Выпить кофе с видом на Хан-Cарай

Post navigation

Выпить кофе с видом на Хан-Cарай

Здесь можно увидеть, как жили крымские татары в конце XIX — начале XX века. Окунуться в атмосферу Востока, пройти по древним улочкам, полюбоваться аутентичностью старинных домов, не увешанных рекламой и не изуродованных пластиком, можно в «старом городе» Бахчисарая.

Дом-музей крымских татар «Дервиш эви»

Если подняться от Ханского дворца вверх, окажешься на очаровательной улице Островского. Здесь прошлым летом открылся дом-музей крымских татар «Дервиш эви» (в переводе — «дом семьи Дервиш»).

 

В нем можно увидеть, как жили, чем пользовались в быту, как украшали дом крымские татары в конце XIX — первой половине XX века. Двухэтажное строение — раритет, сохранившийся с позапрошлого века. Восстановил его Рустем Дервиш: несколько комнат с нехитрым убранством, уютный внутренний дворик, мастерская и кофейня.

 

Переступая порог, мгновенно погружаешься в неповторимую атмосферу. Каждый предмет, кувшин или джезве, тарелка или ковер — на своих местах.

 

Идею создать дом, который максимально точно передавал бы быт крымских татар, Рустем Дервиш вынашивал более десяти лет. До этого тут была небольшая кофейня, куда он приходил с друзьями, не подозревая, что через несколько лет станет ее владельцем и многое переделает, чтобы обстановка отображала жизнь его предков столетие назад.

 

Рустем Дервиш мечтает восстановить мастерскую медников.

 

Рустем устроил нам небольшую экскурсию. Рассказал, как восстановил двери. По его словам, они должны быть украшены металлическими деталями, ручками и молоточком, заменявшим звонок. Их он изготовил своими руками.

 

Дом крымского татарина 100 лет назад состоял из трех комнат: кухни, спальни и гостиной, последнюю хозяева украшали красивыми, дорогими вещами, свидетельствовавшими о достатке семьи. Посуду, вышивки размещали на длинных полках. В углу примостился деревянный шкаф, изготовленный по чертежам Рустема. Много посуды. Глиняные кувшины, вазы, расписанные тарелки — творения известного крымского керамиста Эльдара Гусенова, работающего в народных традициях. Некоторые экспонаты приобретены на «блошиных» рынках. Старинный мангал — прибор для обогрева дома — собирал по частям, покупая их у разных людей. Некоторые предметы приносили разделяющие его увлечение земляки. Другие — извлечены из земли при ремонте дома, и они (например, осколки старой керамики) вошли в экспозицию или послужили образцами для росписи кувшинов и тарелок.

 

Гордость коллекции — ручные каменные жернова весом в полтонны. Раньше такие были в каждом доме — хозяйки вручную перетирали ими зерно. Первый помол считался грубым, перемалывали повторно, чтобы получить муку, пригодную для выпечки хлеба. Если он был мягким и нежным, гости сразу понимали — хозяйка не ленивая, несколько раз перемалывала зерно.

 

Все экспонаты музея можно потрогать.

 

Рустем говорит, в домах крымских татар практически не было стационарной мебели. Единственный стол — и тот висел на стене, им пользовались только для приготовления пищи. Спальня предназначалась для домочадцев, гостей туда не пускали. В ней обязательно стоял сундук с ценными вещами и украшениями. Недавно в дар музею преподнесли колыбель, пережившую депортацию.

 

Особо следует сказать о дворике. Он был двухуровневым, в нижнем в основном работали, а в верхнем — отдыхали в тени деревьев и виноградника. Пять лет понадобилось Р. Дервишу, чтобы придать дому его нынешний вид и открыть для гостей. Он послужил натурой при съемке фильмов «Татарский триптих» и «Хайтарма».

 

Экскурсия в такой этнический музей, уверен Рустем Дервиш, лучший урок по истории народа для молодого поколения. Ведь все экспонаты можно потрогать, посидеть в комнатах, почувствовать дух ушедшей эпохи.

 

Туристов дом привлекает не только как исторический объект, но и вкуснейшим кофе, который здесь можно попробовать. Хозяин тоже любит этот напиток, готовит его в медных джезве, им самим выкованных. Он и коллекционирует джезве. Для него они — как книга: по форме и орнаменту, качеству меди можно многое узнать о времени и жизни народа.

 

Коллекция медных джезве — как книга: по форме и орнаменту можно узнать о жизни народа.

Первая в коллекции медных турок сделана еще до депортации. Она простая и грубая, без рисунков. Но время менялось, менялся и сосуд. Он становился красивее, медь подбиралась лучшего качества.

 

— Главное — разобраться в технологии изготовления и восстановить ее. Собирая коллекцию, я решил сам мастерить джезве. Работа с металлом приносит удовольствие. А вообще хочу восстановить бахчисарайскую мастерскую медника, в которой изготавливали различные изделия, в том числе джезве, и воссоздать атмосферу того времени. Есть фотографии людей, которые работали в начале века в Бахчисарае. При мастерской всегда был магазинчик.

 

Мы тоже продаем товары наших крымских мастеров. Это и ковры, и традиционные головные уборы, расписанные тарелки, кувшины и многое другое. Огромную помощь в воплощении задуманного оказал куратор проекта «Крымский стиль» художник Мамут Чурлу, — рассказывает Р. Дервиш.

 

Рустем открыл при музее мастерскую и кофейню, из окон которой видна главная достопримечательность города — Ханский дворец. В мастерской, где он изготавливает традиционную для крымских татар посуду из меди, посетители тоже могут попробовать сделать, например, длинную медную ложку для кофе, браслеты или зажим для упаковки ароматного напитка, нанести на свои поделки любой орнамент. По словам хозяина дома, особенно любят бывать в мастерской дети. В новогодние каникулы было много юных гостей, которые не только щелкали фотоаппаратами, но и пытались что-нибудь смастерить.

Сейчас интересы Рустема связаны с улицей Островского. Близ музея он намерен посадить виноградник, соорудить небольшой фонтанчик со скамеечками вокруг, чтобы в летний зной можно было укрыться в тени и, слушая журчание воды, любоваться великолепным видом на Ханский дворец.

Светлана Макаренко
Фото: Арвидас Шеметас

Источник: http://simferopol.monavista.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня