В татарско-мишарском «анклаве», в который входят пять сел трех районов Пензенской области и смежные села Республики Мордовия, практически больше недели отмечали праздник плуга. Все эти населенные пункты объединяет единственная соборная мечеть, которая располагается в селе Татарский Шелдаис Спасского района Пензенской губернии, на самой границе с Мордовией.
«Согласно старинной традиции, у нас, в конце мая-начале июня, проводится обрекание о благополучии. В народе этот праздник называется «кортелегя», дословный перевод — молотьба в поле, но он не имеет ничего общего с «Сабантуем». У праздника свои национальные особенности, своя религиозная окраска», — рассказал имам-мухтасиб Спасского, Вадинского и Нижнеломовского районов Пензенской области Шамиль Неверов.
По утвержденой жеребьевке «кортелегя» открылся 3 июня в селе Танкаевка Нижнеломовского района, 9 июня эстафету приняло село Белозерка (родина татарского драматурга Карима Тинчурина), 11 июня праздник прошел в селах Татарская Шуринка (Вадинский район) и Татарском Шелдаисе.
Праздник имеет глубокие корни и национальные традиции. Действие происходит на природе, рядом с большими водоемами. Утром люди собираются на намаз, молят Всевышнего о том, чтобы Аллах ниспослал им хорошие дожди, избавил правоверных от засух, ветров и ураганов. Вечером возвращаются к реке, где разделывают мясо жертвенных животных и варят его в больших котлах (казаны), каждый из которых вмещает по 280 литров воды.
«Мы живем очень дружно. По заведенным нашими предками обычаям поддерживаем добрососедские отношения с единоверцами из соседних мордовских и русских сел. Вместе принимаем участие во всех религиозных праздниках и свадебных обрядах, а на Кортелегя, Сабантуй и Курбан-байрам к нам съезжаются уроженцы здешних мест со всей России и стран СНГ», — говорит имам.
По его словам, в праздничные дни в каждом селе не остаются без внимания русские и мордовские соседи. Есть специальные группы, которые, в знак уважения и дружбы, разносят мясо жертвенных животных и мясную похлебку престарелым людям и многодетным семьям. Этим самым мусульмане стараются заслужить довольство Аллаха, донести в целости и сохранности религию предков до наших дней.
По архивным летописям Татарский Шелдаис был основан на правом берегу одноименной реки на землях, отказанных в 1638 году Кадомской приказной избой касимовским и шацким мурзам и татарам у липяга (возвышенность с лесом) — Леинбор в верховьях Шелдаиса. Но похоже на то, что еще в те времена местное население было смешанным.
К 1677 году восходит история татарской части села. Это место основали рейтары Исаев и Бикбулатов, служившие на керенской оборонительной линии. В 1723 году там числилось девять дворов татарских мурз.
Сам гидроним Шелдаис еще древнее . В 1631 году он был показан как Шальдяс (Шатская книга), в «Книге Большому Чертежу» — Шелда, Шалдай, в 1738 году — Шелдаус. В основе гидронима заложено имя одного из правителей в период существования Волжской Булгарии (9-14 века).
Ученые предполагают, что Шалдай- чувашское (буртасское) мужское имя, а приставка «ис» — это буртасский термин, означавший реку; «Шалдаева река». Шальдяс -уже татарский вариант гидронима, где йас — означает «поле, степь»: «Шелдайское поле». Другой вариант татарского названия — Шелдаус, где ус — «лощина».
По версии местных краеведов тюркская топонимика возникла в здешних местах до золотордынского периода. В частности, есть предположение о том, что роды Исаевых и Бикбулатовых ведут свое происхождение от тараклинцев, одного из родов ногайцев-найманов, после распада Золотой Орды перешедших на службу к русскому государству.
С ними связана и история соседней татарской деревни Белозерки (Таракановка, Озерки), где родился татарский писатель, прозаик, актёр, основоположник профессионального татарского театра и драматургии Карим Галиевич Тинчурин (1887-1938).
Старое название села Озерки — искаженное от мордовского «азорки», означает «царская дорога». В 13 веке, время правления в здешних местах хана Золотой Орды Узбека и его потомков, она шла от Вадовских ворот по реке Шелдаис в столицу золотоордынского улуса Мокши (современный Наровчат), в котором хан Узбек принял ислам в качестве государственной религии Золотой Орды.
По всей видимости, дорога соединяла средневековые города Мохши и Увек, а охраняли ее потомки древних найманов и тараклинцев, осевшие в здешних местах после опустошительных набегов среднеазиатского шаха Тамерлана, а впоследствии получившие здесь земельное жалование от русского царя.
Искандер БАХМУТОВ
Источник: http://penza-online.ru