О национальной идее в Украине

Post navigation

О национальной идее в Украине

Президент Кучма заявил в свое время, что национальная идея в Украине не сработала. Толковать его высказывание украинцы и европейцы могут по-разному. В современном употреблении слово national в западных культурах, особенно тех, которые опираются на современную англо-французскую культурно-языковую традицию, соотносится главным обраом с понятием нации и имеет следующие значения: государственный; общенародный; отечественный; характерный для нации (обычно в политическом понимании этого слова).

 

О национальной идее в УкраинеВ значении «этнический» слово national в английском и французском языках в настоящее время употребляется крайне редко. Английское nationality, соответствующее нашему термину «национальность», стало обозначать в официальном употреблении лишь «гражданство какого-либо государства». Вместе с тем определенная «этничность» понимания нации не исчезла окончательно и сохраняется в таких понятиях, как nationalism — «национализм», под которым понимаются как определенные идеи, связанные с политической нацией, так и идеи, представляющие интересы и цели этнических сообществ (этноса, народности).

В Украине, как практически на всем посткоммунистическом пространстве, слова «национальный» и «национальность» в сознании произносящих, прежде всего, связаны с понятием «этнический», по старой российско-советской традиции. Западное понимание этих терминов лишь только начинает пробивать себе дорогу. Поэтому, например, «национальный университет» многими гражданами понимается у нас не как государственное (а не частное или муниципальное) научно-образовательное учреждение общегосударственного (а не регионального значения), а как учреждение определенной этнической направленности, например украинской.

Если признать, что нация — это последующая стадия исторического развития этноса (народности) или объединенных этносов, то следует также признать, что не существует четкой разграничительной линии между этими двумя стадиями. Нет такой даты в календаре, когда можно определенно заявить: в этот день американцы, французы или поляки стали нацией. Симон Петлюра, например, полагал, что украинцы стали нацией в ходе освободительной войны 1917 — 1919 гг. (Речь на политическом совещании 26 ноября 1919 года).

Объединительным понятием для «этноса» и «нации» является понятие «народ».

Таким образом, в Украине под «национальной идеей» иногда подразумевают два понятия — «идея политической нации в государстве Украина» и «идея украинского этноса».

В свою очередь, понятие национальной идеи непосредственно связано с понятием национального самосознания, и некоторые идеологи и социологи практически не проводят четкого различия между этими понятиями. Национальное самосознание прежде всего дает понимание единства данного сообщества, его неслучайности, взаимосвязанности его нынешних членов и всех поколений во всех сферах — культурной, политической, экономической. Под национальной идеей обычно понимается доктринальная квинтэссенция национального самосознания, направленная не только в настоящее и прошлое, но и в будущее, то есть, среди прочего, определяющая цели и задачи сообщества, обусловленные его особенностями, на перспективу. Первый и самый важный тезис национальной идеи любого народа, большого или малочисленного, — это тезис о его уникальности и неповторимости среди других народов. Все остальное основывается на этом утверждении, как на фундаменте. У великих народов общие цели могут формироваться в форме «миссий», имеющих внешнюю оболочку благородства и бескорыстия, что чаще всего не соответствует внутреннему содержанию этих самых миссий. Национальная идея вырабатывается в течение значительного времени многими представителями этноса или нации (народа) при решающем вкладе наиболее авторитетных лиц. Иногда извращенные формы национальной идеи спускаются властью сверху, навязываются народу и постепенно овладевают его сознанием, чтобы затем сослужить ему плохую службу. Так было в Германии в годы нацистского режима.

В связи со всем вышеизложенным известное высказывание Леонида Кучмы могло иметь два смысла. Первый — в Украине не сработала «национальная идея» украинской политической нации. Второй смысл — у нас не сработала «национальная» идея (то есть этническая) украинского этноса.

И в первом, и во втором случае Кучма был прав лишь отчасти. Национальная идея украинской политической нации и не могла сработать успешно, так как политическая нация у нас лишь формируется. Однако эта идея уже и тогда существовала, хотя и в зачаточной форме, и сыграла свою роль в мирном обретении независимости и в мирном решении межэтнических конфликтов. Готовность жить в одном государстве и, следовательно, образовать единую общность было присуще большинству граждан Украины изначально: как минимум двум третям населения; именно это и уберегло нас тогда от кровопролитных разделительных конфликтов по типу Молдовы или Грузии.

Если же Леонид Кучма имел в виду, что не сработала «национальная» идея украинского этноса, то и в этом смысле он прав лишь отчасти. Во-первых, как уже отмечалось, национальная (этническая) идея немыслима без национального (этнического) самосознания, а оно, в определенной мере возникнув в период с 1917 года и до завершения первого десятилетия советской власти, затем подверглось разрушительному воздействию со стороны сталинского и постсталинского режима. В первое десятилетие независимости сознание значительной части этнических украинцев находилось (у многих находится и сейчас) на уровне формальной этнической самоидентификации: «Да, мои родители были этническими украинцами, стало быть, я тоже украинец, но я воспитан на русской культуре и чувствую себя больше русским». Вместе с тем удивительно, что этническое самосознание украинцев вообще сохранилось за более чем семь столетий безгосударственности в крайне неблагоприятных условиях, ведь за это время прекратило существование несколько развитых европейских этносов (народностей). Украинский этнос добился независимости и сохранил территориальную целостность страны в первые, самые трудные годы независимости, и это поистине великое достижение.

Сам Кучма, с одной стороны, внес свой вклад в укрепление этнического самосознания украинцев («Украина — не Россия»), начав с того, что сам выучил украинский язык до более или менее удовлетворительного уровня. А с другой, в его второй президентский срок начался резкий поворот в сторону России и сдерживание роста самосознания украинского этноса, что доктринально выразилось в коротких, но емких фразах типа: «Без России Украина выжить не сможет».

Когда президентом был Виктор Ющенко, самосознание украинского этноса стимулировалось государственными мероприятиями, однако в определенной мере шло в ущерб росту самосознания украинской политической нации у других национальных групп. При Президенте Януковиче напротив — определенным образом стимулируется повышение уровня самосознания украинской политической нации (хоть и весьма слабо и, главное, бессистемно), но одновременно происходит сильная его «советизация» и заметное давление на этническое самосознание украинского этноса.

Напрашивается вопрос: а нужно ли оно вообще — этническое самосознание украинского этноса, если мы формируем политическую нацию? Анализ опыта других стран, как и геополитиеский анализ, заставляет сделать вывод: этническое самосознание украинского этноса — это фундамент, на котором следует строить Украину как независимое государство. Новая и новейшая история учит: наличие в государстве этноса, значительно преобладающего над другими этническими группами в количественном отношении, — это стержень, делающий всю государственную структуру прочнее. Даже если некоторые мелкие элементы структуры функционируют плохо или отпадают вообще, государственно-национальная структура все равно сохраняет устойчивость, самостоятельность и идентичность.

78% процентов населения Украины, по данным предыдущей переписи, составляют лица, заявившие о своей прнадлежности к украинсому этносу; это и есть тот главный стержень, на котором в настоящее время держится вся структура нации и государства. Украинский этнос является главной силой, заинтересованной в сохранении независимого Украинского государства. Именно среди этнических украинцев больше всего граждан, готовых защищать Украину с оружием в руках, хотя довольно решительно в этом отношении настроены и некоторые представители других национальных групп, в том числе и русские.

Поэтому размывание идентичности украинского этноса, консервация его в состоянии «малороссийства» и «хохляцтва», дальнейшая русификация (или советизация, что практически одно и то же), по сути, направлены на разрушение основы украинской независимости и государственности.

В Европе уже начинают извлекать уроки из своих ошибок. Не случайно даже в Берлине уже заговорили о крахе политики мультикультурализма. И это в той самой Германии, которая обладает таким (хоть и скрытым, но мощным) запасом немецкого патриотизма и национализма, что украинцы могли бы ей позавидовать.

Моноэтничные государства, как и государства с нацменьшинствами, основанные на значительном преобладании одного этноса, не ушли в прошлое. Наиболее быстро развивающимся и преобретающим все большую экономическую и военную мощь является Китай. Доля ханьцев — наибольшей национальной группы этой страны составляет около 97%. Китайские власти делают все возможное для «ханизации» нацменьшинств, чтобы сделать китайскую нацию монолитной и сплоченной.

Все более националистическим государством становится Россия, в которой этнические русские хоть и составляют около восьмидесяти процентов, однако значительная часть национальных меньшинств была русифицирована еще в советское время, а их интенсивная русификация продолжается до сих пор. Понятно, что русский национализм делает и будет делать попытки все более интенсивного проникновения в Украину. Поляки в своем большинстве всегда были патриотами, и националистическое течение у них также всегда было сильным и в будущем может только усиливаться. Растет национализм в Румынии с его идеей «Великой Румынии». В Венгрии националистическое движение также крепнет — медленно, но неуклонно. Германия отошла от национального шока после нацизма и поражения во Второй мировой Войне. Чемпионат мира по футболу, проведенный в Германии, как бы вывел немцев из поствоенного состояния, и проявлять немецкий патриотизм перестало быть зазорным. Вместе с тем растет недовольство многих немцев политикой мультикультурализма, ведущей к возникновению новых замкнутых этнических групп, что чревато большими проблемами в будущем. Германия предпринимает значительные меры для интеграции представителей других этносов в немецкую культуру, для распространения немецкого языка и немецкой культуры в мире.

Французы всегда были патриотами, и французские власти очень много делают для сохранения французского языка и развития французской культуры, для укрепления роли Франции как в Европе, так и во всем мире. Французы считают свою страну мононациональным государством, хотя почти четверть населения составляют представители других народов и их потомки.

Сложные процессы происходят у нашего соседа через море — Турции, в которой всегда, в любой исторический период, были национальные меньшинства и которая стремилась их подавить, даже физическим насилием, если испытывала их сопротивление. Свыше 80% населения Турции считает родным языком турецкий.

И наконец, самым эффективным образом использует свою этническую идею государство Израиль. На последней сессии Генеральной Ассамблеи ООН премьер-министр Нетаньяху заявил, что в Израиле уважают права национальных меньшинств и других народов, но все должны признать Израиль как еврейское государство. Этнорелигиозная работа проводится чрезвычайно интенсивно как в самом Израиле, так и за его пределами. Еврейская диаспора является наиболее сплоченной в большинстве стран мира, и особенно в США, что позволяет Израилю опираться на стратегический союз с самой мощной державой мира. В настоящее время укрепляется еврейская диаспора в Европе, а в Украине она занимает мощные экономические, а следовательно, и политические позиции. Достаточно сильна еврейская диаспора и в России, хотя Владимир Путин поставил ее под свой контроль и даже стал использовать для борьбы с Украиной в рамках «Русского мира» и «русскоязычного мира». США же как самое крупное полиэтничное государство лишь недавно перестали быть страной расового неравенства и еще не прошли достаточного испытания временем и бедами, чтобы их опыт считался единственно приемлемым для других стран.

Чтобы достойно защищать свои национальные интересы в мировой политической, экономической и культурной конкуренции и успешно противостоять возможным экспансиям, украинская нация также должна быть сплочена объединяющей национальной идеей, основанной на осознании той роли, которую играет украинский этнос в жизни страны, а Украина — в жизни Европы и мира. Основу культуры украинской политической нации должна, без сомнения, составлять культура украинского этноса, вбирающая в себя все лучшое из мировой и, прежде всего, европейской культуры. Независимая Малороссия, сделавшая идеологической и культурной основой русскоязычную культуру, производную и зависимую от русской культуры в России, шансов на выживание не имеет. Слишком уж мощна и агрессивна Россия и ее массовая культура. Выстоять украинская культура может только как уникальная и именно поэтому ценная — как для своего народа, так и для других. Нужно признать, как и в случае с Израилем, что Украина — это, прежде всего, государство украинское, то есть украинский этнос составляет в нем наибольшую, определяющую долю, а культура украинского этноса является стержневой культурой политической нации.

Это значит, что поддержка украинского языка должна стать одним из главных элементом культурной политики Украинского государства — пример в этом следует брать с России, Израиля, Франции и других стран. Украинский язык должен постепенно стать единственным государственным на всей территории Украины фактически, а не только декларативно.

Вместе с тем ситуации в разных странах сильно отличаются друг от друга, и в Украине этносоциальная ситуация имеет свои особенности. Во-первых, так сложилось, что нацменьшинства значительно преобладают среди самых богатых граждан страны — и эта верхушка в значительной мере русифицирована. Во-вторых, самое большое нацменьшинство — русские — сосредоточено в промышленно развитых регионах, в основном в городах, а это значит, что среди них немало ценных для страны специалистов в самых разных сферах. В-третьих, преобладающая часть нацменьшинств сосредоточена в регионах, смежных с соответствующими странами происхождения, и поэтому может почти беспрепятственно получать (и получает фактически) едва прикрытые антиукраинские, а иногда и откровенно сепаратистские импульсы в разных сферах: в экономике, политике, культуре. Без сомнения, в случае обострения межэтнических конфликтов некоторые страны, особенно Россия, будут готовы вмешаться немедленно в той или иной форме. В-четвертых, значительная часть этнического украинского населения в этих регионах в значительной мере все еще страдает от синдрома забитого нацменьшинства и крайне пассивна в отстаивании своих национальных (этнических) прав либо вообще находится разве что на уровне формальной этнической самоидентификации.

Поэтому было бы большой ошибкой принуждать в Украине этнические группы к лояльности исключительно грубой силой. Турецкий вариант у нас не пройдет. При условии владения украинским языком и его культурой в степени, достаточной для интеграции в украинскую политическую нацию, все представители национальных групп должны быть полноправными гражданами страны и иметь возможности для сохранения и развития своей культуры, для полной реализации всех своих гражданских прав, а также положительных способностей и качеств. Желательно поддерживать начавшийся процесс развития украинской по содержанию и русскоязычной по форме культуры у этнических русских в нашей стране. В Крыму необходимо развивать украинскую культуру, но вместе с тем он может стать центром не только крымскотатарской культуры, но и особенной, оригинальной крымской русскоязычной культуры — притягательной для многих в Украине и за рубежом.

Если евреи, русские, крымские татары и другие нацменьшинства будут чувствовать, что независимая Украина — это и их государство, то они будут работать на него в полную силу и принесут огромную пользу. Почти двадцать процентов этнических русских в Украине — это большая сила. Поэтому при сохранении всех прав государственного украинского языка, не подменяя его и не вытесняя, русский язык вполне может пользоваться статусом регионального в отдельных регионах, а крымскотатарский, наряду с русским, — в Крыму.

Это же касается и изучения и освоения истории. При Викторе Ющенко, празднуя исторические победы над Россией, почему-то забывали о том, то в большинстве этих побед значительный вклад внесли крымские татары, да и успешная часть национально-освободительной войны против Польши практически закончилась, как только татары разорвали военный союз с Богданом Хмельницким. Что мешало Виктору Ющенко пригласить представителей крымских татар на памятные мероприятия, связанные с теми сражениями, в которых они принимали участие?

Вместе с тем и с русскими украинцев связывает много общих успешных дел. Например, совместное освоение земель нынешнего юга Украины еще с конца XVIII века. Или освоение Сибири и Дальнего Востока. И взаимопомощь простых людей в различных войнах, в которых оба народа принимали участие на одной стороне. И русские, которые бок о бок жили с украинцами, например, на юге Украины на вновь освоенных землях, конечно же, не являются оккупантами. Некоторые русские, родившиеся в Украине или прожившие здесь значительное время, но считающие себя «стопроцентными великороссами», попав в Россию, вдруг начинают чувствовать, что сильно отличаются от коренных русских. Об этом мне приходилось слышать от многих. Как сказал один мой знакомый, этнический русский, первый раз в жизни ему сильно захотелось что-нибудь сказать по-украински, когда он неделю пожил в Москве.

К сожалению, среди украинских авторитетных лиц явно недостаточно тех, кто умеет убеждать, а не озлоблять и делить. И это большой недостаток нашей политической, интеллектуальной и культурной элиты. Этногосударственная (национальная) политика в Украине требует взвешенности решений на основе взаимного уважения и расчета на многие годы вперед. Только в таком случае украинская национальная идея станет мощной силой, а наши политики не смогут сваливать на нее свои собственные ошибки и провалы.

Владимир ЛЕСНОЙ

Источник: http://www.ukrrudprom.ua

Похожие материалы

Ретроспектива дня