Толерантность, которую мы теряем

Post navigation

Толерантность, которую мы теряем

На днях Институт Горшенина обнародовал итоговые материалы своего очередного исследования настроений рядовых украинцев. По данным социологов, резкое ухудшение материального положения может вызывать акции протеста в «относительно незначительной части населения» — 15,7%.

Каждый шестой с протестами на улице

Возможно, эксперты ожидали, что неудовлетворенных кризисом и готовых к бою окажется 50%, но дают ли такие данные основания для оптимизма?

Если перенести эти 15 процентов на пятимиллионное население Киева, то окажется, что на улице готовы выйти 750 тысяч людей. А этого как показывает опыт 2004 года вполне достаточно для изменения власти в стране.

Как писал один из ведущих специалистов в социологии: «В мире в общих чертах принято, что если 15% людей активно поднимаются против любой власти, то это уже революция. В революции никогда не принимало участия, скажем, 50% или 60% людей. То есть 15% – это фактически критическая масса».

Общественные настроения – изменчивая вещь. На общественность, киевляне давно уже не склонны к проявлениям радикализма. Но вот и настоящего кризиса давно уже не было. Девяностые годы – не пример, потому что тогда попрошайками были все или почти все. А вот сейчас многие киевляне почувствовали вкус играемой кредитной жизни, высоких зарплат, растущих стандартов. От этого очень сложно так просто отказаться.

История свидетельствует, что именно средняя прослойка общества, которая попала в кризис, наиболее уязвима для тоталитарных идей. Бедные привыкли плохо жить, а богатым никакой кризис не страшен. Но, когда деньги теряет самовлюбленный в собственный жизненный успех представитель реального или мифического «среднего класса», его агрессию тяжело остановить.

Кто поддержал Гитлера в конце «Большой депрессии», которую часто сравнивают с текущим мировым экономическим кризисом? А кто через год после дефолта 1998 года поддержал призыв Путина «Мочить в сортире!»? Да, в значительной мере это были «середняки», освирепелые потерей нескольких зарплатних сотен баксов. По мнению либералов они должны были бы голосовать за «Яблоко» или СПС, а вышло совсем иначе. «Сильную руку» захотели. И никак иначе.

Новая мода

Может ли в такую же ловушку попасть Украина? Разочарование глубоко, гуманные средства борьбы себя исчерпали, а жизнь говорит, что нужно искать выход. «А что-то такое видит глаз, и сердце ждет чего-то. Болит, болит, и плачет, и не спит».

Вот, например, проводит в КМЦ НАУКМА свой творческий вечер общественный деятель праворадикальных взглядов Роман Коваль. Раньше, по его же словам, в НАУКМА он не был частым гостем. Обращается к кризисной аудитории господин Роман с обращением в котором на примере жизни атамана Зеленого говорит, что убивать врагов, лучше чем их уговаривать. Это так, анализ ситуации в общих чертах. И зал реагирует громкими аплодисментами. Давно такого не было слышать, тем более в НАУКМА.

«Что же хорошо, что в зале было несколько сотен людей. Каждый расскажет еще двум, хотя бы ли даже одному, и что-то начнет изменяться», — сказал мне знакомый, когда мы шли от академии к метро. Что же может измениться?

В 2004 году студенты НАУКМА вместе со всеми другими симпатиками Ющенко поддержали классный призыв «Восток и Запад вместе!». Мол, на принципах либерализма и постмодернизма строим политическую нацию, двигаемся в Европу. Интересно, что и Тягнибок тогда поддерживал Ющенко хотя слышал, что речь идет совсем не о преимуществе этнических ценностей.

Но олигархи и власть предержащие, начиная с 2005 года сделали все возможное, чтобы обезобразить идею либерализма, опорочить ее и вызывать на сцену адептов радикализма.

Люди разочарованы «мирной революцией», компромиссами, уступками. Вместо них граждане не получили существенного улучшения жизни, приближения к европейским стандартам, отграничение власти от бизнеса.

Поэтому если либерализм себя скомпрометировал, кого призывать вместо него? Да, толерантность постепенно выходит из моды. Люди разочарованы и готовы к поддержке радикалов, которые предлагают простые рецепты выхода из кризиса.

К бесу мирные средства борьбы! Здесь уже не к классикам ненасильственного гражданского сопротивления. Напротив, вспоминаешь отечественных классиков литературы. «А, чтобы пробудить хиренну волю, нужно миром, обществом обух будет сталировать, и хорошо отточить топор да и заходиться уже будит». Сказанные в другой исторической ситуации слова могут стать актуальными для части нашего общества.

Восток и Запад вместе?

И если на западе страны преимущество получает Тягнибок, то на востоке ПР ожидает судьба бютовцев на Тернопольщине. Конечно, это может происходить с учетом региональных особенностей, более послушного электората, более мощного админресурса и методов его содержания.

Но тенденция необратимая, потому что ПР так же скомпрометировала себя на востоке, как БЮТ и НУНС на западе страны.

Если не ПР, то кто? Учитывая быстротекущий рост популярности ВО «Свобода» можно ожидать, что восток подготовит симметричный ответ на успехи украинских националистов. Вряд ли прежнюю популярность повернут коммунисты или экзотичная ПСПУ.

Другое дело – подъем российского политического национализма. Он может попробовать выйти за пределы Крыма. Воспользовавшись падением популярности ПР и усилением «свободовцев», российские националисты могут пойти на территориальное расширение своего влияния. Но не только они и «свободовцы» способны воспользоваться кризисом.

«Абсолютно наплевательски руководство Украины относится к правам крымчан, игнорируются то реальности, которые складываются в Крыму на протяжении столетий», — говорит Сергей Цеков.

Золотые слова! Если на фоне общей радикализации общественных настроений, меджлис вспомнит о «реальностях, которые складываются в Крыму на протяжении столетий», то состояние дел для того же «Русского блока» будет плохим.

И тогда будем иметь угрозу раскола суверенной территории даже не на две, а на три части.

Юрий КОРОГОДСКИЙ

«Украинская правда»

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня