Первый народный артист Крымской АССР

Post navigation

Первый народный артист Крымской АССР

В замечательном очерке Т.Дагджи, посвященном жизни и творчеству первого народного артиста КрымАССР Хайри Эмирзаде («Голос Крыма», №8, 9, 10 2012 г.), есть предположение автора очерка, что к увековечиванию имени легендарной личности в Кезлеве имел отношение кто-то «из чудом выживших стариков»…

 

Хайри Эмирзаде, народный артист Крымской АССРНевольно вспомнилось, как моя жизнь и память обогатились представлением об этом удивительном человеке.

В январе 1988 года я, тогда молодой преподаватель Ферганского политехнического института, был послан в Ленинград для подготовки к поступлению в целевую аспирантуру Института физкультуры им. Лесгафта. Читательский билет в знаменитую библиотеку им. Салтыкова-Щедрина позволил соприкоснуться с огромным крымским фондом «Таврика», насчитывающим десятки (а может быть, и сотни) тысяч источников по истории Крыма и его коренного народа — крымских татар.

Кроме того, было интересно открыть для себя «Терджиман», газету Мусульманского исполкома «Голос татар», а также «Красный Крым». В одном из номеров последнего за 1924 год я встретил материал о фильме «Алим — крымский джигит» с выцветшей от времени фотографией актера — исполнителя главной роли. Его звали Хайри Эмирзаде.

Небольшой по объему материал об этом замечательном артисте я также встретил в юбилейном издании КрымЦИКа 1926 года. Фотографию артиста в костюме крымского чабана удалось тогда скопировать для личного архива. Часть собранных в библиотеке материалов позже чудом удалось издать в Казани сборником под названием «Забвению не подлежит». Но о Хайри Эмирзаде что-либо найти не удалось.

Летом того же года мне посчастливилось познакомиться с замечательной личностью, ученым-филологом Усеином-ага Куркчи, который с дочерью жил в многоквартирном доме неподалеку от Ферганы. Нас познакомила Шейде Сулейманова, дружившая с дочерью Усеина-ага Куркчи. Это знакомство осталось в моей памяти на всю жизнь. Это была удивительно светлая личность, излучавшая Добро и Свет.

Семнадцать лет сталинских лагерей, без сомнения, наложили свой отпечаток на его поведение, что выражалось в отказе написать что-либо о былом. Я рассказывал ему о собственных впечатлениях, о прочитанном в «Салтыковке». Усеин-ага, слушая, вдруг молодел на глазах, начинал говорить о событиях, участником которых ему довелось быть. Вспоминал о Вели Ибраимове, Шевки Бекторе, Османе Акчокраклы…

Так, в одной из бесед я коснулся о прочитанной в «Голосе татар» встрече руководителей Мусульманского исполкома 1917-го, прошедшей во дворе хансарая. Усеин-ага, оживившись, начал рассказывать, как это было…

О предстоящей встрече с Номаном Челебиджиханом и Джафером Сейдаметом крымским татарам Бахчисарая и рядом лежащих сел сообщили заранее, и с раннего утра далеко от ханского дворца выстроилась цепочка мальчишек, внимательно всматривавшихся вдаль. Завидев открытую машину, они криками «Атсыз араба келе!» первыми дали знать о появлении дорогих гостей.

В тот момент молодой Усеин Куркчи был в гуще людей, собравшихся у главных ворот хансарая, ему удалось хорошо рассмотреть приехавших. Лидеры Мусульманского исполкома сидели на заднем сиденье открытого «Форда», по-видимому, из гаража бывшего губернского начальства, а за рулем машины сидел красавец в кожаной куртке, шлеме летчика и очках, а на руках у него были длинные по локоть кожаные перчатки.

Это и был всеобщий любимец Хайри Эмирзаде.

Зимой 1990-го года, услышав, что группой энтузиастов снят первый документальный фильм о нашем народе, я отправился в Ташкент, где договорился об однодневном показе фильма «Ифтира» в Фергане.

Нам, группе единомышленников, объединившихся в Общество им. Исмаила Гаспринского, тогда удалось арендовать Дом культуры текстильного комбината для четырех сеансов фильма, Рустем Садрединов снял фильм на видеокассету прямо из зала.

В фильме «Ифтира» были использованы документальные съемки танца в исполнении Хайри Эмирзаде и мне удалось воочию испытать притягательную силу его мастерства. Весь сбор от продажи билетов нами был отдан Ризе Исаеву, одному из создателей фильма и большому патриоту, привезшему фильм в Фергану.

Так что к моменту решения вопроса об улицах палаточного городка Исмаил-бей осенью памятного 1990 года я твердо знал: наряду с именами Номана Челебиджихана, Вели Ибраимова, Амета Озенбашлы, Джафера Сейдамета, Бекира Чобанзаде и других одна из улиц должна носить имя прославленного артиста, танцора, любимца народа, первого народного артиста Крымской АССР — Хайри Эмирзаде.

Нариман ИБАДУЛЛАЕВ,  г. Кезлев


Газета «ГОЛОС КРЫМА»
№ 11 (949) от 16.03.2012 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня