Ренарт Саранаев после окончания 3 курса Самаркандского государственного архитектурного института переехал к родителям в Крым и завершил вуз по избранной специальности.
Одновременно состоялся процесс формирования его «татарскости». Он представил на базе старинного крымскотатарского горного села Махульдюр показательный этнографический центр под открытым небом. Тридцать квадратных метров чертежей его дипломной работы, оцененной на «отлично», получили практическое воплощение.
Общественная активность позволила Ренарту создать Ассоциацию «Махульдюр». В комплексе представлены веками развивавшаяся архитектура крымских татар и экономическая перспектива становления этого уголка Крыма. В Крыму тогда еще не звучала тема этнографического туризма, а кое-кого она откровенно беспокоила. Лишь в Кутлаке Эльмира Байрамали, учительница английского языка, со своим супругом Рифкатом рискнули обратиться к этой тематике.
Написанная в те годы программа нашла поддержку у главы крымского правительства А.Франчука. Но большинство чиновников Министерства туризма Крыма еще не понимали перспективу предлагаемого зеленого туризма. Потому тогда все было направлено на развитие Южнобережья.
Им удалось привлечь внимание международных банковских структур, иностранных делегаций. Нашли людей из дальнего зарубежья, готовых дать, для начала, деньги на выкуп нескольких домиков в Махульдюре, но здесь столкнулись с непредвиденными сложностями: хозяевами покинутого домика являются несколько человек, проживающих на просторах бывшего СССР, и юридический механизм выкупа покинутого жилья не был определен. Возможность начать массовое восстановление заброшенных, покинутых домов была упущена для нашего народа, а значит, и для самого государства.
Голландские археологи в своих заключениях обращали внимание на исследование нескольких таврских захоронений здесь, но иностранцам проведение раскопок было запрещено.
Ренарту организовали командировку в Канаду для изучения опыта организации музеев разных коренных народов под открытым небом. Слабое понимание нашими соотечественниками значения этнографического туризма объяснялось отсутствием знаний и координации действий.
В мире знают, что кроме моря есть еще и горы, и коренной народ, населяющий эту землю и своим пребыванием и образом жизни демонстрирующий свою многогранную культуру.
Зарубежному туристу неинтересно месяц загорать на пляже в Ялте. Через несколько дней он ищет экскурсовода и просит направить его по интересному маршруту.
В те годы могли предложить только ханский дворец, да и то с негативных позиций. Сегодня на многое уже открываются глаза. Перед началом туристического сезона ежегодно муссируется тема этнографических центров как показательной толерантности в обществе.
Говоря о сельском туризме, пытаются обойти слово «этнографический», и делают упор на зеленом туризме. Но жизнь показывает, что приехавшим в Крым интересен этнографический туризм коренного народа, о котором они нигде в мире больше не услышат.
В Махульдюре реализовывалась идея возрождения старых крымскотатарских колодцев и чешме с целью обеспечить людей чистой водой и возродить элементы культуры народа.
Идея возрождения этнографической деревни получила развитие в селе Коклуз. Ренарт с отцом Вельором, детство которого прошло в Коклузе, долго говорили с односельчанином, 80-летним Велишой-къартбаба, который выставил свой дом на продажу, чтобы переехать к сыновьям в Херсонскую область.
Купив этот домик, Ренарт начал осуществлять идею этнографического туризма. Сегодня это этнокультурный центр, дом с усадьбой в 25 соток, прилегающий к горному саду — чаиру. До озера 10 минут ходьбы. Почти в каждом дворе колодцы, есть и общего пользования на улицах.
Домик Ренарта расположился у мечети начала XVIII века. На камне под штукатуркой арабской вязью выведено слово «Сулейман» и указан 1827 год. Есть показательная площадка для гостей, которые могут ознакомиться с традициями и бытом крымских татар в деревенских условиях. В комнатах утварь, предметы быта, хозяйственной деятельности. Сосед из глиносаманных блоков строит дом с сохранением крымскотатарских традиций.
Это актуально. Приехавший турист погружается в крымскотатарскую среду XIX — начала XX века: пьет родниковую воду, участвует в традиционной церемонии приготовления кофе, курабие по народной технологии, обед из традиционных блюд. Цены доступные.
Бизнес Ренарта связан с общественной деятельностью. Была создана информационная программа, освещающая зеленый туризм в Бельбекской долине. У англичан из Британского Совета, побывавших в Коклузе, бурю эмоций вызвала найденная в огороде пуговица от кителя английского офицера из Плимута, участника Крымской войны 1853 — 1856 годов. Находили и российские медные монеты.
Как архитектор, Ренарт считает, что наши предки выработали формулу, отвечающую традициям, природе, культуре наших мест. Он вопрошает: «Зачем крымскому татарину 3-этажный дом, когда мы живем на одном этаже?»
При участии Ренарта Саранаева реализованы 15 проектов. Восстановлены 52 колодца общественного пользования и фонтаны. Частных колодцев только в Коклузе было около 400. Теперь надо научить людей ценить то, что имеют. Спускавшиеся в колодцы молодые ребята не предполагали, что найдут мину военных времен или монеты. Но работа обязывала и люди шли под землю.
Туризм — это аспект, состоящий из уникального позитива познать, отведать неизведанное. Здесь можно попробовать яблоки сорта Кандиль-Синап или Кабак-Алма, попросив об этом 88-летнего Сеитмемета-ага, который поведет вас через лес к чаирному саду.
Здесь вы постигнете секреты варки бекмеза, попробуете выткать килим, вышить, можете прокатиться на хорошем скакуне, отведать 10 различных сортов брынзы и сыра из молока пасущихся здесь же овечек. В поселке Коккоз можно поприсутствовать на мусульманском обряде бракосочетания — никях.
Группа финнов пожелала заглянуть в крымскотатарский дом и пообщаться с проживающим в нем семейством. И это было доступно.
Китайские туристы просили, что из всех видов предлагаемых в Крыму услуг их интересует только история и этнография крымских татар. Историю коренного народа, изложенную здесь, они нигде не получат.
В США из 200-летнего дуба делают историю, рассказывая, будто под этим деревом по пути из Филадельфии в Вашингтон спал Авраам Линкольн.
Этнографический туризм фальши не терпит. Заинтересовать людей можно только правдивой, исторически подтвержденной информацией.
Адиль СЕИТБЕКИРОВ,
газета «Голос Крыма»
№ 2 (992) от 11.01.2013 г.