Народ, который лишили Родины…

Post navigation

Народ, который лишили Родины…

Поздней осенью 1944 года Мухабат Мамедова вышла замуж и перебралась в селение мужа в центральной части южной Грузии. По словам женщины, она планировала прожить там всю свою жизнь, однако через несколько недель ей пришлось покинуть село Жарали навсегда.

Во время погромов турков-месхетинцев в Кыргызстане были разрушены десятки домовВ числе других 80-100 тысяч турков-месхетинцев Мухабат Мамедова подверглась принудительному выселению из Кавказа в Центральную Азию. Турки-месхетинцы были не единственным народом, кого постигла такая же участь: среди представителей других национальностей СССР, сосланных властями во время Великой Отечественной войны, были крымские татары, поволжские немцы, чеченцы…

Представители НКВД объяснили семье Мухабат Мамедовой, что их эвакуируют на случай нападения фашистских войск…

Сегодня Мухабат Мамедовой 91 год, проживает она под Бишкеком. В товарном вагоне, в которой ее с семьей отправили в Центральную Азию, было холодно, еды мало. Многие умерли; их тела выбрасывали из вагонов прямо в заснеженную степь. По прибытии в Кыргызстан люди были так голодны, что ели похлебку из вареного сена.

Помимо холода и голода семье Мамедовых пришлось также столкнуться с подозрительным отношением к себе со стороны местных жителей. «Кто-то пустил слух, что везут людоедов, — говорит женщина. — Когда мы приехали, нас все боялись, а мы боялись их. Но вскоре они увидели, что мы — такие же обычные люди, как и они сами».

Лишь в 1953 году, после смерти советского вождя Иосифа Сталина, туркам-месхетинцам разрешили покинуть предписанный им район обитания. В 1954 году отец Мухабат Мамедовой, высланный из Грузии в Узбекистан, разыскал дочь, которая была на тот момент беременна. «Это было так неожиданно, — рассказывает Мухабат Мамедова. — Я уже потеряла всякую надежду увидеть его вновь».

Потрясение, вызванное встречей с отцом после десятилетней разлуки, привело к выкидышу. «Ребенок перестал двигаться во мне, — вспоминает женщина, которая тогда никому ничего не сказала и носила в своем чреве мертвый плод до тех пор, пока отец не уехал. — Отец спросил, почему я плачу. Я ответила: «Потому что ты снова уезжаешь». Так стыдно признаваться в столь интимных вещах».

Турки-месхетинцы по большей части мирно сосуществовали с местными кыргызами, русскими и представителями других национальностей, проживающими на территории Центральной Азии. Но когда в конце 1980-ых годов советская империя начала рушиться, эту гармонию стал разъедать национализм.

 

В 1989 году в узбекской части Ферганской долины месхетинцы подверглись погрому. Сотни людей были убиты и ранены. Тысячи бежали в Турцию, Азербайджан, Россию. В 2004 году несколько тысяч месхетинцев эмигрировали из России в США.

Во время одного из этих ферганских погромов был жестоко избит брат Фирузы Партовой. Ее семья бежала в город Кант под Бишкеком. «Узбеки были нам как родные. Но после этих событий все внезапно кончилось, — вспоминает ныне 47-летняя Фируза Партова. — Даже близкие нам узбеки стали разговаривать с нами неохотно. Мы поняли, что жизнь здесь будет невозможной, и решили уехать».

По словам Фирузы Партовой, именно пережитые беды и горести заставляют ее сохранять и продолжать месхетинские традиции вроде сложных свадебных церемоний. «Наши предки сохранили эти традиции, и мы будем жить по ним. Говорят, что без прошлого нет будущего». Год назад женщина организовала свадьбу своей осиротевшей 16-летней племянницы Севили. Вся месхетинская свадебная церемония — от знакомства, ухаживания до самой церемонии вступления в брак — дело очень серьезное и требует детального знания традиций.

«Мы опросили многих стариков. Хоть с рождения мы и воспитываемся в традиционном духе, всех деталей упомнить невозможно. Я специально обращала на них внимание на всех свадьбах, на которых бывала. Потому что никогда не знаешь, когда что понадобиться, верно?».

В апреле 2010 года турки-месхетинцы почувствовали себя особенно нежеланными в Кыргызстане, когда во время политических потрясений, последовавших за свержением Курманбека Бакиева, некоторые из них подверглись нападениям из-за земли и своего относительного благополучного положения. Во время погромов в поселке Маевка под Бишкеком были сожжены десятки домов, по меньшей мене пять турков-месхетинцев были убиты. Одним из погибших был Каптан Карипов.

Вдова Карипова, Кижаним Карипова, вспоминает, как группа кыргызов собралась у поселка, требуя отдать им землю.

«Мой зять прибежал домой с поля и велел нам немедленно уходить. Он сказал, что сюда направляется больше тысячи человек. Я схватила сыновей и убежала», — рассказывает женщина. Она также позвонила мужу, но он проигнорировал ее мольбы держаться подальше от поселка. «Они схватили мужа поблизости от дома. Как они только над ним ни глумились. Он был весь изуродован».

Погромы и последовавшая за ними волна национализма заставили некоторых турков-месхетинцев задуматься об отъезде из Кыргызстана. Многие молодые мужчины месхетинцы, знающие турецкий язык, легко могли отправиться на заработки в Турцию. Однако, по словам 23-летнего Гусниддина Юсупова, он предпочитает не покидать свою общину и остаться в Бишкеке, несмотря на дефицит рабочих мест.

Гусниддин Юсупов торгует на крупнейшем бишкекском рынке «Дордой» одеждой «секонд-хенд». По вечерам ходит в спортзал, где занимается греко-римской борьбой.

 

«Те из нас, кто отправились в Турцию, забывают наши традиции и превращаются в обыкновенных стамбульских турков, — говорит он. — Я же хочу остаться турком-месхетинцем».

Темо БАРДЗИМАШВИЛИ

Источник: http://russian.eurasianet.org

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня