Надо быть нацией знаний

Post navigation

Надо быть нацией знаний

Сегодня все мы становимся свидетелями перехода к «информационной эпохе». Пользуясь благами смены эпох, государства мира стремительно объединяются в группы. Одни страны оказываются среди тех, кто производит информацию, которую можно продать, другие присоединяются к странам, способным приобретать востребованную информацию. В какой группе находится Турция?

 

Мы переходим к «информационной эпохе» или «эпохе знаний», и даже проживаем первые годы новой эрыЗавоевание Стамбула Фатихом Султаном Мехметом стало причиной смены эпохи. Если бы мы жили в Стамбуле в середине 1400-х годов, мы бы никогда не знали, что являемся свидетелями смены эпох, о которой еще не писали историки.

 

Сегодня мы сталкиваемся с похожей ситуацией. Возможно, в данный момент мы не можем этого заметить среди напряженной ежедневной суеты, но все мы являемся очевидцами наступления новой эры.

 

Иными словами, мы переходим к «информационной эпохе» или «эпохе знаний», и даже проживаем первые годы новой эры.

 

Самое важное — знания!

 

Наиболее яркой чертой информационной эпохи можно назвать постепенное превращение информации во все более действенную силу. Если ранжировать ресурсы институтов и организаций сверху вниз в порядке их значимости в прошлом веке, то можно констатировать, что на первом месте находились физические ресурсы, на втором — финансовые. Последняя строчка отводилась интеллектуальному капиталу или знанию.

 

В то время как в новом веке или эпохе финансовые активы сохраняют вторую позицию, интеллектуальные активы выходят на первое место, физические — оказываются на последнем. Другими словами, знания (не данные) стали важнейшим капиталом институтов и организаций. Значимым навыком для администрации и сотрудников учреждений стало производство и впоследствии эффективное управление дефицитными знаниями.

Страны, продающие знания

 

Государства мира можно поделить на три группы.

 

Первую группу образуют те, кто производит знания, которые можно продать, или страны, которые «строчка за строчкой» продают информацию.

 

Во второй группе находятся государства, которые способны ее приобрести.

 

Все остальные страны составляют третью группу.

 

Открывать дискуссию о том, в какой группе находится Турция, не представляется необходимым, однако, думаю, мы согласимся с тем, что наша страна в первую группу не входит.

 

Тем не менее, я уверен, что все мы желаем, чтобы Турция превратилась в страну, производящую знания, которые «можно продать».

 

Чтобы перейти к «обществу знания», необходимо менять парадигму «управления знаниями». Для грамотного обеспечения процесса принятия решений это предполагает своевременное, уместное предоставление достоверного знания, что в свою очередь связано прежде всего с возможностью производства такого знания. Однако в этом и состоит основная сложность.

 

Данных много, знаний нет

В последнее время в беседе с руководителями высшего звена наших учреждений и организаций мы все чаще слышим утверждение: «Прилагая невероятные усилия, мы собираем данные, однако сталкиваемся со значительными проблемами при управлении этими данными и превращении их в знания, особенно в необходимую для нас стратегическую информацию».

 

Действительно, благодаря невиданному развитию компьютерных технологий, что касается организаций и учреждений, мы достигли значительных успехов по сбору данных. Аналогичным образом в результате развития коммуникационных технологий мы преуспели и в передаче информации, однако «знания» фактически отсутствуют.

 

Иными словами, у нас действуют обладающие высоким потенциалом каналы передачи информации, но мы сталкиваемся с серьезными проблемами при производстве «знаний», которые мы собираемся передать. Причины этой ситуации можно классифицировать следующим образом:

— Фактическая незавершенность промышленной революции.

— Отсутствие отчетливого видения по вопросу «общества знаний».

— Неспособность понимать различия между информационными технологиями и информационными системами.

— Вера в то обстоятельство, что получить знания можно только благодаря инвестициям в компьютерные технологии.

— Бесконтрольный сбор данных в силу возможности, которую обеспечивают информационные технологии.

— Нераспространенность концепции «управления знаниями» в общественном сознании.

— Неспособность эффективного анализа собранных данных.

— Неспособность произвести стратегическую информацию из собранных данных.

— Неспособность эффективного использования информационных технологий в процессе сбора данных и распространения информации.

— Неспособность бизнес-организаций перейти к «рыночному» подходу.

 

Как решить проблему?

 

Чтобы стать «обществом знаний», необходимо выполнять непременный принцип — прежде всего иметь отчетливое видение и распространять это видение в общественном сознании. Поэтому нам необходимо стать государством, в котором существуют организации и институты, эффективно функционирующие в сфере «управления знаниями» благодаря грамотному подходу нормативных субъектов и их активной деятельности по внедрению в общественное сознание концепции «управления знаниями».

 

Успех руководителей информационных служб, входящих в организационную структуру в многонациональных компаниях и связанных с руководителями высшего звена, сможет обеспечить вклад в рост непосредственно институциональных ресурсов организаций.

 

Что нас ждет в будущем?

 

Мне хотелось бы закончить статью высказыванием Билла Гейтса: «Управление знаниями — это не цель, а средство. Цель — повысить интеллектуальный потенциал организации или корпоративный коэффициент интеллекта». А это очевидная реальность, в которой способные производить знания организации могут приобрести конкурентную силу в противовес другим государствам или организациям.

 

Халук Уналды (Haluk Ünald?)
(«Milliyet», Турция)

 

Оригинал публикации: ‘Bilgi Toplumu’ olmak zorunday?z

Опубликовано: 08/01/2013

 

Источник: http://www.inosmi.ru/

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня