Фанатизм порождается невежеством

Post navigation

Фанатизм порождается невежеством

России нужна национальная программа исламского образования

1.Россия в начале ХХI века находится в процессе не только технико-модернизационных, но и демографических изменений, учет которых обязателен для построения национальной политической стратегии. В настоящее время из 141,9 млн населения Российской Федерации к лицам, исповедующим Ислам, себя относят 20 млн. человек (данные Духовного управления мусульман европейской части РФ).

Но ситуация эта быстро изменяется. Традиционные ценности семейной жизни и поддержки старшими младших членов семьи привели к тому, что рождаемость в мусульманских регионах значительно выше. Более того мусульманская молодежь, поддерживаемая родителями и этнокультурным сообществом, активно штурмует высшее образование, стремится — или вынуждено в силу безработицы в своих регионах — занять социально и политически активную позицию и все больше приходит во власть. По критерию политически активной молодежи мы вновь имеем перевес в пользу мусульманского населения России. Все это побуждает обратиться к вопросу о значении и эффективности так называемого исламского образования.

2. Распад СССР и новое осознание собственной этнокультурной идентичности, так называемый «парад суверенитетов» 1990-х годов привел к всплеску интереса к собственной идентичности, а поскольку в эпоху глобализации набирает силу и тенденция к локализации, то малые и немалые народы стали искать символическое поле для верификации собственной идентичности и объединения своей этнокультурной группы. Но за время существования СССР и «единой общности — советского народа» идентичность многих народов претерпела существенную эрозию и в основном оформлялась в категориях религиозной самобытности. Религиозная самобытность в эпоху наступающей глобализации позволяла четче проводить границу между «своими» и «чужими».

3. Однако в условиях постсоветской России вопрос о религиозных основаниях идентичности имел специфические следствия. Дело в том, что в России, имеющей одну из лучших в мире школ перевода художественной литературы с европейских языков, никогда не существовало традиций перевода с большинства восточных языков, не говоря об исламских вероучительных сочинениях. Хотя преподавание арабского языка насчитывает у нас более полутора столетий, специалистов, владеющих им в богословском преломлении, всегда было чрезвычайно мало. Но в советские годы их ряды время от времени пополнялись. Именно поэтому обучение за рубежом, на языке оригинала, имеет такое большое значение для российских мусульман.

Сегодня мало кто из россиян способен читать в подлиннике труды исламских классиков. А ведь не зная основ духовной и интеллектуальной религиозной традиции, контекста, в котором рождались те или иные идеи, сложно быть вероучительно адекватным, в том числе и при решении проблем, которые ставит перед нами жизнь. Иными словами верующему трудно быть современным, если он невежествен.

Но из всего грандиозного багажа исламского письменного наследия на русском языке представлены в хороших переводах лишь считанные единицы, причем чаще во фрагментах, да еще и без необходимых комментариев, позволяющих усвоить произведение во всех оттенках.

В результате этого уже в начале 90-х годов ХХ века одновременно с возвышением национального самосознания возникло стремление элиты мусульманских наций направлять своих детей или просто способную молодежь для получения исламского образования за пределы России.

4. Здесь самое время определить, что мы понимаем под исламским образованием, и сопоставить его с европейским образованием. Исламскими знаниями принято считать знание арабского языка, Корана, хадисов, вероубеждения, правовых вопросов и исламской этики. Современное исламское образование в России характеризуется низким качеством. Эти заведения вряд ли можно назвать институтами, а уж тем более университетами. По уровню они сравнимы с начальной школой (медресе) арабских стран. Конечно, исламские знания можно получить и не в арабской стране (Турция, Малайзия, Пакистан), однако этот вариант не является предпочтительным, так как знания дошли до нас на арабском языке и, следовательно, их надо получать в арабских странах.

Из приведенного определения следует, что не существует исламской химии или физики, учиться биологии и экономике дети даже арабских шейхов и российской мусульманской элиты направляются в ведущие западноевропейские и американские вузы. Исламские знания прецедентно напоминают ситуацию с созданием российского университета в 18 веке, когда появились три факультета — философский, правовой и филологический. Именно эти области и являются основными областями исламского знания исламская теология и философия, исламское право и исламская этика, собственно язык канонических текстов и их толкование.

Для формирования национального мусульманского самосознания эти сферы чрезвычайно важны, так как именно с их помощью организуется повседневная бытовая жизнь мусульманских обществ, отправляются традиционные ритуалы, и формируется ценностная картина мира. Однако в реальной жизни большинства мусульманских сообществ в России, особенно на периферии, преобладают стереотипы и предрассудки, толкования ритуалов строятся, на не всегда отчетливых воспоминаниях, как поступали в этих случаях старейшины. И здесь вновь необходимо возвратиться к вопросу о том, что невежество не способствует развитию политического или гражданского общества. Здесь, общество вплотную сталкивается с вопросом о необходимости серьезного изменения отношения к мусульманскому образованию в России.

5. Нельзя сказать, что указанная проблема ставится впервые. Она осознана государственной властью и обсуждаются пути ее решения. В октябре 2009 года главный советник администрации президента РФ Алексей Гришин на конференции «Использование современных технологий в развитии религиозного образования» заявил, что молодые россияне мусульманского вероисповедания будут отправляться на обучение в зарубежные религиозные ВУЗы по особой системе. Разработанная система предполагает финансовую поддержку студентов, последующее их распределение в России, а также дополнительную подготовку выпускников в исламских учебных заведениях России не в контексте исламского вероучения, но в контексте «российских реалий». Говорилось также и о необходимости переходить на более высокий уровень сотрудничества с нашими зарубежными партнерами. По заявлению Гришина, система может осуществляться на межгосударственном, межведомственном или межвузовском уровне.

Речь шла и о создании системы направления молодых мусульман из РФ на обучение за рубежом. Все это планировались сделать, для того чтобы государство и религиозные организации России понимали и знали нужды и чаяния русских студентов, обучающихся за рубежом, и владели информацией о программе обучения. Также предполагалась финансовая поддержка студентов.

Гришин отметил важность постоянной связи с российскими гражданами. «Чтобы в зарубежных учебных заведениях российским студентам, как минимум, не запрещалось посещать официальные российские учреждения… Тогда нам будет понятно, что за человек возвращается, с какими мыслями он возвращается и как он будет работать, где нам найти место для его работы, для применения его высоких знаний, которые он получил за рубежом».

По его словам, эта система не преследует «тотального контроля» за будущими священнослужителями. Те, кто уже закончил вузы за рубежом, должны учитывать специфику работы в России. По его словам, для расширения программы по переподготовке студентов, которые учились за рубежом необходимо увеличить систему доподготовки выпускников в исламских учебных заведениях России по российским реалиям, по тому опыту, который накопила Россия в сфере совместного проживания народов разных религий и разных национальностей.

6. Если подводить первые итоги получения россиянами мусульманского образования за рубежом, то следует отметить, что выход в начале 1990-х годов зарубежных контактов российских мусульман из-под государственного контроля повлёк за собою взрывообразную активизацию их связей с религиозными неправительственными организациями (РНПО) исламских стран. При этом обе стороны исходили из того, что такого рода связи будут способствовать возрождению мусульманской религии в районах её традиционного распространения на территории России. Содействие, оказываемое зарубежными РНПО российским мусульманам, осуществлялось по нескольким основным направлениям.

Одним из них было сотрудничество в сфере подготовки священнослужителей. Во второй половине 1990-х годов в религиозных университетах и институтах Египта, Саудовской Аравии, Марокко, Туниса, Ливии, Сирии, Иордании, Катара, Турции обучалось около 800 российских мусульман. В самой России к началу нынешнего 2000-х египетские, сирийские, иорданские преподаватели работали в 110 мусульманских учебных заведениях.

Результаты получения российскими гражданами религиозного образования за рубежом оказались неоднозначны. Если студенты, учившиеся в Дамасском исламском институте, либо в тунисской «Аз-Зейтуне», воспитывались в духе умеренного, ориентированного на реформаторство ислама, то слушателей египетского «Аль-Азхара» не всегда удавалось оградить от влияния идеологии религиозного возрожденчества.

Парадоксальная, казалось бы, трансформация происходила с взглядами студентов, обучавшихся в Саудии, где им преподавали ваххабитскую интерпретацию Ислама. Утративший свою агрессивность ещё в конце 1920-х годов после разгрома королём Абд аль-Азизом «Ихванов», ваххабизм играл с тех пор в Саудовской Аравии традиционалистскую, охранительную роль, а в настоящее время это учение начинает приобретать реформаторскую направленность. В то же время часть российских мусульман, приобщившись в Саудовской Аравии к ваххабизму, стала толковать эту доктрину в возрожденческом духе. Такие различия в трактовке наглядно демонстрируют, как одна и та же религиозная доктрина может использоваться для идеологического обоснования разных, если не прямо противоположных политических позиций.

7. Из 22 арабских стран наиболее доступны по качеству образования и условиям жизни — это Сирия, Египет, Саудовская Аравия. Именно в них рассредоточились студенты из России и других стран.

Наиболее известными учебными заведениями в Сирии являются исламские университеты «Фатх Ислями», «аз-Захра», «Абу-нур» и Дамасский университет. В Египте это исламский университет «Аль-Азхар», а в Саудовской Аравии исламские университеты Мекки, Медины и Эр-Рияда.

Повествуя о системе образования в арабских университетах, стоит более подробно остановиться, для начала, на истории сирийского университета «Абу-Нур», которая связана с именем ныне покойного верховного муфтия Сирии шейха Ахмада Куфтару. Сегодня данный Университет, возглавляемый сыном покойного шейха доктором Салах уд-дином Куфтару, уже представляет собой не только учебное заведение, но целый комплекс образовательных учреждений, мечети, информационных ресурсов и благотворительных организаций, объединенных под эгидой Фонда имени шейха Ахмада Куфтару.

На сегодняшний день для студентов-иностранцев Фонд Куфтару предоставляет возможности обучения в рамках годичных курсов интенсивного изучения арабского языка (Даврат уль-люгати ль-арабийя) или Колледжа арабского языка и исламских наук «Абу-Нур» (Маъхаду д-дирасат иль-драбийя валь-Ислямийя) с трехгодичной программой обучения.

Для завершивших обучение в Колледже арабского языка «Абу-Нур», или уже имеющих диплом другого исламского учебного заведения, Фонд предлагает возможность обучения в Университете «Абу-Нур». Для студентов открыты двери Факультета исламского призыва (Кулийят уд-да’ват иль-Ислямийя) с 4-летней программой обучения, а также Факультета основ религии (Кулийяту Усулю д-Дин) с 3-летней программой обучения. После получения высшего образования выпускники университета могут поступить в магистратуру и докторантуру Аль-Аузаи и выйти на защиту магистерской и докторской диссертаций с получением соответствующих степеней в толковании Корана, хадисоведении или фикхе.

Что касается обучения русских мусульман в Египте, то для них наиболее интересным будет университет Аль-Азхар — старейшая и наиболее престижная мусульманская духовная академия-университет, расположеная в Каире. Университет основан в 988 Фатимидами и связан с исторической мечетью Аль-Азхар. Название получил в честь дочери пророка Фатимы Зухры. В 1961 реорганизован Насером, добавившим ряд светских факультетов (медицины, сельского хозяйства и пр.).

В Аль-Азхаре преподавал Мухаммад Абдо — египетский реформатор Ислама и общественный деятель — после своего возвращения в Египет в 1889 году.

«Аль-Азхар» предлагает студентам классическое образование по схеме «Маъхад» (Колледж — среднее специальное образование), «Кулийя» (Университет — высшее образование), Магистратура (защита магистерской диссертации) и Аспирантура (защита докторской диссертации).

Особенностью «Аль-Азхара» является то, что поступить в него можно в любое время года, но через 1-6 месяцев после подачи документов. Этот промежуток лучше использовать для изучения арабского языка в различных центрах, каковых в Каире великое множество: «Фаджр», «Лисан аль-араб», «Ниль», «Диван» и др.

Среди факультетов университета значатся «Шари’а аль-Ислямийя» (Факультет Шариата), «Шари’а ва канун» (Шариат и светский закон), «Люгъа аль-Арабийя (Арабский язык), «Усуль уд-дин» (Основы религии), «Тафсир» (Толкование Корана), «Хадис», «Да’ава» (Исламский призыв), «Акыда ва ль-фальсафа» (Исламское вероубеждение и философия), «Тарбийя» (Воспитание). Университет, кроме классического исламского образования, предлагает курсы по арабскому языку, поступить на которые может любой желающий.

8. Если пытаться охарактеризовать российских студентов мусульманских университетов, то на примере обучающихся в «Аль-Азхар» можно выделить три типа.

Первый — это те, кто настроились на долгую учебу в университете с намерением закончить его и получить диплом выпускника Аль-Азхара, а возможно и продолжить образование далее. Одной из причин того, что таких студентов не так много, является отсутствие согласованности между учебными заведениями России и Аль-Азхара, при которой бы студент имел возможность начинать учебу с того этапа, который он завершил в своей стране.

Второй вид студентов — те, кто приехали изучить язык (обычно они поступают в частные языковые центры) и наряду с этим получить некоторые основы Ислама, посещая уроки в мечетях у отдельных шейхов. В то же время, они сдают документы и в Аль-Азхар для получения прописки в Египте. Таковых большинство.

К третьей категории студентов относятся те, кто не настроен на серьезную учебу, не имеет способностей к этому или уже отучился и находится в Египте для того, чтобы жить в атмосфере Ислама и пообщаться со студентами. Они могут заниматься торговлей, приезжать и уезжать, временами посещать лекции в мечетях или общаться со студентами на религиозные темы. Эти разные типы поведения студентов связаны с плюсами и минусами самого египетского исламского образования.

Среди плюсов азхаровского образования нельзя не отметить его широту и разносторонность. Обучаясь в университете, студенты получают не узкое и однобокое представление по каким-либо вопросам, как это имеет место в некоторых других исламских учебных заведениях. Напротив, можно найти большой спектр мнений различных ученых, что предотвращает появление фанатично преданных одной точке зрения мусульман и раскол на основе разногласий в вопросах фикха (шариатского права).

К минусам можно отнести не столько программу образования, сколько саму систему обучения. В ней мало порядка, слаб уровень материальной базы университета.

9. Наконец, прежде чем перейти к рекомендациям по вопросам создания программы российского мусульманского образования, следует несколько слов сказать о решении подобной проблемы в ряде западных стран, где велик процент мусульманского населения.

Говоря об исламском образовании в неисламских странах, стоит сказать, что Британия и Франция, Германия и Канада являются флагманами западного мира в развитии исламского призыва и мусульманской активности. Соединенные Штаты в этом ряду занимают особе место. И не только в силу того, что мусульмане именно этой страны оказались после 11 сентября на передовой линии противодействия мощному натиску исламофобии. США, в отличие от многих ведущих европейских стран, заметно выделяются высокой религиозностью населения и удивительно благоприятным для религиозной деятельности законодательством.

Свобода вероисповедания в американском понимании означает, что религия отделена от государства. При этом американские законы дают четкие гарантии того, что правительство не будет ни способствовать, ни препятствовать созданию религиозных организаций и учебных заведений. Хотя после 11 сентября в США был усилен контроль за учебными программами исламских школ, ни о каком вмешательстве властей в деятельность религиозных учебных заведений речь идти не может.

Американцы, придерживающиеся других вероубеждений, также не могут вмешиваться в деятельность мусульманских школ. Но в ряде случаев их недопонимание Ислама мешало получению исламскими учебными заведениями разрешений на строительство или создавало некоторые юридические препятствия на пути открытия новых школ.

10.Какие же выводы можно сделать из предложенного беглого обзора ситуации для нашей страны? История показывает, что распространение христианства в мире и прогресс в христианской теологии не вели к новым крестовым походам и инквизиции, а вели к созданию идей экуменического движения и диалога цивилизаций. Такая же закономерность будет наблюдаться и по мере распространения исламского образования. Фанатизм порождается невежеством. Образованные люди нуждаются в диалоге и дискуссии, они создают множество разных мнений и расширение мусульманской образованности будет способствовать диверсификации исламских знаний и росту мусульманской толерантности.

Более того, опыт существования политических и бизнес-элит мусульманского мира говорит о стремлении к диалогу цивилизаций и универсальности человеческих знаний. Элиты делегируют свое потомство, воспитанное в традициях мусульманской этики, для получения западного бизнес-образования, работы в ведущих мировых транснациональных компаниях и одновременно сами создают на своих территориях условия для развития новых общемировых технологий и притока туристов. Этот процесс в равной степени захватывает семьи Саудидов, Арабских эмиратов, Омана, Катара и также из российского списка Forbs’а.

Таким образом, формирование национальной программы российского мусульманского образования не только не чревато для российской политической системы всплеском терроризма и этноконфликтами, но и будет способствовать развитию толерантных тенденций в просвещенной мусульманской среде.

Как видится подобная программа образования?

Первым ее пунктом должен стать язык. Без изучения языка невозможно толкование и понимание классических текстов. Вспомним, сколько сил было положено на изучение старославянского языка и толкование канонических славянских текстов. Та же проблема существует и с арабским языком. Современного формата преподавания арабского языка в ВУЗах недостаточно. В образовательные программы гуманитарных факультетов ведущих ВУЗов необходимо вводить арабский язык в качестве обязательного предмета, а не спецкурса или факультативного занятия. Совершенно очевидно, что в обозримом будущем происходящие цивилизационные разломы заставят пополнить список мировых языков одним из мусульманских языков и осознанный выбор в пользу, например, арабского языка только будет способствовать политическому и экономическому диалогу.

Вторым пунктом должно стать создание Российского национального исламского (мусульманского) университета, куда ежегодно будут приниматься на учебу до 2000 студентов и где арабский язык будет обязательным предметом изучения с первого года обучения, а первые два года обучения будут организованы по принципам российской высшей школы. В период обучения в Российском национальном исламском (мусульманском) университете лучшие студенты могут быть направлены в ведущие арабские университеты для продолжения образования и дальнейшей специализации.

В арабском мире приняты следующие уровни обучения: 1. Подготовительные курсы; 2. Маъхад (колледж — среднее специальное образование); 3. Куллийя (университет); 4. Аспирантура. Разница заключается лишь в длительности каждого из уровней, так, например, учеба в колледже мединского университета 2 года, колледже «Абу-нура» 3 года, в колледжах «Фатха», «аз-Захры» и «Аль-Азхара» по 6 лет.

Значительная часть поступивших российских студентов должна направляться при поддержке государства и общественных организаций на учебу на 4 года для совершенствования в вопросах толкования канонических текстов, философии и вопросах мусульманского права и мусульманской этики. Остальные продолжат образование в России и будут готовиться для работы в других сферах расширяющегося межгосударственного сотрудничества с мусульманскими странами. 10% лучших российских выпускников арабских университетов могут быть рекомендованы в аспирантуру и докторантуру. Это и есть искомый базис для формирования собственных российских кадров мусульманских теологов мирового уровня.

Развернуть подобную программу непросто. Но для создания основ образовательной программы есть Институт востоковедения РАН, обладающий мощными научными кадрами, большим исследовательским потенциалом и возглавляемый хорошо известным в арабском мире ученым — профессором В.В.Наумкиным.

Наконец, третьим пунктом программы должны стать многочисленные практики, совместные археологические экспедиции и другие формы жизни российских студентов внутри страны обучения, в глубинке, позволяющие лучше осознать быт арабских и мусульманских народов и совершенствоваться в языковых навыках разговорного арабского языка. Раньше такая практика регулярно осуществлялась в СССР, но с утратой страны, утратой договоров о сотрудничестве и взаимопомощи утратились и важнейшие образовательные структуры. Восстановление их поможет решению обозначенной важнейшей национальной проблемы.

Михаил БАШАРАТЬЯН

www.regnum.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня