С чувством тревоги прочитал в газете «Голосе Крыма» «научный политический разговор» Зульфиры Муталуповой с кандидатом политических наук Алиме Апселямовой: «Элита — это стержень нации, определяющий ее судьбу» («ГК» от 08 февраля 2013 года, № 6 (996)).
Научное звание, хотя и девальвированное сегодня в Украине, обязывает с должным уважением относится к анализу «некоторых» политических процессов, протекающих в среде крымских татар. И более того, язык «политический» не всегда понятен простому, отягощённому повседневными заботами крымскому татарину. В связи с этим решился написать свой скромный комментарий, высказать свое понимание данного анализа.
1. Согласен с Алиме ханум, сегодня действительно идет активный поиск путей и моделей развития народа в будущем, как и формирование новой идентичности крымских татар… И если получится превратить некогда непокорных крымских татар сплошь в швондеров и шариковых, то и становление нового племени «швоншариков» состоится не на словах, а на самом деле.
А если быть объективным и честным, то в Крыму продолжается и подходит к завершающей фазе особый эксперимент над крымскими татарами, начатый в мае 1944 года под «девизом»: «Крым — без крымских татар», взятый сегодня на вооружение силами украинского и крымского неофашизма.
Протестные формы нашего народа — это адекватная реакция на всякие проявления в «естественной среде» искусственно созданных, «установившихся» в Крыму принципов бесправного умиротворенного содержания крымскотатарского народа…
Это и тезис спикера крымского парламента В. Константинова о том, что Крым — это «базовая территория для апробации новой региональной политики Украины» и «малая родина» для ее «трудолюбивого толерантного многонационального народа» — новой этнической общности, «сформировавшейся» за 21 год «существования» АР Крым.
2. Национальной идеей или основной целью народа, сформулированной элитой народа в 1965 году, было, есть и будет:
«Восстановление естественно-исторического и суверенного статуса крымскотатарского народа, его национальной целостности и государственности в рамках и реалиях национально-территориальной автономии образца 1921 года в границах его национальной территории — Крыма.
Политическое, социальное и духовное возрождение и консолидация народа в атмосфере полного взаимодоверия, дружбы и сотрудничества со всеми национальностями и этническими группами на полуострове. Гарантии их национального равноправия и целостности с основными массивами за пределами Крыма. Гарантии соблюдения прав человека и личности.
Верность основным принципам взаимоотношений и договорным обязательствам Союза независимых государств».
Для элиты, как и для самого народа не существовало и не существует сегодня понятие «старой» и «новой» национальной идеи. Есть одна национальная идея — НАКАЗ народа своим представителям от 1965 года, скрепленного более 5 миллионов подписей.
Другого содержания национальная идея не имела, и не будет иметь, пока она не будет реализована в полном объеме.
Создание многочисленных общественно-политических структур (Курултай-Меджлиса, партий, различных общественных и религиозных организаций и т.д. и т.п.) — все это «продукты» административно-командной системы, доставшейся нам в наследство от «советской» эпохи и не изжитой по настоящее время. Данные структуры в большинстве своем, начиная с 1988 года, вольно или невольно выполняли и выполняют одну задачу — расколоть народ по принципу: «Разделяй и властвуй».
Скажу несколько слов об элите нации.
В конце Х1Х и начале ХХ веков заложено начало формирование крымскотатарской элиты — ярких личностей из народных низов — и возрождение в ее среде высоких идеалов преданности своему народу, истине, высочайшей компетенции и культуре, которые были свойственны Исмаилу Гаспринскому и его последователям.
Всех деятелей этой когорты, впитавших в себя высшие достижения мировой культуры: европейской, русской, Востока, отличало глубокое знание и генерирование национальной культуры. В подавляющем своем большинстве это были люди, окончившие по 2-3 университета и сами, образно говоря, были университетами.
Именно они поднимали наш народ до серьезных высот, не копировавшие мировые тренды и не искавшие народу поводырей, опекунов и лидеров с импортными и московскими наклейками.
Образно и метко выразил девиз этой когорты, великий поэт и народный борец Номан Челебиджан: «Ант эткенмен, сез бергенмен: миллет ичюн ольмеге…» («Слово дал я, клятву дал я: жизнь за свой народ отдать…»). С этими словами в сердцах и умах они шли в бескомпромиссную политическую деятельность и борьбу, пророчески предопределив в большинстве своем собственную гибель.
Именно эта элита несла ответственность и противостояла геноциду народа, объединяла народ и выполняла руководящую и мобилизующую роль. Верю, что народ и его элита понесут и далее эти принципы на современном этапе развития и борьбы за окончательное и бесповоротное решение национального вопроса крымскотатарского народа — национальной идеи народа.
Это является и явится гарантом против «разрушительных» процессов в обществе и «краха» всего крымскотатарского.
3. Неоспорим в современных реалиях тот факт, что объединение здоровых общественно-политических сил, элиты народа, будет реализовано не на основе «конкурсной» и «конкурирующей» модели, действующей по принципу: «Кто лучше?», а на основе национального принципа: « Как надо!».
Для народа характерна одна национальная идеология, основанная на национальной идее: «Восстановление естественно-исторического и суверенного статуса как коренного народа в Крыму!».
Объединение не только возможно, а просто крайне необходимо.
Консолидация общественно-политических сил непременно произойдет, когда «конкурирующие» и даже «смертельно враждебные» силы преодолеют взаимное отчуждение и начнут между собой открытый и честный разговор. Потому что только в таком формате — путем диалога — возможно избежать и своих собственных ошибок и своих заблуждений, воспользоваться положительными инициативами других и тем самым не допустить раскола народа. Иная позиция ошибочна, бесчестна и бесперспективна. Общий интерес должен быть превыше личных амбиций.
Сегодня наступил очередной исторический момент, и это подтверждают готовящиеся парламентские слушания по внесению изменений в Конституции Украины и Крыма в части современного и будущего статуса Крыма как государственности. Народ более 20 лет терпеливо и твердо шел к этому моменту…
Народу нужен как ветер свободы — экстренный созыв Всенародной встречи — Большого Совета с участием элиты народа, всех старейших участников национального движения, независимо от их прежних и настоящих позиций; крымских депутатов всех уровней и, конечно же, представителей патриотично настроенной молодежи.
Не Курултай-Меджлис, не партии и организации, не Совет представителей при ком-то и как-то, а Советы старейшин народа в каждом селе, районе, городе и республике в целом должны дать начало этому процессу.
4. На современном этапе не «адекватное», а полноправное представительство народа во всех ветвях власти может быть гарантировано только в одном случае: путем восстановления национально-территориальной государственности образца 1921 года с участием и соблюдением прав всех национальных сообществ в Крыму. Другого гаранта в природе не существовало, не существует, и не будет существовать.
5. Каким видится будущее нашего народа? Каким, оно, государство будет? Где путь к миру и процветанию нашей исторической Родины — Крыма? Ответы на эти и многие другие вопросы сформулированы ясно и четко «дедушкой тюрской нации» Исмаилом Гаспринским более 100 лет назад в своем Завещании:
«Россию и мусульманские народы свела в одно общее великая равнина — Родина, простирающаяся от подножий Алтая и Памира до болот Балтийского моря, их породнило одно общее горе от недоумения жить…
Оба богатыря из века в век преследовались одной и той же гидрой в виде тягот, неправды и невежества. Так было в прошлом, а в будущем эти народы пойдут, ибо должны идти рука об руку, чтобы обрести свет, правду и сносную жизнь.
Не разделяйте, не отделяйте, не выделяйте, если желаете сплотить, скрепить».
(И.Гаспринский, «Терджиман», №29, 1905 год).
И. Гаспринский, его ученики и последователи, историческая практика и опыт национального движения убедительно доказали, что многонациональный и многоконфессиональный характер государства не может и не должен препятствовать принципу единой национально-территориальной государственности, национальная политика которого строится на основе признания народов и их национальных суверенных прав.
В ближайшем будущем Крым ожидает кардинальный пересмотр государственного статуса автономии — восстановление автономной республики как национально-территориальной государственности в рамках и правах республики образца 1921 года с обязательным учетом современных реалий.
Все произойдет в соответствии с Постановлением ВС СССР «О выводах и предложениях …. « от 28 ноября 1989 года, № 845-1 , пункт 4: «Восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без автономии Крыма… Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих в Крыму».
Придет время, когда Крым будет развитым независимым многонациональным и суверенным государством- республикой как Россия, Украина, Казахстан и др. в составе Союза независимых государств как полноправный субъект этого Союза.
Нельзя не согласиться с Алиме-ханум, что наша молодежь достойно примет и пронесет в будущее эстафету старшего поколения, его опыт и мудрость, знания и дерзость. И во имя этого будущего сохранит и укрепит дружбу и верность с нашими братьями — русскими и украинцами.
Именно тогда и только тогда можно будет констатировать, что Завещание «дедушки тюрской нации» И Гаспринского выполнено в полном объеме и содержание национальной идеи примет новый характер.
Крыму суждено стать государством мира и процветания, граждан которого объединит основополагающий принцип: Дружба и Равноправие. В этом и заключается историческая и главная роль элиты нации.
Ибо Элита — это дух свободы и чести нации.
Ильяс БЕЛЯЛОВ,
г. Симферополь