Казань — это ворота России в арабский мир

Post navigation

Казань — это ворота России в арабский мир

В столице Татарстана живет очень интересный человек. Мухаммад устаз Аммари переехал из Йемена в Казань в 1983 году и с тех пор занимается преподаванием арабского языка. Он просто обожает своих учеников, да и они стараются уловить каждое его слово, считают его за старшего друга. Его называют уважительным словом «устаз».

Несмотря на то, что на родине у него остались жена и четверо детей, он уже не может представить свою жизнь без Казани. «Я пробовал — не получилось», — говорит он. Мы встретились с ним и поговорили о многом.

— Мухаммад устаз, вы уже более двух десятилетий проживаете в Казани, а семья ваша на родине…

Мухаммад устаз Аммари переехал из Йемена в Казань в 1983 году и с тех пор занимается преподаванием арабского языка— Семья живет в городе Эден в Йемене. У меня — четверо дочерей. Старшей — 18, младшей — 8 лет. Жена Фатима, как и я, учитель. Закончила юридический факультет, сейчас преподает в Йеменском торгово-экономическом институте. Многие думают, что арабские женщины сидят дома. А у нас они работают. Воспитанием детей, в основном, занимается жена, но и я будучи главой семьи активно участвую в этом процессе. Ежедневно с 9 до 11 вечера общаемся друг с другом по «Skype». Они рассказывают о том, как прошел их день, делятся проблемами, я даю советы — словом, идет очень тесное и искреннее общение.

 

Один раз в год летаю в Йемен, но мой отпуск, как правило, совпадает с практикой моих студентов. Поэтому если мы куда-то едем со студентами, обязательно беру в эту поездку и семью. Мы пытались жить все вместе и в Йемене, и в Татарстане, но они здесь не смогли приспособиться, а я там не могу. 8 месяцев жили в Казани — в последние 2 месяца все уши прожужжали: домой хотят. Вот и я больше двух месяцев в Йемене не выдерживаю.

— В арабских странах ныне неспокойно… С чем связаны все эти волнения? Народ таким образом проявляет свою гражданскую позицию? Или это интриги США?

— Участие в этих процессах западных стран ясно как день. Их политика подстрекательства очень хитра. Всё идет по одному и тому же сценарию. Им и больших усилий-то прилагать не нужно, ведь режимы, десятилетиями правящие в наших странах, позволяют США проводить свою политику.

К примеру, в Йемене семья одного человека правит страной уже 33 года. Понятно, почему народ начал протестовать. Цель США ясна и понятна: штаты целенаправленно стараются настроить арабские государства друг против друга. В то время как 22 арабских страны будут воевать друг с другом, США обеспечит Израилю спокойную жизнь.

Под предлогом существования в Ираке атомного оружия, вторглись в эту страну. Ничего не нашли. Но цели своей достигли. В результате мусульмане сейчас настроены друг против друга. Такого в истории еще не было: сунниты воюют с шиитами! А США потирают руки, наблюдая за всем происходящим. Ну, а арабские страны не понимают причины этих подпольных игр, да и понимать не хотят. Когда теплые кресла дороже всего остального, невозможно мыслить глобально — кругозор сужается. Забота о народе, о единстве государства отходит на второй план — и запад этим отлично пользуется.

 

Народ устал от правителей, которые десятилетиями сидят в своих креслах и богатеют день ото дня. Их недовольством пользуются США, толкают их на революции, делают всё возможное, чтобы те, взяв в руки оружие, выступали друг против друга, чтобы мусульманин пошел против мусульманина. Арабы как дети думают, что «вот заставим уйти этого правителя, и всё будет хорошо» — а анализа со стороны нет. Они уверены в том, что нужна революция, а зачем она нужна, в чем заключаются её цели, почему их поддерживают США — об этом думать времени не остается.

— Сейчас весь мир говорит о смерти Каддафи. Кто-то считает его тираном, а кто-то — героем, который защищал свой народ и свою страну…

— Каддафи -… всегда оставался человеком, который принципиально выступал против запада. Именно этим он завоевал свой авторитет среди мусульман… Ливийцы жили небедно, но с теми ресурсами, что у них есть, они могли жить еще лучше. Например, по сравнению с ОАЭ в Ливии нефти добывается больше, населения немного — с такими доходами ливийцы могли жить как в раю, но весь капитал находился в руках Каддафи. Он заботился только о себе и о своей семье. Поэтому сложно сказать, каким он был на самом деле: плохим или хорошим.

— Как вы считаете, чем всё закончится?

— Если бы к власти пришли здравомыслящие, не продажные западу лидеры, ситуация в корне изменилась бы. Но я вынужден быть пессимистом, т.к. запад всё равно поставит выгодных себе людей. Они будут марионетками в руках США. Это усугубит положение дел, и арабские государства еще больше отдалятся друг от друга.

В Тунисе и Египте революции начались очень стремительно. И погасли они так же быстро. Там сейчас всё спокойно. А вот Ливии грозит раскол. Ситуация усугубиться в Ираке, Йемене, Судане и Алжире. Йемен постепенно разделяется на два лагеря. Судан уже разделен на два отдельных государства. А вот что будет в Сирии — вопрос более сложный. Это своеобразное государство. Никогда ни один араб и подумать не мог, что в Сирии будет революция. Испокон веков там всё было спокойно. Эта страна славилась умением находить золотую середину. Там нет особо бедных и чрезвычайно богатых людей, каждая семья обеспечена всем. У Сирии нет внешних долгов. Эта страна сама себя обеспечивает.

Несмотря на то, что она против Израиля, в стране всегда сохранялось спокойствие. Сегодня Сирией правит сын бывшего президента. Если сравнивать с другими арабскими государствами, там всё хорошо, и народ доволен жизнью. Только вот эта стабильность не дает покоя Франции, Великобритании и США. Если сегодня в Сирии проходят марши протеста, за всем этим стоит запад — это ясно как день. Сирийские лидеры уверяют, что проведут реформы, но западные империи притворяются, они не хотят слышать об этом, потому как самостоятельные изменения, которые сирийцы готовы и способны осуществить, им не выгодны. Если Сирия делает один шаг на пути исправления сделанных ошибок, западные силы тут же начинают мутить воду. В этом деле США помогают и некоторые арабские государства. Но несмотря на всё это, Сирия готова провести реформы, и есть шанс, что революции удастся избежать. Вот и Россия с Китаем выразили свое несогласие, их вето я считаю абсолютно справедливым.

— Мухаммад устаз, вы более 20 лет живете в Казани, преподаете арабский язык. Сегодня все изучают английский. В арабском вроде и особой нужды-то нет. Правда, раньше сложно было встретить татарина, который не мог читать и писать по-арабски. Даже в советское время были те, кто в письме использовал арабский алфавит. А сейчас мы считаем, что те, кто знает арабский, это люди, освоившие очень сложный язык. Почему арабский потерял свою популярность среди татар?

— Английский — язык международного общения. В арабских странах его тоже используют как основной язык. Наши дети тоже начинают изучать его уже с детского сада. Раньше каждый мусульманин — а татары были очень религиозным народом — вместе с родным языком изучал и арабский. Ведь это язык Корана. Преподаватели не ломали голову над тем, принесет ли им прибыль преподавание арабского. Даже если у человека не было возможности учиться в медресе (а среди татар таких почти не было), он стремился изучить язык самостоятельно. Словом, весь процесс был очень хорошо организован, и татары практически поголовно знали арабский. Сегодня же человек смотрит на мир глазами специалиста. Прежде, чем приступить к изучению какого-либо языка, он сто раз подумает: а пригодится ли мне этот язык в будущем?

В Советском Союзе была идеология. Было потрачено много сил и много денег на распространение научного социализма в арабских странах. Арабский был изучаемым языком. В 1990-е годы эта работа прервалась, связи были потеряны. Но в последние 10 лет отношения с арабскими странами укреплялись, а это значит, что в России есть перспектива массового изучения арабского.

— Россия стремится сотрудничать с арабскими странами. Ей самой выгодно найти в их лице союзников. Раньше связь между Россией и арабским миром устанавливали татары. Многие до сих пор помнят легендарного Карима Хакимова. А сегодня татары, кажется, потеряли эту роль…

— Я не согласен с этой мыслью. Татары не потеряли свое влияние в этой сфере. России некого отправлять в арабские страны дипломатами кроме татар. Татары понимают менталитет арабов. Религия одна. Традиции, мировоззрение схожи. Много общего в языке…

 

Дипломату русскому по национальности нужно полжизни, чтобы усвоить все религиозные тонкости. И по сей день среди российских дипломатов в арабских странах очень много татар. Пусть это не первые лица, но очень много заместителей, советников. Татарстан в арабских странах знают. Казань — это ворота России в арабский мир. Татарстан, понимая это, просто обязан вести активную деятельность в этом направлении. Если мы будем готовить арабистов на профессиональном уровне, нам просто не будет равных.

Римма БИКМУХАМЕТОВА

Перевод Роберта Болгарского

Источник: http://etatar.ru/top/41450

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня