Павел Залевски, депутат Европарламента от Польши, переживая за возможный дрейф Украины в сторону Таможенного союза, недавно высказался по поводу причин этого тревожного, по его мнению, явления. Проблему он видит в том, что на идеологическом поле Украины представлено всего два дискурса — постсоветский и бандеровский.
Причём оба дискурса евродепутат считает в равной степени неприемлемыми для Украины. С постсоветским в восприятии поляка всё понятно. А вот от бандеровской идентичности, которая «хорошо защищает от путинской экспансии и влияния русской культуры», он предлагает украинцам отказаться и принять «европейскую парадигму сотрудничества между народами, толерантности и прав человека».
На самом деле Павел Залевски слишком упрощённо понимает ситуацию. А всё потому, что иностранцу тяжело распознать местные идеологические гибриды : ведь постсоветское пространство — это такое место, где сторонники европейской интеграции, идентичности и толерантности слишком часто ведут себя как банальные нацики. По одной простой причине: лайт-нацизм им не запрещён западными партнёрами. Это единственная и действенная прививка от срастания обратно с Россией — главное колоть почаще.
Гибрид национализма и евролиберализма — что это такое?
Да, это всё нелогично. Да, глупо задавать вопросы типа «как националист в здравом уме и трезвой памяти может выступать за отказ от суверенитета в пользу ЕС и НАТО? Как русскоязычный киевский либерал, желающий себе немного немецкого благополучия, может голосовать за партию, которая в своей политической программе предлагает готовиться к ядерной войне против России?» А вот так. На Украине эта алогичность, движущаяся по немыслимым кривым, настолько распространена, что давно нормальна.
Мы не будем здесь лишний раз на это указывать. Главное вот в чём: ещё Ленин описал, что нельзя бесконечно плыть по течению — рано или поздно, но тебя всё равно прибьёт к одному из берегов. В украинском случае именно антироссийский берег стал общей точкой опоры для обеих идеологий.
Националист считает внешнее управление Брюсселя меньшим злом, нежели, как ему представляется, диктат Москвы. Либерал хочет верить — если курс националистов направлен подальше от России, то он (это же как бы логично) должен привести поближе к Европе.
Особенно хорошо идейный союз либералов и националистов в европейских осколках бывшего СССР виден по молдавскому движению за объединение страны с Румынией: восстановление единства румынской нации, а впридачу — членство в ЕС. Т.е. обе точки зрения могут бесконфликтно уживаться не только в одном политическом лагере, но даже в одной человеческой голове.
Почему политический микс вышел из моды в Европе?
Гибрид идеологии национализма и евролиберализма не просто шагает по Украине или Молдавии (а мог бы пройтись и по Белоруссии, если бы не личность достаточно популярного в народе Лукашенко), но также является главным препятствием для идей евразийской интеграции. Тут сложно апеллировать к социологии, но, в общем-то, можно утверждать, что национал-либеральный микс в Молдавии и на Украине поддерживает до половины населения.
А что же в Европе, которую так любят приводить в пример и националисты, и либералы? А там как раз миксы выходят из политической моды. Союз идеологий давно дал трещину — именно национализм сейчас является главным противником единой европейской идентичности, которую пытаются — очень по-советски, серией декретов — ввести евробюрократы. Каталония объявляет о своей независимости, Великобритания собирается проводить референдум о выходе из Европейского Союза, а Шотландия — референдум о выходе из Великобритании. Голландский министр предлагает проработать механизм выхода стран из еврозоны. Это не подборка каких-то самых важных событий, а текущие новости за последнюю неделю-другую, которые проходят как бы между делом.
Нужно помочь европейским тенденциям докатиться и до нас. Вышеупомянутый депутат Павел Залевски делает нужное дело.
Но было бы замечательно, если бы к подобным заявлениям, реально существующим только в интернете, добавились минут тридцать ежедневной трансляции Euronews по национальным телеканалам!
Нашим людям нужно демонстрировать все, что там происходит — от Греции с Испанией и до самых британских морей.
Иногда можно без перевода — и так всё понятно. Это было бы очень по-европейски и демократично.
Логика очень простая. На самом деле далеко не все националисты наших республик готовы поддержать вступление в ЕС, равно как не все либералы готовы участвовать в строительстве национального антирусского государства. Нужно, наконец, подтолкнуть их к самоопределению.
Ну всё равно ведь не замесите вы государство на двух противоречивых рецептах. Не получится. Зачем голову друг другу морочить? И нам тоже.
Евразийские выводы
Пространство Евразии свободно для новых политических идей. Идея западноевропейской идентичности находится в глубоком кризисе — и не может быть ни примером для подражания, ни конкурентом в борьбе за умы в Евразии.
Поэтому на повестке дня стоит ключевой вопрос разработки новой идентичности. А в условиях Евразии она может быть исключительно союзной.
Валентин ЖАРОНКИН