Кому выгодна вражда славян с горцами

Post navigation

Кому выгодна вражда славян с горцами

Когда говорят, что основной причиной конфликта на Северном Кавказе является многовековое религиозно-этническое противостояние горских и славянских народов, это — либо заблуждение, либо умышленная ложь. И раздувается она в угоду тем, кто разжигает вражду, подогревает идеи сепаратизма, организует террористические акты, акции устрашения населения и тех представителей власти и исламского духовенства, кто выступает против экстремистской идеологии ваххабизма.

Когда говорят, что основной причиной конфликта на Северном Кавказе является многовековое религиозно-этническое противостояние горских и славянских народов, это - либо заблуждение, либо умышленная ложь

Тезис об «извечном противостоянии славян и горцев» развенчивается объективным анализом исторического развития региона, традициями дружбы и сотрудничества, которые живы в памяти северокавказцев разной этнической принадлежности и разных религий.

Утверждается, что ислам — исконная вера народов Северного Кавказа. Этот тезис порожден незнанием или умышленной фальсификацией исторических фактов, ибо исконная вера — язычество. Северный Кавказ еще и одна из древнейших колыбелей христианства, первые семена которого были занесены сюда еще в I веке н.э. благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита в причерноморских греческих колониях. Отсюда христианство проникло в среду заселявших предгорье адыгов (черкесов).

 

По церковному преданию, святой апостол Андрей в 40-м году н.э. проповедовал христианское вероучение среди алан, абазгов, зикхов. В IV веке, за четыре столетия до крещения Руси, основная часть местного населения исповедовала христианство. В осетинском селе Галиате до сих пор стоит маленькая церковь с монашескими кельями, и осетины рассказывают, что именно в этих кельях жили греческие монахи — христиане. Прекрасно сохранились Зеленчукские православные храмы той поры и на территории нынешней Карачаево-Черкессии.

С крещением Руси греческое влияние христиан на Северном Кавказе сменилось влиянием Русской Православной Церкви. Одним из выдающихся ее деятелей на Северном Кавказе той поры был преподобный Никон, который около десяти лет распространял в этом регионе свет Христовой веры. В VIII столетии на Северный Кавказ, из Персии, начал проникать молодой ислам, однако утверждался он довольно долго, испытывая сопротивление людей. Среди абазинцев, черкесов, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, части осетин ислам утвердился только в XVIII-XIX веках. Как считают историки, «нынешние мусульмане Северного Кавказа — потомки тех, кто отрекался от языческой веры или христианства под угрозой смерти со стороны завоевателей-мусульман».

Основной мотивацией принятия новой веры народами Северного Кавказа являлся не духовный фактор, а геополитические интересы соседних держав, государственной религией которых был ислам. В результате многочисленных нашествий, породивших войны, цивилизация на Северном Кавказе пришла в упадок, от многих цветущих городов не осталось даже руин. Аланы (предки осетин), адыги (предки адыгейцев, кабардинцев и черкесов), половцы (будущие карачаевцы и балкарцы) поднимаются с равнин в горы и даже преодолевают хребты, расселяясь в Закавказье.

Горцы довольно долго защищали свою языческую и христианскую веру, «имея священников по греческому обряду». Но к XIX веку ислам покорил всю территорию Северного Кавказа (за исключением Осетии-Алании, где большая часть народа и до сих пор остается христианской). Уцелевшие древние храмы, сохранившиеся письменные источники и поныне напоминают горцам об утраченной вере предков.

Принимая новую веру, население мало что знало о ее атрибутике, в результате чего христианская и исламская обрядность смешивались, переплетались с языческими традициями. Поэтому не удивительно, что мусульманский Кавказ, в отличие от исламского Ближнего Востока, сохранил приверженность адату, а не законам шариата. Это создавало благодатную почву для консолидации язычества, христианства и ислама, что способствовало мирному сосуществованию религий. Военные конфликты между казачеством и горцами (а они, конечно, были) носили сугубо бытовой характер. Для горцев Кавказская война отстаивала не веру, а политическую независимость.

В конце концов, история распорядилась так, что ислам занял господствующее положение на Северном Кавказе. В настоящее время мусульманской веры придерживаются 98% ингушей, 96% чеченцев, 70% кабардинцев и балкарцев, 63% карачаевцев и черкесов и примерно 5% осетин.

Апологеты сепаратизма, идейные вдохновители бандподполья на Северном Кавказе спекулируют этими цифрами, утверждая, что причиной конфликта в регионе является именно многовековое противостояние религий, этносов. Но такой причины не существует. Ислам и православие на протяжении многих веков мирно уживались как на Северном Кавказе, так и во всей России. Конфессиональное же противостояние, как говорят ученые, явление не историческое, а продукт современных политтехнологий.

Для понимания взаимодействия ислама и христианства важно учитывать три фактора: исторический, политический и религиозно-культурный. Надо помнить, что у ислама и православия одинаковые исторические судьбы — обе религии были привнесены извне и веками сосуществовали мирно, разве что имели место некоторые богословские противоречия.

Есть у этих двух религий и другая важнейшая, базовая точка соприкосновения — вера в единого Бога. Богословы всегда взаимно ценили религиозные воззрения друг-друга и никогда не принижали их значения каждого из религиозных учений. Например, глава Управления мусульман Кавказа Аллахшукюр Пашазаде, выступая по случаю 1025-летия крещения Руси, отмеченного летом этого года, отметил важное значение принятия христианства для всей истории России «как в морально-духовном плане, так и в процессе становления могущественного российского государства».

В теориях обеих религий много параллелей. Христианство и ислам признают одних и тех же пророков — Адама, Ноя, Иова, Моисея, Авраама, Исмаила, Илию, Иоанна, Иосифа, Давида, Соломона, Иисуса. Есть общая устойчивая традиция — паломничество. У христиан это — путь в Иерусалим, у мусульман — в Мекку и Медину.

Но главное христианство и ислам — две великие мировые религии, которые сближает одинаковое понимание важнейших духовных ценностей. Те и другие пастыри призывают людей к миру и добрососедству, к открытости и нравственному совершенствованию. Православие часто называют религией любви, а ислам — религией справедливости. При этом, как говорят представители духовенства обеих религий, «в земной жизни справедливости не о чем спорить с любовью». Какое же здесь противостояние?

Православных и мусульман всегда роднило единое чувство долга по отношению к Отечеству. Для последователей ислама оно считалось святым — в соответствии с заветом пророка Мухаммеда: «Любовь к Родине — это часть твоей веры».

 

До Октябрьской революции в русской армии были отдельные мусульманские полки, полковые муллы, и они на Коране приносили клятву на верность русскому царю. Традиция создания национальных воинских соединений была возрождена в годы Великой Отечественной войны, когда на фронтах воевали национальные соединения из республик Северного Кавказа, Татарстана, Башкирии и др. Сотни воинов-мусульман стали Героями Советского Союза, тысячи награждены боевыми орденами и медалями.

Апологеты сепаратизма кладут в основу тезис о насильственной колонизации Россией этого региона. Однако в архивах сохранилась масса документов, свидетельствующих, что процесс вхождения северокавказских народов в состав России строился на добровольной основе, а изначальная инициатива исходила не от России, а от самих горцев. Именно в Российской империи кавказские народы видели свое спасение от Турции, стремившейся укрепить свое положение на Кавказе, от постоянных вторжений воинственных крымских татар. Мир на Северном Кавказе установился именно после включения его в российское территориальное пространство.

В 1781 году, удовлетворяя ходатайство чеченского народа, Россия заключила с ним договор, который заканчивался клятвой чеченцев: «Мы представители всего чеченского народа клянемся пресвятым Ал-кораном, всемогущим Богом и пророком Магомедом, в том, что будучи с древних пор подданными России просим о принятии себя в вечное подданство. Хотим и должны служить вечно, верно и послушно. И пока живы, мы и наши потомки должны добровольно защищать Отечество российское. Презирать и бороться с теми, кто нарушит сию клятву». Те, кто стоял у истоков российско-чеченского противостояния, игнорировали историческое завещание предков.

Позитивной предпосылкой для диалога между горцами и славянами Северного Кавказа сегодня служат те традиции, которые складывались столетиями в экономических связях, в сфере быта, культуры. Одна из них- заимствование казаками у горцев фасона одежды и вооружения, поскольку они были лучше приспособлены к местным климатическим условиям, к жизни «на конях», к боевым действиям в горах.

Горцев и славян роднит и такая традиция, как гостеприимство, когда гостю предназначается самое лучшее, что есть в доме, к нему обращено все внимание и тепло хозяев. Глубокие традиции сближения и сотрудничества славян и горцев заложены в сфере духовной культуры. Православные священники были первыми носителями грамотности среди простых горцев. С 1860 года они начали создавать школы для образования горского юношества, проводили другие мероприятия для «возвышения образования» среди местных жителей. В 1861 году преподаватель Ставропольской губернской гимназии Умар Берсей составил адыгейскую азбуку на основе русской графики, через год его коллега Петр Услар на аналогичном принципе создал чеченский букварь. В 1898 году при Спасско-Преображенском женском монастыре в нынешней Карачаево-Черкессии православным духовенством была открыта первая в этом районе школа грамоты для горских детей.

Взаимно обогащались литература и искусство. Воспели и прославили Кавказ золотым словом Пушкин, Лермонтов, Толстой, его живописный образ создавали на полотнах художники князь Гагарин, Рубо, Пансер, Тимм, Репин, композиторы Глинка, Алябьев, Лядов, Балакирев отдали дань Кавказу языком великой музыки.

В свою очередь, большой вклад в развитие культуры северокавказских народов, в поиск эффективных путей включения Северного Кавказа в социокультурную систему Российской империи, а потом Советского Союза внесли адыги Эфенди Магомет Шапсугов, Хан-Грей Шора Ногмов, Умар Берсей, осетины Иван Ялгузидзе, Гиго Дзасохов, Коста Хетагуров, Валерий Георгиев, дагестанец Расул Газматов, чеченец Махмуд Эсамбаев и многие другие.

К середине прошлого века был достигнут высокий уровень интегрированности народов Северного Кавказа в советское общество. Этим процессом были затронуты все наиболее значимые сферы: экономика, быт, культура, язык, образование, институт семьи и брака и др. Все это создавало благодатную почву и для мирного сосуществования в регионе славян и кавказцев, православия и ислама.

К сожалению, в 1990-е годы, когда распался Советский Союз, существующий баланс отношений между народами Северного Кавказа был разрушен. Притягательность русской культуры, ее интернациональная роль в регионе стала утрачиваться, часть интеллигенции коренных народов дистанцировалась от российской социокультурной системы.

В республиках Северного Кавказа, не без влияния из-за рубежа, стали активно развиваться центробежные процессы этнических и религиозных самоидентификаций горских народов и на этой основе формировалась религиозно-этническая оппозиции России. Особую опасность представляет целенаправленное распространение на Северном Кавказе нетрадиционных политизированных течений в исламе, выступающих под флагом ваххабизма, который уже в своей первооснове задумывался его создателями как разрушительная сила. В условиях Северного Кавказа ваххабизм приобрел ярко выраженный радикальный, воинствующий характер, направленный к одной главной цели — развал России, отторжение от нее Северного Кавказа.

Усилиями ваххабитов на Северном Кавказе созданы многочисленные самодеятельные кружки, центры по изучению основ ислама. Тысячи молодых мусульман из России отправились на обучение в зарубежные исламские учебные заведения. Возвратившись на родину выпускники зарубежных исламских университетов часто предъявляют более жесткие требования к единоверцам в отношении соблюдения обрядов, подчеркивают «неполноценность» местного ислама. Да и в самой России на средства благотворительных фондов, прежде всего саудовских, открыты десятки учебных заведений, в которых открыто пропагандируется ваххабизм.

Боевики «Имарат Кавказа» организовали настоящую охоту на муфтиев и имамов, которые придерживаются канонов традиционного ислама и выступают протии воинствующего ваххабизма. Летом 2006 года так называемый амир Кабардино-Балкарии Анзор Астемиров (амир Сейфуллах) в своем обращении, опубликованном на сайте «Кавказ-центр», предупредил, что если имамы-предатели не исправятся, то они будут уничтожены. После этого нападения на «непокорных» имамов участились.

И всё же, веками складывающиеся мирные взаимоотношения христианства и ислама, дружба и взаимное проникновение культур народов, населяющих Северный Кавказ, не исчезли бесследно, объединяющие традиции этой дружбы живут в памяти народной, составляя стержень общественной жизни северокавказских республик.

Как утверждают богословы обеих религий, «диалог между православием и исламом имеет прочные основы и большое будущее». Почвой для такого диалога должны стать толерантность, общие ценностные ориентиры и давний опыт предков, мудро находивших общий язык. Будет такой диалог — будут мир и согласие.

Александр Новик

Источник: http://inforos.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня