женам».
По моему глубокому убеждению, для того чтобы восстановить правильные пропорции в отношениях между полами, в браке, нужно всего лишь вернуться к тому отношению, которого придерживается истинный Ислам. Других способов остановить моральную деградацию общества не существует.
— В качестве Верховного муфтия вы успели посетить Саудовскую Аравию. Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях и об итогах этой поездки.
— По приглашению министра хаджа Королевства Саудовская Аравия Бандара бин Мухаммада Хаджара делегация ДУМК посетила город Мекку. Я был на приеме у представителя Министерства хаджа Хатима бин Хасан Кади. Мы обсудили вопросы по организации предстоящего хаджа. Также я встретился с директором Департамента по перевозке паломников Турции, Европы, Австралии и Америки Тариком Бен Мухаммадом Абдуллой Анкави.
В ходе этих переговоров мы обсудили вопросы лучшей организации пребывания казахстанских паломников, а также защиты их прав, предоставления им медицинской помощи, защиты их интересов во время хаджа. Руководитель Департамента к этим проблемам отнесся с пониманием и обещал принять их во внимание.
— Итак, сколько наших соотечественников смогут совершить хадж в этом году?
— В прошлом году Министерство хаджа КСА выделяло для Казахстана 5500 квот. В этом году количество квот остается таким же. Министерство хаджа выразило свое доверие казахстанской хадж-миссии, которая, по их мнению, и в нынешнем году сможет организовать хадж на должном уровне.
— И последний вопрос. Мы понимаем, что ваше служение подразумевает постоянную занятость и огромную отдачу сил. Остается ли у вас время на отдых и как вы проводите эти свободные минуты?
— По возможности стараюсь уделять время семье. Хвала Аллаху, Он подарил мне троих сыновей — их имена Али, Абдулла и Насрулла. В Исламской религии огромное значение придается прививанию истинных ценностей, как говорится, с младых ногтей. Ведь самое главное богатство, которое мы, родители, можем в качестве наследства передать своим отпрыскам — это не счет в банке и другие материальные ценности, как считают некоторые. Нет, истинное богатство и настоящее наследство — прежде всего, духовное.
Когда позволяют время и обстоятельства, читаю прессу, художественную литературу. Стараюсь быть в курсе всех значимых общественных и культурных событий. Моя «слабость» — катание верхом. Говорят, к этому «хобби» наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, весьма благоволил. Кстати, катание на лошадях — это помимо отдыха еще и прекрасный способ поддерживать хорошую физическую форму.
— Большое спасибо за ин¬тервью. Желаем вам успехов в вашей трудной работе.
Опубликовано в газете
«Медина аль-Ислам. Центральная Азия»,
№5 (140), 2013