Черкесы: между прошлым и прошлым

Post navigation

Черкесы: между прошлым и прошлым

Хотя на дворе XXI век, но на постсоветском пространстве умы многих людей по-прежнему продолжают занимать дела давно минувших лет. Копья политиков и общественников продолжают ломаться в обсуждениях событий века двадцатого и даже девятнадцатого.

Главное событие XIX столетия, которое не дает покоя многим неспокойным умам на Северном Кавказе, — Кавказская война 1817-1864 годов. Недавно эта тема получила новое звучание: у нее появился грузинский акцент.

20-21 марта в Тбилиси прошла конференция с длинным названием: «Скрытые нации, продолжающиеся преступления: черкесы и народы Северного Кавказа между прошлым и будущим». Организаторами конференции выступили Jamestown Foundation (США), Международная школа кавказских исследований, Университет им. Ильи Чавчавадзе (Грузия). Среди участников форума были замечены граждане США, Грузии, России, Турции, Иордании и Израиля. Как сообщили грузинские СМИ, «черкесская делегация», принявшая участие в форуме, обратилась с просьбой признать геноцид черкесского народа Российской империей в ходе Кавказской войны XIX века.

На конференции просьбу «черкесской делегации» поддержали, приняв резолюцию в адрес парламента Грузии. Участники форума призвали грузинских парламентариев официально признать факт геноцида черкесов в позапрошлом веке.

История с требованием признания геноцида черкесов (адыгов) в Российской империи имеет давнюю историю. 1 июля 2005 года северокавказская общественная организация «Черкесский конгресс» направила обращение в Государственную думу РФ с требованием признания геноцида черкесского народа. Российская Госдума около полугода изучала вопрос и ответила отказом.

«Черкесский вопрос» вновь зазвучал в связи с выбором Сочи в качестве места для проведения Олимпиады 2014 года. У проведения мероприятия появились противники в лице панадыгских националистов в России и их единомышленников в черкесской диаспоре за рубежом. Основание: по олимпийским правилам нельзя проводить Игры в местах, где происходили массовые убийства людей.

С момента подачи заявки Россией на проведение Олимпиады в Сочи панадыгские националисты принимают обращения в самые разные инстанции, в том числе международные, с требованием отменить проведение Игр.

Какие для того есть исторические обоснования? Активная фаза покорения Северного Кавказа российскими царскими войсками, начатая в 1817 году, закончилась через полвека подавлением последнего очага сопротивления горцев — занятием урочища Кбаада. Урочище Кбаада — это и есть та самая Красная Поляна, которая станет центром Олимпийских игр 2014 года.

Следует отметить, что такая проблема, как «признание геноцида черкесского народа в ходе Кавказской войны», — явление новейшей истории России. Эта проблема была практически неведома Советскому Союзу. СССР не считался наследником Российской империи, а потому к нему не могли предъявляться и требования о «покаянии», «выплате компенсаций» и т.п. В советской историографии Кавказская война рассматривалась, как правило, в качестве колониальной войны царизма. А поскольку царизм, ответственный за Кавказскую войну, был свергнут в 1917 году, то претензии по поводу событий 1817-1864 годов можно было предъявить разве что немногочисленным родственникам династии Романовых.

Да и само заморское слово «геноцид», записанное в словари, было неведомо большинству советских людей.

Ситуация изменилась с возникновением новой российской государственности в 1990-х годах. Гербом Российской Федерации стал двуглавый орел, флагом — трехцветный стяг былой империи. В российских городах возводятся памятники царям династии Романовых, уже два десятилетия идут дискуссии о возвращении Краснодару дореволюционного названия Екатеринодар. Так Российская Федерация идеологически стала претендовать на наследие прежней империи. А в этом наследии есть и последствия Кавказской войны.

В общем, появился тот, к кому теперь можно предъявлять претензии. Новые российские идеологи сами себе и всей стране выстроили западню: образ России — наследницы империи, у которой можно потребовать ответа за кавказскую политику царей Романовых.

Сможет ли новое будирование вопроса о геноциде черкесов помешать организации и проведению Олимпиады 2014 года? Как нужно вести себя российской стороне, если тема геноцида горцев будет подниматься на щит по мере приближения Олимпийских игр? Эти вопросы «Росбалт» задал экспертам.

По мнению заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергея Маркедонова, российской стороне не следует вести себя в этой ситуации как страусу, прячущему голову в песок. Тему геноцида горцев в XIX веке нужно обсуждать — хотя бы для того, чтобы аргументированно доказать, что события Кавказской войны не подпадают под общепринятое определение геноцида.

«Посмотрите на Турцию. Турцию обвиняют в геноциде как минимум трех народов: армян, греков, ассирийцев. И эта тема широко обсуждается в турецком политическом сообществе. Таким образом, есть некая платформа для дискуссии. Тем самым Турция оттачивает свои аргументы, которые ей помогают на международном уровне противостоять концепциям геноцида, навязываемым извне. В России я этого не вижу», — отметил Сергей Маркедонов.

Иной позиции придерживается президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. Разбор событий Кавказской войны XIX века эксперт считает уделом историков, а не политиков. «Когда по историческим темам голосуют парламенты — для меня это странно», — заметил Вячеслав Никонов.

Однако вмешательство грузинской стороны в проблему нисколько не удивило экспертов. «Я думаю, что еще много будет перед Олимпиадой инициатив, направленных на ее срыв. Идти они будут действительно, в основном, из Грузии. Не сомневаюсь, что будут и другие идеи. Найдут еще каких-нибудь репрессированных, еще кого-то. По мере приближения к Олимпиаде все это будет, однако вряд ли кто-то достигнет в этом успеха. Если с нашей стороны никаких глупостей не будет сделано, то Олимпиада пройдет нормально. Главное — относиться спокойно к подобным инициативам по срыву Игр как к неизбежной кампании и не делать резких телодвижений в ответ», — подчеркнул Вячеслав Никонов.

Сергей Маркедонов тоже считает, что если даже парламент Грузии объявит о признании геноцида горцев на Северном Кавказе в XIX веке, то вряд ли этот факт решительным образом повлияет на проведение Олимпиады.

«Если ранее отношения Грузии с адыгскими народами не отличались каким-то большим позитивом, то сейчас Тбилиси меняет приоритеты, надеясь отыскать ахиллесовы пяты России на Кавказе. Это процесс вполне предсказуемый в свете признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии», — отметил Сергей Маркедонов.

Не придавать «драматического» хода обсуждению событий XIX века — вот, по мнению Сергея Маркедонова, тот «рецепт», который позволит избежать обострения вопроса.

Директор Института региональных проблем Максим Дианов считает, что никакие дружные выступления в СМИ и даже позиция отдельных государств уже не смогут отменить Олимпиаду в Сочи.

Он напомнил, что призывы бойкотировать Игры — это давний метод, который, однако, не приносит большого успеха инициаторам. В качестве прецедентов можно вспомнить и Олимпиаду-1980 в Москве, Олимпиаду-1984 в Лос-Анджелесе и недавние Игры в Пекине.

Максим Дианов обратил внимание на механизмы подготовки и проведения Олимпиад. Олимпийские комитеты — это общественные организации. «В 1980 и 1984 годах многие государства приняли решение не участвовать в Играх, а олимпийские комитеты этих стран участвовали. Поэтому никаких отмен и всяких глупостей по поводу бойкотирования не будет и не может быть», — подчеркнул эксперт.

Главное не победа, а участие — таков олимпийский лозунг. Теми, кто устраивает вокруг спортивных Игр свои политические игры, этот девиз тоже может быть взят на вооружение.

Дмитрий РЕМИЗОВ

www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня