О пользе коромысла

Post navigation

О пользе коромысла

Без баланса жизнь - не жизнь

Конкуренция — двигатель прогресса, — говорят бизнесмены, и в этом они, несомненно, правы. Безальтернативность порождает безынициативность, застой, однообразие, что само собой ведет к стагнации. В политике отсутствие оппозиции грозит тоталитаризмом либо авторитаризмом, а в подобных случаях ничего хорошего ждать не стоит.

 

 О пользе коромыслаВ крымскотатарском национальном движении альтернатива была всегда. И ничего в этом страшного или крамольного нет. В любом здоровом обществе должны быть разные мнения, точки зрения, методы реализации идей, в противном случае это будет модель фашистской Германии, СССР под властью Сталина-Хрущева-Брежнева или Северная Корея вплоть до наших времен. В годы депортации были у нас разнохарактерные инициативные группы, НДКТ, потом ОКНД, помимо них была когорта госчиновников, которые до определенного момента лидерам меджлиса и не думали подчиняться. В начале 1990-х годов подавляющее большинство соотечественников поддерживали вновь созданную структуру национального самоуправления.

Об этом говорит хотя бы тот факт, что во время выборов в Верховный Совет Крыма в 1994 году более 90% от принявших участие в волеизъявлении поддержали список Курултая. Но как только участие в крымскотатарском национальном движении стало превращаться в нечто глубоко формальное, по сути фальшивое и с одной лишь целью — войти во власть, то настроения в крымскотатарской среде стали заметно меняться. Оно и понятно, ведь весь народ после полувековой ссылки вернулся на родину далеко не для того, чтобы добровольно обеспечивать красивую жизнь компании оборотистых господ.

Однако целых 15 лет процесс кристаллизации альтернативных идей шел как-то латентно, бессистемно и преимущественно на индивидуальном уровне. Вялотекущий ход формирования оппозиции не мог не привести к упадку инициативности у наших чиновников, малоэффективному использованию государственных средств, выхолащиванию общенародной национальной идеи. Как оказалось, не одни славяне долго запрягают, но быстро едут, нечто подобное характерно и для нас.

Не очень заметное на поверхности внутринародное брожение, которое продолжалось чуть более дюжины лет, привело к появлению четко очерченной политической и религиозной оппозиции действующему наполнению структуры Курултай-Меджлис. И им уж никак нельзя отказать в потенциале, силе и амбициях.

Выборы — это не только процесс избрания депутатов и чиновников, которые в идеале должны делать нашу с вами жизнь качественно лучше. Но это еще и своего рода маркер настроений общества. Если в качестве примера взять несколько больших выборов — в разного рода советы, в президенты, то мы выявим следующую тенденцию. Да, большинство крымских татар, которые приходят голосовать, отдает предпочтение спискам Меджлиса, но число наших политически активных соотечественников с каждым волеизъявлением становится все меньше. Этот факт говорит о том, что крымские татары неизбежно разочаровываются в раскрученных политиках, а новые пока недостаточно привлекательны, по крайней мере, не настолько, чтобы ради них массово явиться на избирательные участки.

В последние годы меджлис уже настолько свернулся, что за пределами его влияния берут начало глубинные процессы, причем разного характера и свойства. Таких огромных мейнстримов можно выделить несколько, однако в качестве примера приведем зарождение такого явления, как организация полян протеста, что стало результатом земельного голода у народа. Меджлис проспал эту тенденцию, поэтому население (вопреки воле лидеров) в самостоятельном порядке стало мобилизироваться.

Их вожаком стал колоритный Даниял Аметов, вокруг него образовалась группа, которая позже сформировалась в общественную организацию «Авдет». Вскоре после ареста «короля самозахватов» его команда раскололась на «Авдет» и «проблемный» «Себат». На сегодняшний день земельный вопрос (материальный интерес) является одним из двух ведущих стимуляторов национальной активности.

 

Как известно, в конце января текущего года ряд оппозиционных меджлису сил объединился в Крымскотатарский народный фронт (КНФ), своей программной целью наметивший необходимость принятия закона о восстановлении прав и реабилитации репрессированного крымскотатарского народа. В этой связи политики от данной силы обратились во все высшие государственные органы и к персонально каждому народному депутату, призвав сделать все возможное, чтобы к 18 мая желанный закон был проголосован.

Спустя время народный депутат Мустафа Джемилев тоже стал понимать, что закон, как ни крути, до 18 мая нужен (хотя бы потому, что осенью выборы и перед избирателями нужно будет хоть чем-то бравировать) и заговорил о необходимости обращений по этому поводу к руководству Украины. Как видим, альтернативные силы нужны, иначе неоткуда было бы даже идеи черпать.

Еще пример. Верховная Рада Украины приняла закон, изменяющий процедуру оформления населением правоустанавливающих и иных документов, необходимых для ввода построенного ими индивидуального жилья в эксплуатацию, а также порядка легализации незавершенного строительства индивидуального жилья. Эти вопросы крайне актуальны и болезненны для крымских татар. Подобный закон грозит неподъемными штрафами для наших соотечественников. Однако, несмотря на это, единственный нардеп, который был делегирован в парламент для отстаивания интересов крымских татар, во время внесения изменений в данный документ просто отсутствовал в зале заседаний Верховной Рады.

То есть до народных избранников через трибуну даже не донесли, какими последствиями может обернуться подобный закон для 13% населения Крыма. И только после шума в СМИ (в том числе в «ГК»), после многочисленных обращений граждан наши политики снизошли до интересов народа и собрали-таки заседание меджлиса, на котором признали необходимым выработать конкретные предложения для Кабмина по этому вопросу. Короче говоря, там, где есть оппозиция, жизнь становится интереснее.


Туда тоже можно

К большому сожалению, наши политики и чиновничий корпус похвастаться активной и эффективной деятельностью не могут, потому что таковой в природе нет. Понятно, конечно, у кого ни спроси, все заняты «чем-то очень важным». Но вот, видимо, не тем, что можно рассказать своему народу, своему избирателю, так как отчитаться о проделанной работе перед людьми никто не решается. Однако славы-то хочется.

Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом. Хотя наши политики, видимо, считают себя людьми разносторонними и обаятельными, тайно полагая, что без их часто мелькающего ангельского лика народ теряет ощущение прекрасного. Поэтому они не упускают ни единой возможности засветиться будь-то на сцене, будь-то на голубых экранах. Еще немного и они могут вместе с нашими артистами отправиться в гастрольный тур по городам Крыма.

Главный редактор «ГК» Эльдар Сеитбекиров подчеркивает, в начале 1990-х активные деятели культуры объединились в Координационный центр по возрождению крымскотатарской культуры. Деятельность данного объединения сводилась к наиболее эффективной организации творческих мероприятий. Тогда лидеры лишь изредка могли открывать или закрывать подобные встречи. История еще помнит времена, когда наши политики занимались политикой. Сегодня творческая жизнь народа — это вотчина наших чиновников и власть имущих. Они определяют, кому петь и танцевать, кому за это награды раздавать, кому кусок от государственного каравая отщипнуть. На все концерты наши мужи ходят как на работу, для этого они даже забили для себя отдельный ряд в зрительном зале, билеты на который продавать нельзя. И каждый ведь норовит непременно выступить на сцене с индивидуальной программой. Такие вещи откровенно раздражают зрителей, которые пришли насладиться искусством, а не самопиаром политиков. Не в восторге от болтливых чиновников и сами артисты. Поэтому некоторые из них уже сегодня желают избавить свои творческие вечера от навязчивой «официальной части».

Еще одна малоприятная тенденция. К сожалению, один за другим из жизни уходят видные ветераны национального движения, общественно-политические деятели. Какими бы ни были отношения при жизни усопшего, члены органа национального самоуправления обязательно являются в максимально широком формате. При этом непременно занимают первый ряд во время дженазе-намаза, а когда приходит время поднятия табута, срываются с места и хватаются за ручки. Таким образом, на похоронах близкие родственники умершего оказываются нагло отстраненными от единственной возможности проводить своего родного человека в последний путь — это, видимо, тоже уже привилегия членов меджлиса. Все это неприятно, хотя бы потому, что совершенно неискренне. Ведь подобные действия — не более чем актерская игра для собравшихся и камер телеканалов. Потому что при жизни эти с виду рыцари были совершенно безразличны к судьбе того, чье бездыханное тело они сегодня с такой помпой несут.

Не PR, но дело благородное

На этом красноречивом фоне вокруг этой суеты и сплошного театра весьма блекло выглядит участие оппозиционных деятелей в социально-культурной жизни народа. Более чем понятно, что никто не ждет от них ответных спектаклей. Но посудите сами, меджлисовцы компенсируют свою политическую несостоятельность творческой программой. Так почему бы оппозиционерам не подкрепить свою непосредственно политическую деятельность активным вовлечением, так скажем, в социалку. Не для PR, нет. А в качестве дани уважения и проявления благодарности за труд деятелей и их вклад в развитие культуры крымских татар.

Так повелось, что нас программируют под стандарты. Долгое время нам внушали, что только одна структура может руководить крымскими татарами, только одним людям позволено принимать решения за весь народ, только избранным из нас полагаются привилегии. На самом же деле лишь конкуренция порождает прогресс, лишь при условии выбора можно принять правильное решение, а если и ошибся, то вовремя исправиться; лишь многообразие обеспечивает жизненно важное состояние тонуса всего политикума, а будут эффективными действия наших чиновников, глядишь, и нам с вами жить станет бодрячком.


Эльвина СЕИТОВА,
Газета «Голос Крыма», № 17 (955 )от 27.04.12 г.

Похожие материалы

Ретроспектива дня