Абакан неизвестный

Post navigation

Абакан неизвестный

Жители Хакасии вообще и Абакана в частности любят этот город до самозабвения. Они не перестают подчеркивать, что их место жительства самое лучшее на свете, и находят этому тысячи объяснений.

Однако очень многие абаканцы в силу разных причин знают об истории Абакана очень и очень немного. Нет, они в курсе, сколько городу лет, что статус города был получен в 1931 году и что знаменитый бард Юрий Визбор именно про это место пел «Облака плывут в Абакан». Они знают все официальные даты и вехи развития столицы республики — и это правильно, это внушает уважение. Однако есть у Абакана некие исторические «зазубринки», такие частные моменты, о которых его жители либо что-то где-то слышали краем уха, либо вообще никогда не знали. О них мы и поговорим…

Печальные страницы памяти

Между прочим, упомянут Абакан и литературе, которая, к сожалению, не очень популярна среди современной молодежи. Правда, в литературе несколько специфической — нашим городу и Республике посвятил несколько отнюдь не маленьких абзацев в своем знаменитом «Архипелаге ГУЛАГ» умерший год назад великий русский писатель Александр Солженицын… Правда, гхм, Александр Исаевич в своем труде почему-то исключительно и упорно называл наши края «ХакаССией», но оставим это на совести автора и недобросовестных редакторов (видимо, в готовящемся ныне вдовой Солженицына полном собрании сочинений классика эта оплошность все-таки будет исправлена). А так… Все написанное было горькой правдой.

По данным Солженицына, в лихие 30-е Хакасия и Абакан не остались в стороне от массовых сталинских репрессий. Впрочем, сам Абакан был в основном пересыльным городом, откуда в колымские и дальневосточные лагеря отправлялись все политзаключенные с запада СССР. Одно время тюрьмы были даже переполнены «спецконтингентом» — например, знаменитая (старая, помнящая еще декабристов) Минусинская тюрьма, рассчитанная при своей постройке на 500 человек, вмещала в те годы аж 10000!

Что же касается заключенных, оставшихся в «Хакассии», то, как пишет Солженицын, это были в основном прибалты, крымские татары и калмыки, которые обычно «предназначались» Саралинскому рудоуправлению, входившему в ХакасЛАГ (обычно произносили «ХакЛАГ»), который в свою очередь являлся подразделением КрасЛАГа. Непосильной работы здесь было много, и заключалась она в добывании руды и золота на местных рудниках, подчиняющихся тресту «Хакзолото» и «Енисейстрою» — главным заказчикам на «человеческий материал». Однако рудники (рудодобыча в Хакасии являлась основной работой для репрессированных) — это было еще полбеды. Многих, по словам Солженицына, посылали в так называемые «старательские артели» — на разработку шахт, брошенных государством за невыгодностью. Вот там-то и был настоящий ад, заставлявший людей, как пишет классик «вылизывать остатки золота»…

Прошло время. Раны зарубцевались. Однако память о тех страшных временах продолжает жить и в Хакасии…

По материалам: www.abakan-gazeta.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня