В том, что происходит с Россией…

Post navigation

В том, что происходит с Россией…

Сергей Лукьяненко размышляет о Боге, борьбе добра со злом и, конечно, о будущем

В октябре в Рязани прошел II Межрегиональный открытый фестиваль фантастики «Поехали»… Почетным гостем фестиваля стал и, наверное, самый популярный российский фантаст Сергей Лукьяненко. На рязанской земле с ним беседовал Сергей Перимбаев.

 

Сергей Лукьяненко— На пресс-конференции у вас прозвучала такая фраза: «Я верю, что американцы были на Луне, а то, что Бог есть, я знаю». Откуда появилось это знание? Каков ваш личный опыт Богообщения?

 

— Ну, во-первых, надо понимать, что эта, как и любая подобная хлесткая фраза, естественно, имеет в себе значительную натяжку. То есть я, конечно, верю, что американцы были на Луне, но все равно определенная доля сомнений остается.

 

— Я больше в контексте познания Бога…

 

— А-а, ну если в контексте познания Бога, тогда — это просто. Это, как сказать… это факт. Это понятно, что Бог есть.

 

— Этот вывод основан на каком-то духовном опыте?

 

— Ну, можно сказать и так. Да.

 

— Может быть, был какой-то толчок или какое-то событие в жизни, что вас подвигло к вере?

 

— Это очень личный вопрос. Я не отвечаю на такие вопросы не то что в интервью, но даже, как правило, в беседах с друзьями.

 

— А что для вас вера?

 

— Для меня вера — это надежда. Без веры жизнь бессмысленна и пуста. Потому что в любом случае наше существование — всего лишь миг; и жить, зная, что ты вот такая искра, которая сверкнула и погасла, достаточно глупо. В свое время Достоевский сказал, что если Бога нет, то все дозволено. Таким образом выразив свой протест против безверия. Но я бы сказал так: если Бога нет, то все бессмысленно. А это, наверное, даже хуже, чем «дозволено».

 

— Тогда что вы думаете по поводу последних богоборческих движений в обществе?

 

— Я думаю, что у любого человека есть полнейшее право верить или не верить, высказывать свою веру, высказывать свое неверие. Но, как в обычной жизни, право каждого человека на это заканчивается там, где начинается право другого. Грубо говоря, можно выйти на площадь и там устроить пикет или пляску с криками, что Бога нет. Бога ради. Или еще как-то. Ну, а скажем, когда это делается действительно с целью задеть, оскорбить других людей, ну, это хулиганство и все. Здесь на самом деле ничего особого не нужно и, на мой взгляд, даже нет особой необходимости в каком-то специальном законе, который сейчас приняли. По большому счету это все регулируется обычными человеческими законами, что нельзя оскорблять чувства других людей. Вот и все. То есть пока человек этого правила придерживается, все нормально. Будь он атеист или не атеист… У меня есть много друзей, которые абсолютнейшие атеисты, может быть, даже воинственные атеисты, но это их выбор, это их вера — по сути. Бога ради, пока они уважают чужую веру, я уважаю их.

 

— То есть пока они не вторгаются на чью-то территорию?

 

— Конечно, конечно. Это простейшее правило человеческого общежития: не делай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы сделали с тобой. Вот и все.

 

— Сергей, вы упомянули Достоевского. А насколько его творчество повлияло на ваше?

 

— Я бы не сказал, что очень сильно повлияло. Изучение Достоевского в школе, по-моему, скорее приносит вред, чем пользу. Оно отбивает даже желание его читать. К Достоевскому, как к любому великому писателю, надо прийти в своем возрасте. А то, что это один из самых великих русских писателей, может быть, самый великий, это для меня абсолютный факт.

 

— А вы когда к нему пришли?

 

— Достаточно зрелым уже человеком. По-моему, мне уже было лет сорок.

 

— Как мне кажется, основная тема вашего творчества — это борьба добра со злом. Это ваша жизненная позиция или просто элемент творчества?

 

— Наверное, в первую очередь жизненная позиция.

 

Отражение какой-то сущности?

 

— Надеюсь, что да. Да.

 

— А вот имена персонажей «Ночного дозора»… Например, Завулон… Это же библейские имена, откуда вы их почерпнули?

 

— Имена Гессер и Завулон были взяты исключительно методом тыка. Я взял мифологический словарь и в буквальном смысле открыл его наугад. Ткнул пальцем, палец пришелся на имя Гессер. Я прочитал и восхитился. Ведь у меня была задача найти имена для начальников «Ночного» и «Дневного» дозоров. Я прочитал и восхитился, потому что персонаж был абсолютно подходящий — такой мифологический борец с силами тьмы, защитник людей от чудовищ и так далее. Потом я ткнул второй раз, и палец попал на имя Завулон. Я прочитал, вначале мне показалось, что это слово не совсем подходит. Потом я прочитал дальше, а там «Завулон — одно из колен Израилевых, народ, предавший душу свою тьме». Я думаю, ну как же опять замечательно совпало.

 

— А как вы думаете, эта тема «борьбы добра и зла» себя не исчерпала?

 

— Ну, как-то она не сильно себя исчерпывает последнюю тысячу лет. Я думаю, еще на несколько тысяч лет ее хватит.

 

— Вы и дальше планируете работать в этом же направлении или есть какие-то другие мысли?

 

— Дело в том, что любая тема рано или поздно все равно будет выводить автора к каким-то глобальным вещам, таким, например, как «добро и зло», «тьма и свет» и так далее. Можно писать про что угодно, но в итоге все равно в основе выйдешь на эти вещи.

 

— То есть вы сразу выбрали для себя такую основную тему и нет желания с нее сворачивать?

 

— Я не думал осознанно ничего такого выбирать. Я просто писал те истории, которые мне были интересны, которые мне нравились. Вот и все.

 

— А нет желания себя попробовать, например, в жанре исторического романа или чего-нибудь в этом роде?

 

— Ну, исторического, наверное, нет, мне это менее интересно. Детективного — скорее да. Я никогда сознательно не ставлю себе цель, к примеру, написать такой-то роман в таком-то жанре. Я пишу, потом смотрю, что получается. Пока фантастика для меня более привлекательна.

 

— Толстой работал по простой схеме: он принуждал себя писать не менее трех листов в день, садился за стол и писал, как по программе. Пушкин — это человек вдохновения. А как у вас это происходит?

 

— Я считаю, что подход Толстого более правильный, потому что дисциплинирует автора, и так пишет большинство. Но я стараюсь писать тогда, когда приходит вдохновение, когда появляется желание написать ту или иную вещь.

 

— У меня есть знакомые творческие люди, в частности художники. Они утверждают, что когда вот это вдохновение посещает, то можно работать всю ночь, не спать, не есть. У вас тоже так?

 

— Да, да. Примерно так все и происходит. Всю ночь не знаю, но если я сажусь и с утра начинаю работать, то, как правило, есть какой-то физический порог и где-то в шесть вечера ты понимаешь, что уже просто ВСЕ! Больше ни одно слово уже из головы не вылезет.

 

— Фильмы, снятые по вашим произведениям, существенно расходятся с книгами…

 

— Конечно…

 

— А с чем связано такое расхождение?

 

— Потому что невозможно экранизировать роман буквально. Когда пытаешься это делать (а так изначально и пытались), то, скажем так, все идет наперекосяк, получается неинтересно. У кино свои законы и приходится многое менять. Мы начинали экранизировать довольно буквально к тексту, потом поняли, что надо менять.

 

— Сейчас много говорят о ситуации на книжном рынке. Неужели так все плохо на самом деле? Книги стали гораздо хуже продаваться?

 

— Книги сейчас очень плохо продаются. Дело в том, что в стране гуляет, наверное, миллионов пять букридеров, на которые все закачивают файлы бесплатно из Интернета. Плюс огромное количество людей читают с планшетов, ноутбуков, айпадов, телефонов, чего угодно.

 

— Вы сказали: «Я буду заниматься какими-то вещами, которые приносят деньги». А чем еще вы можете заниматься, кроме написания книг?

 

— Человек, работающий с текстом профессионально, найдет чем заняться: сценарии, компьютерные игры, колонки в газетах и журналах и т.д.

 

— Талантливый человек талантлив во всем…

 

— Работать с текстом можно разными способами, но суть в том, что, конечно же, работа писателя умирает. Умирает в первую очередь из-за электронного пиратства.

 

— Какими бы вы хотели видеть своих детей? Чего бы вы хотели, чтобы они добились, кем стали?

 

— Я бы хотел (и надеюсь, что так и будет), чтобы они умели думать, умели понимать, принимать решения сами, не полагаться на чужие слова. Вот, по-моему, самое основное. Я надеюсь, что такими они и вырастут, способными самостоятельно выбирать. А кем они станут, куда захотят пойти работать, это уже все их личное дело, я тут вмешиваться не буду. Я постараюсь дать какой-то такой базис, который позволит им хорошо стартовать. Естественно, хорошее образование — это самое главное, что нужно дать ребенку. Ну а далее уже их право, их воля, куда двигаться.

 

— А если вдруг представить, что ваши дети станут управлять страной, у них это будет получаться лучше, чем сейчас?

 

— Я думаю, что в любом случае наши дети должны все делать лучше, чем делаем мы сейчас. Разумеется, просто потому, что это следующее поколение. Это поколение, которое избавлено от многих наших проблем, от многих наших комплексов, ошибок. Я надеюсь, что это поколение обойдется со страной лучше, чем мы обошлись с ней. Поскольку то, что сейчас вообще происходит с Россией, и то, как мы последние двадцать лет живем, — это и наша общая вина, и моя вина тоже. Потому что в какой-то момент те, кто должен был встать и сказать «нет», не встали и не сказали. И мы позволили сделать то, что сделали с нашей страной: изнасиловали, расчленили, убили.

 

Справка:  Сергей Васильевич ЛУКЬЯНЕНКО (р. в 1968 г.) — писатель-фантаст. По образованию врач-психиатр. Книги начали выходить на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Автор нескольких десятков романов (в том числе написанных в соавторстве с Ником Перумовым, Владимиром Васильевым, Юлием Буркиным), более сотни рассказов и повестей. Наиболее известны «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Линии грез», «Лабиринт отражений», «Осенние визиты», «Черновик», «Чистовик».

 

Лауреат множества литературных наград, вручаемых в области фантастики, среди которых: «Старт», «Аэлита», «Роскон», «Алиса», «Интепресскон», «Звездный мост», «Странник» и др.

 

По его произведениям поставлены фильмы «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Азирис Нуна».

 

Источник: http://exlibris.ng.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня