О чем Алиев договорился с Саргсяном в Вене

Post navigation

О чем Алиев договорился с Саргсяном в Вене

16 мая в Вене завершилась очередная встреча президентов Азербайджана и Армении, по итогам которой стороны подтвердили приверженность прекращению огня и мирному урегулированию конфликта. В заявлении также подчеркивается, что для снижения риска дальнейшего насилия было решено завершить в кратчайшие сроки внедрение механизмов ОБСЕ по проведению расследований инцидентов на границе.

16 мая в Вене завершилась очередная встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа СаргсянаПоказательно, что еще до начала заседания Минской группы ОБСЕ Госсекретарь США Джон Керри провел переговоры с президентами Армении и Азербайджана, которые прошли в формате «с глазу на глаз». И это не случайно — ведь встреча президентов Армении и Азербайджана была организована главами МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ именно при поддержке США, обеспокоенных довольно частыми за последнее время инцидентами на линии фронта.

В ходе встречи президента Армении с Госсекретарем США была озвучена позиция армянской стороны по возобновлению переговорного процесса. Отмечалось и то огромное значение, которое имеет для Еревана необходимость неукоснительного соблюдения Соглашений от 1994 и 1995 гг. об установлении и укреплении перемирия как первоочередного шага для создания более благоприятных условий на пути урегулирования конфликта. По сообщению официального сайта президента Азербайджана, на встрече с Госсекретарем США Джоном Керри Ильхам Алиев поблагодарил его за организацию этой встречи и выразил готовность к продолжению переговоров, необходимых для урегулирования нагорнокарабахского конфликта.

Таким образом, выработка механизмов по снижению напряженности в зоне конфликта, способных вернуть обе конфликтующие стороны за стол переговоров, стала основной задачей венской встречи — обе стороны в очередной раз подтвердили, что карабахский конфликт не имеет военного решения.

В Вене также состоялись встречи президентов Армении и Азербайджана с Верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. Показательно, что во время этих встреч были обсуждены не только вопросы, связанные с урегулированием нагорнокарабахского конфликта, но и вопросы, касающиеся как региональных вызовов безопасности, так и развития региона в целом. Так, если на встрече с президентом Азербайджана Ф. Могерини выразила удовлетворение текущим состоянием сотрудничества между Баку и ЕС, то на встрече с С.Саргсяном обсуждались возможности по укреплению такого сотрудничества.

Таким образом, становится очевидным, что основной целью венской встречи стало возобновление переговорного процесса как единственное условие для продвижения все еще патовой ситуации в зоне конфликта. С момента очередного обострения конфликта, которое произошло в ночь на 2 апреля, позиция Запада по отношению к вопросу его урегулирования заметно изменилась. Это объясняется рядом причин.

 

Представляется, что одним из ключевых соображений, побудивших Запад возобновить переговорный процесс в срочном порядке, стали крайне обострившиеся отношения между США и Турцией за последнее время. Еще совсем недавно Запад рассматривал Турцию как возможный проводник своих интересов на Южном Кавказе и был готов оказывать Анкаре всемерную поддержку. На взгляд Запада, такое положение дел могло изменить ситуацию в зоне нагорнокарабахского конфликта. Однако стремительно набирающая обороты самостоятельность политики Турции в отношении США и ЕС стала вызывать опасения со стороны Запада.

Во-вторых, комплементарная политика Еревана дает Западу небеспочвенные основания, связанные с возможным дистанцированием Еревана от его стратегического партнера — России, что при активной поддержке со стороны влиятельной армянской общины, проживающей, главным образом, в США и во Франции, может обеспечить Армении более тесное сближение с ним.

В-третьих, не следует сбрасывать со счетов и имеющийся у США/Запада собственный план урегулирования нагорнокарабахского конфликта, озвученный еще в 2014 г. американским сопредседателем Минской группы ОБСЕ Джеймсом Уорликом — своего рода ответ США на деятельность крайне неэффективной, с точки зрения Вашингтона, Минской группы ОБСЕ, что предполагает их готовность урегулировать нагорнокарабахский конфликт в одностороннем порядке и занять в этом процессе лидирующую роль.

В-четвертых, в условиях жесткого противостояния между РФ и Западом, когда формат Минского процесса является одной из форм совместного сотрудничества США и ЕС, действующих в рамках «Трансатлантического партнерства», было необходимо прежде всего восстановить переговорный процесс, чтобы сдвинуть ситуацию «с мертвой точки», что без участия России не представляется возможным.

Сегодня, после состоявшейся в Вене встречи между президентами Армении и Азербайджана, эта цель, вроде бы достигнута — боевые действия в зоне конфликта приостановлены, а Минский процесс реанимирован и, похоже, что конфликт снова перенесен в дипломатическую плоскость. Однако это сегодня, а пока на вопрос, что же будет завтра, ответа нет. Тем не менее, «дорожная карта» по урегулирования конфликта, представленная Россией, пока еще является оптимальным вариантом, способным обеспечить прорыв.

 

Главное здесь — это убедить обе конфликтующие стороны в разумности принятия политики компромисса. Это крайне усложняет задачу в условиях постоянной флуктуации внешнеполитических приоритетов ключевых акторов этого конфликта — Азербайджана и Армении, равно как и отсутствия у обеих конфликтующих сторон должного внешнеполитического ресурса, необходимого для его урегулирования.

Нана Гегелашвили,

руководитель Центра региональных проблем
Института США и Канады РАН

 

Источник: http://politcom.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня