Памяти Айдера Бариева посвящается

Post navigation

Памяти Айдера Бариева посвящается

Прошло два года, как от нас ушел один из активистов Национального движения Айдер Бариев. 12 мая 2012 г. состоится поминальный молебен и установка надмогильного камня. Руслан Эминов из Севастополя предложил в память о нём опубликовать его заявление и последнее слово на суде из книги «Ташкентский процесс: суд над десятью представителями крымскотатарского народа (1 июля — 5 августа 1969 г.). Сборник документов с иллюстрациями. Серия «Библиотека самиздата», № 7 1976. Амстердам, Фонд имени Герцена.

 

Айдер БариевДавайте вместе вспомним, как это было в конце 60-х годов прошлого столетия.

 

Заявление Айдера Бариева Генеральному Прокурору СССР Р.А. Руденко с просьбой ускорить разбор предъявленного ему обвинения. — 3 января 1969 г.

 

Генеральному Прокурору СССР Руденко Роману  Андреевичу от заключенного, находящегося под следствием и содержащегося в следственном изоляторе КГБ при Совете Министров Узбекской ССР Бариева Айдера

 

Заявление

 

Гражданин Генеральный Прокурор, родился я 24 июня 1938 года в семье рабочего деревни Коклуз, Куйбышевского района, Крымской АССР — ныне деревня «Богатое ущелье», Куйбышевского района, Крымской области, Украинской ССР. В 1956 году окончил 7 классов, в 1957 году окончил училище механизации сельского хозяйства, с декабря 1958 года по январь 1962 года служил в рядах Советской Армии — танкист, механик-водитель, сержант. С марта 1962 года по 1968 год работал на УэКТЖМ города Чирчика. В 1953-1967 годы член ВЛКСМ. В 1968 году студент-заочник 5 курса сельхозтехникума.

 

Под руководством вождя мирового пролетариата В.И. Ленина и созданной им Коммунистической партии Великая Октябрьская революция открыла новую эру в жизни человечества, эру счастливого будущего — эру социализма, ведущего к коммунизму.

 

Это в нашем столетии, в ХХ-м веке, народы всех национальностей, ранее угнетаемые, находящиеся в бесправии, в нищете и голоде, обреченные на вымирание, по призыву вождя мирового пролетариата и Коммунистической партии объединились и восстали против произвола, бесправия, творимого царским самодержавием. Победа Октябрьской революции завершилась провозглашением Советской власти — факела дружбы, мира, свободы, равенства и счастья всех народов нашей страны. С момента образования молодого советского государства было особое внимание уделено В. И. Лениным и Коммунистической партией разрешению национального вопроса.

 

Резолюции по национальному вопросу, принятые седьмой Всероссийской конференцией РСДРП в апреле 1917 года X съездом РКП(б) в марте 1921 года гласили следующее:

 

«РСФСР и связанные с нею советские республики представляют около 140 миллионов населения. Из них — невеликороссов — около 65 миллионов (украинцы, белоруссы, киргизы, узбеки, туркмены, таджики, азербайджанцы, поволжские татары, крымские татары, армяне, чеченцы, осетины, кабардинцы, ингуши: и другие).

 

Политика царизма, политика помещиков и буржуазии  по отношению к этим народам состояла в том, чтобы убить среди них зачатки всякой государственности, калечить их культуру, стеснять язык, держать их в невежестве, и наконец, по возможности русифицировать их. Результаты такой политики — неразвитость и политическая отсталость этих народов. Теперь, когда помещики и буржуазия свергнуты, а Советская власть провозглашена народными массами и в этих странах, задача партии состоит в том, чтобы помочь трудовым массам невеликорусских народов догнать ушедшую вперед центральную Россию, помочь им: а) развить и укрепить у себя советскую государственность в формах, соответствующих национальному облику этих народов; б) восстановить у себя действующие на родном языке суд, администрацию, органы хозяйства, органы власти, составленные из людей местных, знающих быт и психологию местного населения; в) развить у себя прессу, школу, театр, клубное дело и вообще культурно-просветительные учреждения на родном языке». См. X съезд РКП(б). Стеногр. отчет. М. 1963, с. 701-702. ## см.  VII Всероссийская конференция РСДРЛ(б).  Протоколы. М. 1958, с. 251-252.

 

«За всеми нациями, входящими в состав России,  должно быть признано право на Свободное отделение и на образование самостоятельного государства. Отрицание такого права и непринятие мер, гарантирующих его практическую осуществимость, равносильно поддержке политики захватов или аннексий. Лишь признание пролетариатом права наций на отделение обеспечивает полную солидарность рабочих разных наций и способствует действительно демократическому сближению наций. Противоречия интересов господствующей нации с интересами подчиненных наций являются теми противоречиями, без разрешения которых невозможно устойчивое существование многонационального государства.

 

Партия требует включения в Конституцию основного закона, объявляющего недействительными какие бы то ни было привилегии одной из наций, какие бы то ни было нарушения прав национальных меньшинств. Теперь, когда национальные привилегии уничтожены, равенство национальностей проведено в жизнь, а право национальных меньшинств на свободное национальное развитие обеспечено самим характером советского строя, задача партии по отношению к трудовым массам этих национальных групп состоит в том, чтобы помочь им полностью использовать это обеспеченное за ними право свободного развития».

 

По инициативе В.И. Ленина от 18 октября 1921 года была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика, входящая в состав РСФСР. За все пережитые унижения в прошлом, благодаря победе Великой Октябрьской революции, крымские татары наряду с другими национальностями получили возможность развивать свою культуру, национальную по форме и социалистическую но содержанию. Основным языком Крымской АССР был утвержден татарский и русский.

 

Крымская АССР за достигнутые в народном хозяйстве успехи одной из первых среди республик была награждена орденом Ленина.

 

Внезапное нападение фашистов Гитлера, с целью поработить весь мир и задушить молодое Советское государство, встревожило и крымских татар. Сыны и дочери крымскотатарского народа плечом к плечу с русскими, украинцами и так далее, стали на защиту Отечества, с ненавистью боролись против фашистских захватчиков.

 

Во имя Родины, за счастливое будущее советского народа, отдала свою жизнь дочь крымскотатарского народа Алиме Абденнанова. Она руководила группой подпольщиков в Крыму и имела связь с Большой Землей. Алиме была казнена фашистскими захватчиками, по частям вырезали ее тело, но она проявила мужество и героизм.

 

Сын крымскотатарского народа Амет-Хан Султан за проявленное мужество и отвагу в борьбе против авиации фашистских захватчиков дважды удостоен звания Героя Советского Союза, в настоящее время летчик-испытатель. Находящиеся в живых и отдавшие жизнь многие сыны и дочери крымскотатарского народа, за участие в борьбе против поработителей Гитлера имеют награждения. Это является ярким примером участия крымских татар, плечом к плечу с другими национальностями в борьбе против гитлеровского плана.

 

Война еще не окончена… 1944 год, в ночь с 17 на 18 мая, оставшаяся в Крыму часть крымских татар, то есть дети, матери, инвалиды, в течение 15 минут собраны в основном на кладбищах, в то время когда большая часть крымских татар находилась на передовой в борьбе с фашизмом.

 

Узнав о намеченном поголовном выселении из Крыма крымских татар, все были обеспокоены. Весь Крым находился в траурном состоянии… Слезами была пропитана крымская земля, животный мир, — и тот испускал слезы, крики недовольства. Не щадя ни малого, ни взрослого, не дав ничего взять, почти голыми, граждан крымскотатарской национальности, под охраной с оружием в руках, грузили в товарные вагоны. Крым был в мрачном состоянии. В истории Крыма это было третье переселение крымских татар из Крыма. Вагоны, нагруженные гражданами крымскотатарской национальности, взяли свое направление на Урал и Среднюю Азию. От 18 мая Крым был очищен от исконного его населения. Мне было 6 лет, но я хорошо запомнил минуты прощания, из примера своей деревни, крымских татар с предками, с очагами, с животным миром, с родной землей. Народ, покидая Крым, горсть родной земли увозил с собою.

 

Крым — фонтан слез.

 

Война!.. Будь она проклята!

 

На местах переселения крымские татары имели право передвижения в определенных районах, все находились под комендантским надзором. Не имели права самовольного выезда за указанную территорию. Это было трудным периодом в создании нормальной жизни. Мой отец, воспаленный болезнями, в 1945 году 11 июня в 2 часа скончался в Янгиюльской городской больнице Ташкентской области. Мать в возрасте 26 лет с двумя детьми осталась вдовой. Верная отцу и заботе воспитать нас, она свою жизнь посвятила воспитанию двух детей, одним из них являюсь я.

 

В декабре 1958 года мне выпало счастье нести службу в Советской Армии. Я с честью стремился быть верным данной мною присяге перед нашей советской родиной, перед советским народом. К тому же, мое национальное происхождение мне подсказывало о том, что я должен быть примером в служении и преданности как представитель, призванный на выполнение служебного долга из числа крымских татар.

 

В последние месяцы службы, то есть перед демобилизацией, я по вызову крымского техникума механизации в ноябре 1961 года приехал в Крым. По окончании вступительных экзаменов меня вызвали в райвоенкомат. Мне военком подполковник Ковецкий задал вопрос:

 

 — Вы поступили учиться?

 

 — Да.

 

 — Вы крымский татарин?

 

 — Да.

 

— Вам придется сняться у нас с военного учета, забрать документы с техникума и покинуть территорию Крыма.

 

— Простите пожалуйста, на основании каких причин вы мне заявили об этом?

 

— Товарищ сержант, вы находитесь на службе, вам сказано, выполняйте!

 

— Товарищ подполковник, я не нахожусь в строю, и тем более, по решению военно-врачебной комиссии, мне предоставлен длительный отпуск, который я решил использовать для поступления в  техникум. Предложенное вами мне заявление, на мой взгляд, не имеет ничего общего с моим долгом к службе. Сказанное вами коренным образом противоречит ленинской национальной политике.

 

— Вы еще будете меня учить, вон отсюда!

 

Я вышел, но примерно через десять минут был им же приглашен в кабинет.

 

-Товарищ сержант, вы не обижайтесь. Я по просьбе начальника милиции Советского района поставил вас об этом в известность. Если начальник милиции разрешит вам оставаться здесь, тоща пожалуйста оставайтесь на учете.

 

Начальник милиции поселка Советское выразил свое сочувствие моему положению, возражений на мою просьбу оставить меня учиться в Крыму не имел. Посоветовал поехать в город Симферополь к начальнику паспортного отдела Крымской области, так как по положению крымских татар не прописывали.

 

Разговор, в кабинете начальника паспортного отдела, с подполковником Прокопенко:

 

— Товарищ подполковник, скажите пожалуйста, в Крыму есть прописка?

 

— Да, есть.

 

— Почему же меня не прописали в поселке Советском, Советского района?

 

— Не может быть, у нас в городах есть прописка, а в районах тем более. (Звонит по телефону, кладет трубку.) Вы, оказывается, крымский татарин.

 

— Да.

 

— Почему вы об этом не сказали сразу?

 

— Разве мое национальное происхождение имеет значение к вопросу прописки?

 

— Вам, как военному, я скажу, что есть указ правительства от 1956 года, на основании которого прописка крымских татар в Крыму запрещена. Обращайтесь в правительство, если будет указание прописать, мне все равно, кого прописывать, места хватит всем.

 

Поблагодарив за оказанный прием, я направился в городской комитет комсомола города Симферополя. На мое заявление в горкоме комсомола посоветовали обратиться в обком комсомола. В обкоме комсомола, на мою просьбу оказать содействие в устройстве работать на строительстве Северо-Крымского канала и заочно учиться в Крымском техникуме сельского хозяйства, заявили следующее:

 

«Крым граничит через море с Турцией, крымским татарам доверия нет, и во-вторых, какая разница, где жить и работать, крымских татар отсюда всех выслали, они живут и работают в  Средней Азии, поезжайте туда, там вас пропишут и будете учиться, а на строительстве Северо-Крымского канала мы обойдемся без вас».

 

Я, ленинский комсомолец, будучи в форме советского солдата, был поражен ответом работников Крымского обкома комсомола. Если они с презрением относятся к моему социальному происхождению, то они обязаны были уважать мой комсомольский билет и форму советского солдата, которая была на мне.

 

С ноября 1961 года, на основаниях выше мною изложенного, я решил добиться истины, я не мог равнодушно отнестись к положению, в котором оказался.

 

Мною было написано письмо на имя гражданина Хрущева, ответа не последовало. Во второй половине января и первой половине февраля 1965 года, находясь в числе представителей крымскотатарского народа в Москве, я получил возможность письменно изложить чаяния граждан СССР крымскотатарской национальности, и в том числе свои. Написанные мною документы были сданы: в ЦК КПСС, Верховный Совет СССР, Совет Министров СССР, в период с 27 января по 4 февраля.

 

Дополнительно имел телефонный разговор с инструктором ЦК КПСС по Узбекистану, гражданином Назаровым. Им было сказано: «Указ 1956 года пока остается в силе, документы ваши получены, они будут рассмотрены».

 

В августе-сентябре 1965 года я вторично был в числе представителей. 4 августа 1965 года председатель Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микоян, на оказанном приеме представителям крымскотатарского народа, сказал: «Я принимаю вас по поручению Политбюро, изложенные вами просьбы и чаяния я доведу до сведения Политбюро ЦК КПСС».

 

Возвращаясь из Москвы, я глубоко был уверен, что в скором партия и правительство рассмотрят чаяния крымскотатарского народа. Время показало следующее:

 

Обращение крымскотатарского народа в рамках законов советского общественного строя и ленинской национальной политики, в период 1965-68 годов, к руководителям партии, правительства, с просьбой восстановить настоящую их действительность, то есть организованно в течение определенного срока вернуть граждан СССР крымскотатарской национальности на Родину — Крым, с последующим восстановлением Крымской АССР, по настоящее время влечет за собой аресты, судебные процессы и другие меры наказания.

 

Нашлись люди, осмелившиеся заявить моей матери, якобы я, ее сын, являюсь первым врагом Советского государства. Как вы думаете, что могло быть с матерью, посвятившей всю жизнь воспитанию сына? Плюс к этому 12 сентября 1968 года сотрудники КГБ города Чирчика, гражданин Попович и гражданин Голубев пригласили меня на собеседование к начальнику КГБ города Чирчика, Я с удовольствием, без никаких возражений, согласился. Однако, несмотря на мои честные намерения, в ожидании беседы меня доставили в КГБ города Ташкента, при Совете Министров УзССР. Вечером, в здании КГБ, мне предъявили заявление, написанное мною на ваше имя, копия на имя судьи гражданина Сметанина, от декабря 1967 года, по делу Альчикова, Кадырова, Ибраимова, Контуганской и других, — судебный процесс над ними происходил от 28 ноября по 13 декабря 1967 года в Ташкенте.

 

Следователь гражданин Воробьев заявил: якобы я подозреваюсь в изготовлении и распространении заведомо ложной, клеветнической литературы, порочащей советский общественный строй.

 

На основании этого подозрения предъявили санкцию на мой арест, подписанную заместителем прокурора Ташкентской области гражданином Таджиевым.

 

Я в настоящее время изолирован от общества, но я не преступник, я гражданин СССР, в моей преданности ленинской партии и советскому общественному строю можете не сомневаться. Если я обратился к коммунистам ленинской партии, к руководителям советского общественного строя, это не значит, что я порочу советский общественный строй.

 

Обращение граждан крымскотатарской национальности, выражающее в себе восстановление их действительности, то есть реабилитировать, а это значит, в определенные сроки организованно вернуть их на Родину, с восстановлением Крымской АССР, которая дает им полноценную возможность развить и укрепить у себя вышеописанное в пунктах а; б; в; из резолюции по национальному вопросу, не является преступлением.

 

Разве справедливо лишать свободы человека за то,  что желал добиться права жить, работать и учиться в родном краю, то есть там, где родился.

 

Я повинуюсь законам юстиции, в следственном изоляторе КГБ города Ташкента с 12 сентября 1968 года жду разбора, то есть выяснения моей невинности.

 

Я, Бариев Айдер, виновным в предъявленном мне обвинении себя не признаю и о указанной заведомо ложной клеветнической литературе понятия не имею.

 

Мне нет надобности и незачем порочить советский общественный строй.

 

В настоящем санкционирован мой арест прокурором юстиции второго класса гражданином Рузметовым по 15 февраля 1965 года.

 

Гражданин Генеральный Прокурор, обращаясь к вам данным заявлением, убедительно прошу вашего вмешательства ускорить разбор предъявленного мне обвинения.

 

Айдер БАРИЕВ, 3 января 1969 г.

 

Последнее слово подсудимого Айдера Бариева

 

Уважаемый гражданин председательствующий! Уважаемые граждане заседатели!

 

Речь, произнесенная прокурором, тем более, после расследования материалов дела на данном судебном процессе, мне дает право произнести следующее:

 

Гражданин государственный обвинитель в своей речи ясно выразил, что цель одна — это изолировать моих товарищей и меня от общества, а вопиющие нарушения законности властями, имевшие место, и составление «кощунственных» обвинений следователями считать правомочными.

 

Печально, что в лице моих товарищей и меня государственный обвинитель видит преступников, а не преданных и честных граждан нашего Советского государства.

 

«Любой рожден свободным, равным и без всяких приговоров судьбы». Так скажите, что же меня привело на скамью подсудимых, в чем моя вина? Нет у меня вины! И нет вины у моих товарищей!

 

Обвинять и судить надо не нас, а тех, по чьей вине крымскотатарский народ поголовно, необоснованно был выслан из исконной родной земли — Крыма, на почве которого трагически сложилась судьба моего народа.

 

Обвинять и судить надо тех, кто стремится узаконить это выселение; и тех, кто старается вычеркнуть крымских татар, как национальность, из истории. Кое для кого очень неприятно сознаться в этой истине, кое-кому хочется набросить на это явление покрывало, некоторые личности, пользуясь властью, любят сшивать такое покрывало из лоскутков совсем почти «конституционных» теорий. Национальная политика, проводимая ленинской Коммунистической партией и Советским правительством, не может совместить в себе действия некоторых личностей, направленные против разрешения национального вопроса крымскотатарского народа.

 

Крымскотатарский народ перед ЦК КПСС и Советским правительством ставил и ставит справедливое требование — это восстановить Декрет Ленина от 18 октября 1921 года о Крымской АССР и принять меры организованного возвращения граждан СССР крымскотатарской национальности на их исконную Родину — Крым; и это вполне совместимо с основным документом, принятым на Международном Совещании коммунистических и рабочих партий в Москве 17 июня 1969 года, в котором говорится: «Мы, коммунисты, выступаем против любых форм угнетения наций и национальных меньшинств, высказываемся за то, чтобы каждая нация или национальная группа развивала собственную культуру и язык, и мы твердо защищаем право всех наций на самоопределение».* Правда, 18. 6. 1969. 618

 

Не погасить в сердцах моего народа пережитую боль и горечь, нет, не найдется сила, могущая остановить движение народа, а в частности стремление каждого крымского татарина вернуться на Родину. Пройдут года, десятилетия, но народ не забудет пережитое трагическое прошлое, и я уверен, история заклеймит позором тех, по чьей вине страдает честный трудовой крымскотатарский народ и необоснованно свершаются судебные процессы над его дочерями и сыновьями.

 

Прошедшие судебные процессы и унизительные преследования инициаторов крымскотатарского национального движения ясно говорят о том, что национальным вопросом крымских татар в нашей стране усердно занимается КГБ, милиция и судебные органы, конечно, не без санкции отдельных руководителей ЦК и правительства.

 

Политбюро ЦК КПСС и Советское правительство должны взять разрешение национального вопроса крымских татар в свои руки и восстановить законное требование крымскотатарского народа, ибо игнорирование этого остро стоящего вопроса является большим пятном на ленинской национальной политике, ответственность за проведение которой лежит на КПСС.

 

Айдер БАРИЕВ, июль-август 1969 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня