От рода к этносу?

Post navigation

От рода к этносу?

Казахи родом из кыргызов

Как причудливы порой бывают фантазии на этнические темы! Мало, казалось бы, Кыргызстану реальных проблем, так некий кыргызский учитель-пенсионер Камчыбек Саматов из расположенного в Баткенской области села Бужум призывает своих земляков менять… национальность! Еще в 1989 году, во время последней Всесоюзной переписи населения, он предлагал в графе «национальность» вместо «кыргыз» писать «кипчак». Идея, конечно, не прошла, но в голове учителя осталась.

Двадцать лет спустя, в 2009 году во время переписи населения теперь уже в суверенном Кыргызстане, он вновь стал продвигать ее в жизнь. По сообщению сайта Центральная Азия, «в своей инициативе он опирается на мнение якобы 30 тысяч баткенцев, которые попросили того посодействовать в своей новоэтнической идентификации.

— С таким же предложением ко мне обращаются кыргызы рода кипчак из Ошской и Джалал-Абадской областей, — говорит К. Саматов.

Есть ли у «энтузиаста» учителя и хоть какие-то основания к его призывам? Попробуем разобраться.

Кипчаки на протяжении столетий бывшие «господами степей Евразии», как этнос перестали существовать более 500 лет назад, влившись в современные этносы Центральной Азии. Роды, напрямую ведущие свое происхождение от кипчаков, есть у казахов, кыргызов, узбеков и ногайцев. В частности, турайгыр — один из подродов кыпчаков — входит в состав кыргызов. Еще среди них есть китай-кипчаки и кара-кипчаки.

Но можно ли выделить их как отдельный этнос? Тюрколог Василий Ушницкий отмечает:

«В тюрко-монгольской ойкумене Евразийских степей с VI вплоть до XIX веков в составе различных кочевых объединений встречались одни и те же племена и роды, родственные между собой, которые были потомками какого-либо крупного племени, некогда властвовавшего на весьма обширной территории, затем распавшегося на составные части. Поэтому, изучение родоплеменного состава тюркских народов и их сравнение между собой представляет определенный интерес для исследователей».

Он же сообщает, что «По древней версии эпоса «Манас», Манас был внуком Каркары. Народ же Манаса именовался кыпчаками Каркары. Кыргызские племена именуются в этом сочинении чаще кыпчаками и сравнительно редко кыргызами (Напомним, что современный кыргызский язык принадлежит к кыпчакской группе). Также отмечается, что с ними одного происхождения были и кыпчаки Джетти-кашка, жившие в области Ульмас-Кулан.».

В то же время, по мнению Василия Ушницкого «роль кыпчакского этнического элемента в этногенезе кыргызов еще не оценена. Нужно сказать, что большая часть обитателей восточной части дештикыпчакских степей была физически уничтожена монгольскими завоевателями, часть попала в качестве рабов в страны Ближнего Востока (от них пошли мамлюки — славные правители Египта и Сирии). Батый и Менгу-хан вывозили кыпчакскую аристократию, батыров-богатырей их племен из Восточной Европы в Монголию и Китай, где они составили гвардию монгольских императоров в Юаньской империи, наряду с полками аланских и русских воинов. Также массовому геноциду и выселению подверглись кыпчаки Восточного Казахстана (Сыгнака) — страны Уйгур, так как армия Хорезма состояла из воинов племен канглы и уран, происходивших из данных местностей. Мать хорезмшаха Мухаммеда Теркен-Хатун со своими сородичами из данных племен, была выселена в Монголию. Там кыпчакские ханы попали в рабство к рядовым монгольским кочевникам, до времен Хубилая, который опирался на них и объединил их в единый корпус.

…В данное время происходило слияние двух групп кыргызов: енисейских и кыпчакских в единый этнос. Позже, после их разделения, кыргызы перекочевали в Восточный Туркестан и постепенно ассимилировали своих бывших господ — монгольские племена, составлявшие этническое ядро государства Моголистан. …древнекыргызская государственность заканчивается с гибелью родоплеменной аристократии в ходе борьбе против монгольских завоевателей; при этом, верными проводниками политики юаньских императоров на юге Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии были переселенные кыпчаки…».

Как видим, взаимоотношения кыргызов и кипчаков были чрезвычайно сложными. Хотя бесспорно одно — кипчаки вошли в состав современного кыргызского этноса. У историков, тем не менее, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос: кто такие киргизы, где они сформировались как единое этническое целое, когда киргизы заселили нынешние земли современного Кыргызстана?

Ряд современных кыргызских историков считают что, принадлежность кыргызского языка к кипчакской языковой группе говорит об исключительном значении кипчакского круга племен в процессе формирования киргизского народа.

На V тюркологической конференции в 1988 году, ряд видных тюркологов среди, которых и Сергей Кляшторный, выдвинули версию об образовании киргизов вследствие взаимодействия в Прииртышье и Горном Алтае кимако-кипчакских и киргизских племен. Киргизы, по мнению авторов, переселились туда с Енисея и полностью растворились в кимако-кипчакской среде после XII века. Эти киргизы в XV веке мигрировали на Тянь-Шань, где в свою очередь ассимилировали местные тюркские и монгольские племена.

Как видим, говоря о кыргызах, от кипчаков не уйдешь — это бесспорно, но бесспорно и другое: в XVIII веке кыргызы представляют собой уже сложившийся крупный этнос с единым языком, общим этническим самосознанием, общим типом культуры горных кочевников, при сохранении локальных и племенных особенностей, занимающихся скотоводством и охотой.

Так что, попытку повернуть этническую историю целого народа вспять трудно считать продуктивной, а если учесть всю сложность этно-политической обстановки в современном Кыргызстане, можно с уверенностью считать, что кроме вреда она попросту ничего не даст.

В завершение приведем очень любопытную цитату из книги Шакарима Кудайберды-Улы «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий»:

«Киргизы — очень древний народ. Слово кыргыз — означает то же, что и казах, — «блуждающий, вольный (кочующий сам по себе, дикий)». Известно, что еще в третьем столетии до Р. X. кыргызы кочевали в землях меж хребтов Тянну-Ола и Алатау. Во времена Чингисхана ханом киргизов был Арысайнал. Айнал — титул хана у киргизов. Чингисхан направил к нему посла Бари (Турамыша) с требованием подчиниться, на что хан киргизов принял условия его и отправил ему белого сокола вместе с другими ценными подарками. По сведениям Абулгази, (прародитель) Кыргыз был одним из внуков Огуз-хана. Киргизы — потомки его. В настоящее время основная масса киргизов проживает на своей древней земле — от перевала Сынтас (у западных отрогов Алатау) до горных вершин Памира. Они делятся на правых и левых (по склонам Алатау) киргизов. Их роды: бугы, сарбагаш, солты, шериек, багыш, саяк. Эти шесть колен — потомки некого Сагая. И еще три — Едигене, Мункиш, Ишкилик — ветвь Едигене. Последние два рода — наши кипчаки, аргыны и найманы, ставшие киргизами. И хотя мы позже стали называться казахами, на самом деле мы также родом из кыргызов…».

Алексей ГОНЧАРОВ, Шымкент

gazetaturan.com

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня