Перспективы Аксенова весьма зыбки

Post navigation

Перспективы Аксенова весьма зыбки

И июне — начале июля с.г. в Крыму прокатилась волна арестов и отставок чиновников высокого уровня в Крыму.

Четвёртого июня была отстранена от занимаемой должности министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко.

Чуть позже в отношении экс-министра транспорта Крыма Анатолия Цуркина было возбуждено уголовное дело по факту растраты.

16 июня 2015 года подал в отставку министр экономического развития Крыма Николай Коряжкин.

26 июня от должности был отстранён министр имущественных и земельных отношений Крыма Александр Гордецкий. Крымские власти выяснили, что он сдал в аренду Клинический санаторий имени Н.А. Семашко в Симеизе за бесценок.

В Крыму прокатилась волна арестов и отставок чиновников высокого уровня в Крыму

В последних числах июня сотрудники УФСБ по РК и Севастополю задержали министра промышленной политики Крыма Андрея Скрынника. Федеральная служба безопасности подозревает его в пособничестве мошеннической деятельности (пособничестве хищению государственного имущества, совершенном группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере, общей стоимостью более 48 миллионов рублей).

29 июня был задержан с поличным руководитель регионального управления налоговой инспекции по Республике Крым Николай Качанов. По их утверждению, он пытался дать взятку сотруднику ФСБ за сокрытие преступлений в размере 300 тысяч рублей.

30 июня был задержан по подозрению в злоупотреблении полномочиями директор Ялтинского порта Дмитрий Петров.

Руководители республики сделали ряд громких заявлений. Посыл следующий: не позволим Москве наводить у нас порядки, не дадим ФСБ задерживать подозреваемых в коррупции. Глава региона Сергей Аксенов прямо сказал, что берет местных чиновников под свою защиту и «деятели с материка» не смогут диктовать здесь свои условия. Как пишет Лента.ру, Заседание Совета министров Крыма Сергей Аксенов начал с того, что призвал чиновников не бояться задержаний и следственных действий за «незначительные ошибки при принятии решений». Также глава республики назвал дело министра промышленной политики РК Андрея Скрынника «чистой провокацией».

Политолог Андрей Окара в интервью журналу «Профиль» так прокомментировал логику политических арестов в Крыму:

При тотальной политизированности всего, что происходит в нынешней России по поводу Крыма и Севастополя, следует констатировать, что на данный момент федеральный центр достаточно жестко и пока с искренними побуждениями взялся за искоренение коррупции на полуострове.

 

Причины арестов высокопоставленных крымских чиновников — пока что именно борьба с коррупцией, а не передел коррупционной ренты, не борьба кланов и не чистая политика (политическую подоплеку имеют преследования и аресты крымскотатарских и проукраинских активистов). Московские чиновники и политики ужаснулись масштабам и формам существования крымской коррупции. Оказалось, что она существенно отличается от российской: при украинской власти Крым обладал автономным статусом, поэтому у крымской элиты было больше прав и возможностей потрошить бюджет, чем у иных региональных украинских элит.

Глава республики Сергей Аксенов — фигура откровенно неудобная для Кремля. С одной стороны, его прошлое — не самый подходящий бэкграунд для российского чиновника, с другой стороны — в Украине все эти люди привыкли быть местными мафиози и феодалами, постоянно проявляющими фрондерство по отношению к Киеву. Подобное достаточно независимое поведение в Кремле кажется вызывающим и недопустимым — именно так на федеральном уровне были восприняты попытки Аксенова защищать арестованных министров. Его бы уже давно сняли — еще в 2014 году, но, как оказалось, во-первых, он стал символом и знаковой фигурой так называемой Крымской весны. И, во-вторых, скамейка запасных в Крыму — очень короткая, сложно найти замену среди местных. А навязывать некрымского главу при нынешнем уровне проблем — рискованно.

Тем не менее, в Москве есть четкое представление, что «чеченезация» Крыма возможна, но крайне нежелательна. Хотя Крым уже стал еще одной финансовой дырой на российском федеральном бюджете, а строительство Керченского моста рискует стать еще одной мегакоррупционной схемой.

В Москве считают, что интегрирование Крыма в РФ должно проходить в том числе и в форме интеграции крымских чиновников в российскую региональную политику, а чиновников из российских регионов — в Крым. У федерального центра периодически возникает желание установить в Крыму ручное управление, но чем дальше, тем становится очевиднее, что это невозможно.

 

Многим российским политикам и чиновникам казалось, что поскольку Крым культурно близок России, то и политическая система там похожа. Но оказалось, что она существует, скорее, по украинским закономерностям. Поэтому имеет место семиотический конфликт, взаимное непонимание на базовом уровне.

 

В результате это всё раздражает и россиян, и крымских чиновников, в крымской среде проявляется скрытое и глухое недовольство последствиями событий, произошедших в марте прошлого года.

 

Тот же Сергей Аксенов мыслит вполне украинскими мерками: он полагает, что раз он помог Кремлю интегрировать Крым в состав РФ, то теперь Кремль и лично Путин чем-то ему обязаны и что он может стать «крымским Кадыровым». Тогда как в контексте российской политики верховная власть никогда никому ничего не должна: у нее нет и не может быть взаимных обязанностей со своими вассалами — только односторонняя повинность с их стороны.

 

Так что перспективы Аксенова, как и иных крымских чиновников, весьма зыбки. Следует ожидать масштабного переформатирования всего крымского политического пространства.

Источник: http://dl2.archiveshare.net

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня