Развал СССР не только принес его народам немало сюрпризов и метаморфоз — политического, социально-экономического порядка, но нанес и огромный урон нравственного плана. Исчезли прежние ценности классового и партийного свойства, возникли новые, основанные преимущественно на меркантильном интересе.
Реставрация «загнивающего» капитализма произошла в «дикой» форме оглушительно и довольно ускоренно. Но, с другой стороны, это привело к пересмотру проблем истории народов, их культуры, которые прежде рассматривались сквозь призму принципов классовости и партийности.
Новейшая постсоветская эпоха позволила здравомыслящим представителям национальной интеллигенции взяться за новое осмысление истории и культуры своих народов, за освещение запрещенных прежде тем и проблем, восстановление подлинных исторических знаний и нравственных основ.
Однако официальная историография в регионах, по крайней мере, в Дагестане, в основном остается приверженной старым позициям, не воспринимая свежих веяний, исходящих от представителей новой генерации исторической науки. Они, за редким исключением, остаются глухи к их сочинениям, не проявляя своего отношения к ним. В данном случае мы имеем в виду монографические работы А.Кандаурова «К вопросу о происхождении кумыков» (Махачкала, 1995), Б.Атаева «Край равнинный — Кумыкия» (Махачкала, 1996), Г.Оразаева «История Кавказа и селения Карабудахкент Джамалутдина Хаджи Карабудахкентского» (2001), его же «Исторические сочинения Дагестана» (Махачкала, 2003) и другие.
Весьма плодотворно трудится в области кумыкской истории в последнее десятилетие Камиль Алиев. Об этом свидетельствуют его монографии, посвященные истории кумыков и шамхалов Тарковских: «Таргу-наме» (Махачкала, 2001), «Дорогой тысячелетий» (Махачкала, 2006), «Шаухалы Тарковские. Жизнеописания властителей» (2006), «Шаухалы Тарковские. Страницы кумыкской родословной» (2008). Хотя в этих книгах суммируются результаты долгих и серьезных научных изысканий, однако по каким-то не понятным мне причинам они еще не получили соответствующей их значимости оценки.
Названные исследования К.Алиева базируются не только на трудах дагестанских историков, но и зарубежных, особенно турецких, что позволяет ему более точно, рельефно осмыслить проблемы этногенеза и истории не только своего и других народов Дагестана, но и знаменитого рода шамхалов.
В своей статье мы постараемся очертить круг проблем и их решение К.Алиевым. В предисловии к «Таргу-наме» исследователь писал, что «знание и понимание истории своего народа, особенно самых трудных её периодов, широким кругом активных членов общества и прежде всего его элитой — непременное условие выживания этого народа, поэтому вопрос формирования адекватного представления о прошлом — важнейшая проблема сегодняшнего дня».
Исходя из этого, видимо, автор в качестве отправного пункта истории взял Тарки (Таргъу) — стольный город кумыков в прошлом в течение ряда веков, в котором правили кумыкские цари — шамхалы, начиная с гуннских времен и до XX века. Таргу называли «воротами гуннов», «великим городом», «Шехри Азим Таргу». Отсюда, видимо, и происходит его горское название — Азайни.
О древнейшем населенном пункте кумыков — Тарках — писали Вардапет Гевонд (VII в.), Аль-Куфи, Ибн Хаукаль (IX в.), Рубрук, Плано Карпини (XIII в.), Афанасий Никитин (XVI в.), Федот Котов, Мухаммед Аваби Акташи, Адам Олеарий, Н. Витсен, Эвлия Челеби (XVII в.), Ксаверио Главани, Иоганн Гербер, Якоб Рейнеггс, Бутков, Тихонов (XVIII в.) и многие другие деятели последующих веков.
В книгу Алиева К. «Таргу-наме» включены извлечения из сочинений авторов разных эпох с рассказами об исторических событиях, связанных с Тарками и его землями, о его выдающихся представителях, реалиях минувших времен, быте, обычаях и традициях и т.д.
Книга эта охватывает широкий диапазон произведений, начиная с VII века до 60 гг. XX в., и включает в себя фрагменты произведений армянских, арабских, западноевропейских, российских, дагестанских авторов, поэтов, писателей, выдающихся полководцев, деятелей науки и общественной мысли.
Книга состоит из трех логически взаимосвязанных блоков. В первом блоке содержатся сведения о Тарках и тарковских кумыках, извлеченные из трудов восточных и европейских авторов: ученых, путешественников, писателей. Второй блок материалов освещает жизнь и деяния тарковских шамхалов и ханов мехтулинских. Третий блок представляет собой популярный историко-этнографический словарь тарковских кумыков. И в завершение в книге представлены хронология истории Тарков и в целом края, а также сведения о выдающихся людях, с ним связанных.
Не меньший интерес представляет монография К.М.Алиева «Дорогою тысячелетий. Кумыки и их этнородственные связи» (Махачкала, 2004), посвященная проблемам этногенеза кумыков и их этнородственным связям с другими тюркскими народами.
В своем труде К.М.Алиев привлек тексты армянских, сирийских, византийских историков, тюрко-мусульманские местные хроники, а также труды М. Артамонова, А.Бернштама, П.Коновалова, Ю.Немета, С.Плетневой, С.Гаджиевой и многих других отечественных историков и филологов. В своем исследовании автор предлагает свое видение этногенеза кумыков, их многообразных этнородственных связей на всем протяжении многовекового становления, существования и развития кумыкской государственности, династических линий кумыкских правителей, шаухалов Тарковских. В аннотации говорится, что книга эта является книгой для чтения не только для кумыков, но и их сородичей — балкарцев, карачаевцев, караимов, крымских и волжских татар.
В начале книги К.Алиев говорит о том, что в последние десятилетия проделана огромная работа по накоплению и изучению истории тюркских народов Кавказа, в т.ч. и проблемы их этногенеза. Последняя также стала решаться комплексно с привлечением данных разных отраслей наук. Накопленные знания заставляют многих исследователей отмести экстравагантные этногенетические построения некоторых дагестановедов, неожиданные и модные домыслы «фольк-историков» и отодвинуть процесс становления кумыков в глубь тысячелетий, соответственно, позволяет выдвинуть теорию местного восточноевропейского их происхождения, которое предусматривает проживание их предков в северо-западном Прикаспии, включая равнинный и предгорный Дагестан, в очень глубокой древности, по крайней мере с рубежа 3-4 тысячелетия до нашей эры.
Существовавшие здесь тюркские государства в армянских и сирийских источниках назывались по-разному: «Царство гуннов», «Берсилия или Первая Сарматия», «Гуннут-ундрия», «Хунистан», «Джидан», «Кавказская Гунния».
В дальнейшем северокавказские тюрки вошли в состав Тюркского каганата, на основе которого возникли Великая Булгария и Хазарский каганат. Своеобразие этногенеза кумыков и их вышеупомянутых этнических сородичей заключалось в том, что у них много общих предков, общих компонентов, во многом определивших их историческую одноцелостность.
Однако это единство было разрушено походами Тимура, падением Золотой Орды и многовековой экспансией Русского государства.
Главная цель книги, о которой мы ведем речь, заключается в том, чтобы исследовать этнородственные связи кумыков со многими народами раннего, позднего средневековья и современности в контексте их многовековой этнополитической истории в Восточной Европе и на Кавказе, т.к. у многих читателей нет достаточно адекватного представления о происхождении, этнородственных связях кумыков и их этнических сородичей на Кавказе и в Восточной Европе. Эта тема в упомянутой книге К. Алиева рассматривается в тесной увязке с проблемами кумыкского этногенеза, взаимодействия кумыков с другими народами в процессе их исторического формирования и этнополитического развития.
Книга состоит из следующих разделов: «Цари гуннов и их наследники», «Куны на Кавказе и в Венгрии», «Из рода шаухалов Тарковских: о Крым Шаухаловых в Карачае и их потомках в Кумыкии», «Князья Туган-Тарковские: кто они и откуда?», «Князья Пятигорские: кто они и откуда?»
Весомым вкладом в изучение кумыкской истории и в частности кумыкской (и шире дагестанской) генеалогии, несомненно, является книга-дилогия К.М.Алиева «Шаухалы Тарковские», изданная в 2006 и 2008 годах. Автор считает, что по сей день в силу сложившихся идеологических схем, стереотипов и инерции история шаухалов Тарковских (верховных правителей кумыков и всего Дагестана) «все еще остается в тени и не получила как фактор огромного исторического значения в нашей науке должной оценки».
Некоторые историки-нигилисты, по его мнению, преуспели в голословном их охаивании с точки зрения высших классовых интересов пролетариата. В их сочинениях они выглядят «классовыми врагами», эксплуататорами некогда подвластных им народов или некими «государевыми холопами», «пешками в той игре, которую вели властители империй на Кавказе».
Осознавая важность поднятой им проблемы для решения многих проблем истории своего народа, автор в течение долгих лет собирал материал для своих книг, рылся в архивах и библиотеках многих городов — Баку, Тбилиси, Владикавказа, Ростова, Ставрополя, Киева, Анкары, Стамбула и т.д.
Привлекая огромный, ранее никем не тронутый уникальный исторический материал, К.М.Алиев затронул весьма деликатные и сложные вопросы, связанные с происхождением и эволюцией титула «шаухал», династии шаухалов, семейными, генеалогическими и брачными их связями, с горско-кавказской и сефевидской ветвями шаухалов.
Проанализировав и опираясь на сведения отечественных, иранских, турецких, западноевропейских исторических источников, труды Муслихиттина Лари, А. Солакзаде, Рахимизаде (16 в.), Печеви (17 в.), Мехмета Волынского, Халим-Герея (18 в.), Ахмеда Джевдета(19 в.), а также Джамалутдина-хаджи Карабудахкентского, А.Каяева, Фахреттина Кырзыоглу (ХХ в.), К.М. Алиев приходит к выводу об исконно-тюркском происхождении шаухальского титула и самих шаухалов и делит их по своему происхождению на две группы: «семендерско-джиданскую (тюркскую) и золотоордынскую (тюрко-татарскую).
«Семендерско-джинданская» правила с конца 9-10 вв., а «тюрко-татарская» — примерно с 1239 по 1396 (около 160 лет). Между 1396 и 1443 годами у кумыков, очевидно, господствовали тимуриды(потомки Тимура). Вторая же «татарская» династия, основавшая после падения тимуридов в 1442/43 году независимое государство (Шамхалат) на Восточном Кавказе, правила с 1442 и по 1867 г., т.е. до упразднения Тарковского кумыкского государства (Шамхалата) и включения его в состав Российской империи, 425 лет.
В книге К. Алиева впервые в наиболее полном объеме изучены и реконструированы шаухальские и княжеские генеалогии, в т.ч. баматулинских беков, князей Засулакской Кумыкии, Мехтулинского ханского дома, князей Кази-кумукских, крым-шаухаловых, эрпелинских и карабудахкентских карачибеков, отемишских султанов и брагунских ханов. Вторая книга дилогии о шаухалах Тарковских, хотя и вышла на два года раньше первой, все же является продолжением первой. В ней представлены портреты самих шаухалов, начиная с Чопан шаухала — представителя середины XVI в. и заканчивая князем Шамсутдином — последним шаухалом, недолго правившим после смерти Абумуслима шаухала в середине XIX в.
Здесь представлены также портреты мятежного Умалат-бека Буйнакского, удостоенного пера А.Бестужева-Марлинского, и Нухбека Тарковского, бывшего военным диктатором Дагестана в годы гражданской войны.
В заключение хочу сказать, что некоторые важные вопросы (например, о «русской ветви Тарковских» и др.) в книге только поставлены: их прояснение и исследование — дело будущего. Но уже сейчас можно смело утверждать, что книга эта по сути — энциклопедия рода шаухалов и, несомненно, представляет собой яркое явление в генеалогической историографии Дагестана. В целом книга-дилогия К.Алиева — это, на мой взгляд, весьма качественное и серьезное исследование, воссоздающее генеалогическое древо замечательного рода и открывающее новые страницы нашей общей истории.
профессор А.-К. Абдуллатипов