Крым остается без Меджлиса

Post navigation

Крым остается без Меджлиса

Изгнание председателя Меджлиса Рефата Чубарова обострило противоречия внутри этой политической организации крымских татар. Фактическое игнорирование некоторыми членами Меджлиса его решений заставляет политологов говорить, что политическая роль Меджлиса может скоро сойти на нет. При этом к нему возникает все больше претензий со стороны прокуратуры.

Прокурор Крыма Наталья Поклонская не только зачитала председателю Меджлиса крымских татар Рефату Чубарову постановление о запрете въезда на территорию Крыма из-за его деятельности по разжиганию национальной розни, но и заявила, что в республике может быть запрещена деятельность самого Меджлиса, если он не прекратит экстремистскую деятельность

Последнее заседание Меджлиса, проведенное в Херсонской области Украины, постановило отказаться от любых форм сотрудничества с официальными властями республики. После этого председателю Рефату Чубарову на пять лет был запрещен въезд на территорию республики за разжигание национальной розни.

Мероприятие было проведено за пределами Крыма из-за того, что бывшему главе Меджлиса, депутату Верховной рады Украины Мустафе Джемилеву еще весной был запрещен въезд в республику. Это предопределило конфронтационный характер всего мероприятия и принятых на нем решений. Однако среди его участников не было единодушия по вопросу фактически добровольной самоизоляции Меджлиса на политическом поле. За достижение компромисса с официальным Симферополем высказался, в частности, член Меджлиса Ремзи Ильясов.

«Я считаю это, как и бойкот выборов, поспешным решением, не учитывающим реальную ситуацию, — заявил Ильясов, которого цитируют «Новости Крыма». — Нельзя так наотмашь говорить: «Не будем — и все». Надо искать компромиссы».

Позиция Ильясова свидетельствует об углублении раскола в организации, которая стремится быть выразителем мнения всего крымскотатарского народа, полагает политолог Николай Кузьмин.

«Часть членов Меджлиса совсем не поддерживает избранную организацией политику непризнания новой власти. Тот же Ильясов, влиятельный политик, конкурент Чубарова на прошлых выборах главы Меджлиса, — член партии «Единая Россия», — замечает Кузьмин.

Ильясов еще до нынешнего заседания Меджлиса фактически оформил раскол в организации, согласившись в мае на пост вице-спикера крымского Госсовета, а на прошлой неделе — войдя под третьим номером в предвыборный список «Единой России» на сентябрьских выборах в региональный парламент. И это несмотря на принятое Меджлисом в июне решение бойкотировать выборы.

Меджлис будет постепенно утрачивать свое влияние, полагает Кузьмин. «Появляются новые лидеры, представители крымскотатарской элиты. Старые лидеры, поколение Джемилева и Чубарова, постепенно маргинализируется. Можно ждать появления новой формы политической самоорганизации крымскотатарского народа. И выборы этому должны помочь».

Тем более что никакого формального статуса у Меджлиса нет — он фактически действует вне правового поля, напоминает политолог.

«Он никогда нигде не был зарегистрирован. Они опирались на благотворительный фонд «Крым» (его президентом является опальный Мустафа Джемилев. — «Газета.Ru»). Они существовали за счет его здания, его ресурсов. В условиях российского законодательства он существовать не сможет — это будет такая структура эмиграции, украинской диаспоры крымских татар», — говорит Кузьмин.

Глава фонда «Ватандаш — Соотечественник» Рустем Халилов сомневается, что Меджлис в принципе может выступать в качестве выразителя воли всего крымскотатарского народа:

 

«Никак не могу понять, почему институты власти не работают с другими организациями крымских татар, например с «Милли Фирка» («Народная партия», выступает за национальное возрождение крымских татар).

 

Вообще, необходимо собрать «круглый стол» с участием всех ведущих крымских татар, на котором была бы сформирована объединительная и, главное, легальная структура. И про этих двух агентов западных спецслужб (Джемилева и Чубарова. — «Газета.Ru») все бы давно забыли».

Еще три года назад, когда ходили слухи, что Мустафа Джемилев может быть выдвинут на Нобелевскую премию мира, несколько общественных организаций крымских татар — «Ватандаш», «Поколение «Крым», «Себат», «Сабур» и «Милли Фирка» — выступили резко против подобной инициативы, объясняя это коррумпированностью и самоуправством Джемилева, тогдашнего руководителя Меджлиса.

Председатель крымского экспертного клуба Александр Форманчук указывает, что основные донаторы фонда «Крым» находятся за пределами республики, так что деятельность Меджлиса подпадает под действие российского «закона об иностранных агентах».

«Деньги там в основном турецкие и арабские. Поэтому я думаю, что в ближайшие месяц-полтора будет собран Курултай (Меджлис — постоянный исполнительный орган Национального конгресса крымских татар — Курултая — и избирается им), на котором Меджлис будет переформатирован. Либо он может быть преобразован в национально-культурную автономию, либо в более управляемую политическую структуру. В этом направлении сейчас ведет работу зампред правительства Руслан Бальбек».

Форманчук не исключает, что для спокойного введения Меджлиса в российское правовое поле могут объявить персонами нон-грата еще нескольких его членов — сторонников Чубарова и конфронтации с новой властью. «Сейчас Чубаров контролирует 19 членов меджлиса из 33, чуть больше половины, и их количество постепенно сокращается. Не исключаю, что несколько человек могут последовать за ним: Аслан Омер Кырымлы, Эскендер Бариев и некоторые другие».

Зампред Меджлиса Айдер Аджимамбетов признал, что работа по созыву Курултая уже началась. «Сейчас секретариат готовит повестку дня Курултая. В том числе там будут обсуждаться и новые правовые условия, в которых оказался Меджлис после перехода Крыма к России». Он не исключил, что Курултай может не согласиться с выбранной Меджлисом тактикой конфронтации с новой властью.

«Курултай — это высший орган крымскотатарского народа: какое решение он примет, тому Меджлис и должен будет подчиниться». Аджимамбетов затруднился сказать, когда может быть созван Курултай: «Он должен быть созван не позднее, чем через месяц после соответствующего постановления Меджлиса. Когда состоится очередное заседание Меджлиса, сказать сложно. Согласно уставу, он должен собираться не реже одного раза в месяц. Предыдущее заседание прошло на прошлой неделе. Однако возможно и внеочередное проведение».

Председатель избиркома Курултая Заир Смедляев уверен, что Рефат Чубаров останется главой Меджлиса и после проведения конгресса. «Его полномочия сохраняются. Их изменить может только Курултай. Но этот вопрос поднимать не планируется».

Он подчеркивает, что, кто бы ни принимал участие в выборах Госсовета республики от имени крымских татар, это самозванцы, не обладающие действительным мандатом. «Меджлис принял решение не участвовать в выборах. Если будут участвовать какие-то самозванцы от каких-то партий — это их право. Они не будут представлять народ, они будут представлять себя.

Поэтому, скорее, волноваться о своих полномочиях следует не Чубарову, а Ремзи Ильясову. «Что касается Ильясова, то Меджлис никогда не был клубом единомышленников. Но если решение принято большинством, то оно обязательно для исполнения. Кто не исполняет решение, тот на Курултае будет выведен из состава Меджлиса. Вот и все».

Он не видит необходимости регистрации Меджлиса. «Украинская Рада признала Меджлис исполнительным органом Курултая. А Курултай — высшим представительным органом крымскотатарского народа. То же самое было повторено постановлением Верховной Рады Крыма, когда приезжал президент Татарстана Рустам Минниханов. И о признании Меджлиса, и о 20-процентной квоте. И все это выбросили в урну. Плюнули Минниханову в лицо. Он первый должен был возмутиться».

Глава Татарстана приезжал в Крым для переговоров о сотрудничестве с крымскими татарами в начале марта, еще до референдума о независимости и официального вхождения республики в состав РФ.

Смедляев признает, что финансовое обеспечение работы Меджлиса может оказаться под вопросом. «В адрес нашего фонда постоянно идут угрозы, куча различных угроз. Но это избранный народом орган. Запретами и угрозами они ничего не добьются».

Прокурор Крыма Наталья Поклонская не только зачитала председателю Меджлиса крымских татар Рефату Чубарову постановление о запрете въезда на территорию Крыма из-за его деятельности по разжиганию национальной розни, но и заявила, что в республике может быть запрещена деятельность самого Меджлиса, если он не прекратит экстремистскую деятельность.

 

Имеется в виду принятое курултаем 25 марта решение о воссоздании национально-культурной автономии татар (на самом деле речь шла о создании национальной автономии исключительно в составе Украины — МФ-информ) и рассмотрение Меджлисом 4 июля вопроса о праве татар на самоопределение.

Источник: http://www.gazeta.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня