Большая ложь о крымских татарах (1)

Post navigation

Большая ложь о крымских татарах (1)

Большая ложь о крымских татарах как информационное сопровождение репрессий против народа

 1. РЕВАНШ АНТИТАТАРСКИХ СИЛ В КРЫМУ В ГОДЫ НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ (1941-1944)

 

Не будем называть намеренной фальсификацией все те ошибочные утверждения, касающиеся крымских татар, появляющиеся в некоторых публикациях. Подобные искаженные трактовки реальных событий являются порой результатом их недостаточной изученности авторами.

Айдын Шемьи-заде с сыном Абдураманом у могилы Эшрефу Шемьи-задеИногда в целом добросовестные авторы недостаток своих знаний заполняют эмоционального происхождения фантазиями, и, начав во здравие, скатываются за упокой. Причиной этому, возможно, является тяжелое наследие пропагандистского импринтинга прошлых десятилетий. Порой человеку даже в зрелом возрасте трудно избавиться от детских страшилок. К тому же болезненно переживаемый факт возвращения крымских татар на родину теми, кто заселил дома и усадьбы изгнанного в 1944-м году народа, стал в известной степени элементом ментальности части русского населения сегодняшнего Крыма.

Я не буду рассматривать все еще часто встречающиеся злобные клеветнические публикации — они недостойны хоть какого-нибудь разбора.

Чтобы иллюстрировать сказанное для начала я выбрал вполне лояльную на общекрымском фоне статью Т. Лопухиной и С. Градировского «Особенности социокультурного преобразования Тавриды и социокультурной переработки крымскотатарского этноса».

Я не собираюсь здесь проводить обширный анализ этой статьи, не собираюсь обозначить все ее ошибки и натяжки, которые так свойственны некоторым русскоязычным авторам, представляющим крымских татар в искаженном свете. Остановлюсь только лишь на разделе «Период 2-й мировой войны: сотрудничество, надежды, депортация».

Здесь авторы начинают со следующей странной фразы: «столь разрушительные в отношении русских территорий (в Крыму это Керчь и Севастополь — русские города-герои) действия как 2-я мировая война почти не коснулись «коренного» населения».

Конечно, такое утверждение не сопоставимо с широко известными фактами. Если речь идет именно «о территориях», то известно, что за связь с партизанами фашисты сожгли на полуострове 127 деревень, из них 105 — крымскотатарских. Кстати, что за русские территории в Крыму? — оказывается это Севастополь и Керчь… (обратите внимание — слово «коренное» взято в кавычки).

А тысячи погибших на фронтах борьбы с нацистами крымских татар, а расстрелянные в гестапо подпольщики из татар, а погибшие партизаны?..

Авторы названной статьи некритично подхватывают появившиеся в печати эмоциональные утверждения, что, якобы, во время оккупации у крымских татар появились надежды «осуществить хотя бы часть своей давней, выработанной еще Первым Курултаем 1917 года программы культурного, религиозного, национально-государственного возрождения, освобождения от установленного с момента российской аннексии Крыма в 1783 году колониального режима, превратившегося с исходом гражданской войны в ненавистный тоталитарный советский режим».

Здесь демонстрируется незнание истории, непонимание событий прошлого!

Прежде всего, неверно писать о том, что колониальный режим превратился «с исходом гражданской войны в ненавистный тоталитарный советский режим».

На самом деле ненавистный и в высшей степени наглый и циничный колониальный строй после революционного 1917-го года и нескольких лет гражданской войны сменился с 1921-го года благоприятной для коренного населения политико-культурной ситуацией!

О катастрофическом положении крымскотатарской культуры в дореволюционные годы можно судить уже по заголовкам глав из книги Арслана Найман-мурза Олешкевича-Кричинского «К истории борьбы с просвещением и культурой крымских татар» (Баку, 1920 г.):

препятствия к открытию новых и расширению старых школ;
гонения на татарских учителей;
противодействие земским татарским школам;
борьба с татарскими просветительными школами;
гонения на печатное слово;
уничтожение памятников старины.

Имперская администрация изымала в семьях старую литературу, вела борьбу с различными библиотечными обществами и с открытием книжных магазинов.

К этому надо добавить продолжающуюся практику отъема земель!

Национальная элита боролась против колониально-имперских порядков, и только с установлением советской власти и образования Крымской АССР крымские татары получили много больше, чем того требовала революционная интеллигенция до революции 1917-го года!

Привожу краткое напоминание об этапах установления советской власти в Крыму:

11-го ноября 1920-го года после бегства врангелевцев большевики окончательно утвердились на полуострове.

14-го ноября формируется новый Крымский революционный комитет, который берет на себя всю власть в Крыму «до избрания рабочими и крестьянами Крыма Советов». В Крымский революционный комитет входили председатель Бела Кун, зам. председателя Гавен, члены Меметов, Идрисов, Лидэ, Давыдов, — то есть из четырех членов двое были крымскими татарами.

В марте 1921-го года была созвана Всекрымская беспартийная татарская конференция, где был поставлен вопрос об отношении к власти. Конференция была представлена в основном сторонниками Курултая и Милли Фирка. Перед открытием конференции были исполнены «Интернационал» и национальный гимн «Ант эткенмен»!

8-го октября 1921-го года ВЦИК утвердил положение «О Крымской Советской Социалистической Республике». Через 10 дней появилось постановление об образовании Крымской АССР.

Государственными языками объявлялись русский и татарский, надписи на них имелись на гербе и флаге автономии.

Вопрос о возвращении в Крым татар, вынужденных при царизме эмигрировать в Турцию и на Балканы, был поставлен на государственном уровне еще ранее в том же 1921-м году на 1-ом Всекрымском учредительном съезде советов.

10-го февраля 1922-го года было принято по согласованию с Москвой постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров Крыма «О татаризации государственных аппаратов и о применении татарского языка в учреждениях республики». В этих целях была образована при КрымЦИКе постоянная комиссия по татаризации советских аппаратов и применению татарского языка в государственном быту в составе Гавена, Фирдевса, Меметова, Чобан-Заде и наркомвнудела.

482 национальных школ было открыто за период с 1-го ноября 1920-го года по 1-ое ноября 1921-го года (ЦГААРК, ф. П- 1, оп. 1, д. 65, л. 82).

Республика 1921-го года была истинно крымскотатарской!

И надо помнить, что её создание не было подарком сонно ожидающему благ свыше народу, — это стало итогом долгой национальной борьбы, кульминация которой пришлась на 1917-ой год! И именно в результате бескомпромиссной борьбы национальных революционеров за права и достоинство своего народа советская власть предоставила крымским татарам значительные возможности для нормального развития.

Создание Мусульманского Ревкома, который организовал созыв Первого Всекрымского мусульманского съезда, организация Крымского Мусульманского Исполнительного Комитета (Мусисполкома), созыв Курултая и учреждение Парламента и Директории продемонстрировали политическую зрелость крымских татар, их способность к мобилизации сил. Не ослабевающие усилия по сохранению структур национального самоуправления в тяжелое время германской оккупации в 1918-м году, в последующие годы, когда крымскотатарские революционеры без разногласий в своей среде сопротивлялись возрождению имперских порядков русскими генералами — все эти перипетии национальной борьбы закалили не только руководителей национального движения, но и сплотили поддерживающие их народные массы. И окончательно установившаяся в Крыму власть большевиков не могла не считаться с этими обстоятельствами.

Политическое и культурное развитие крымских татар, начиная с 1921-го года, превзошло тот уровень, о котором до революции мечтали национальные революционеры старшего поколения.

Далее авторы продолжают демонстрировать полное незнание исторических реалий. Они пишут, что крымские татары надеялись в условиях немецкой оккупации получить возможность хотя бы частичного самоуправления, чего они были «совершенно лишены в Советском Крыму».

Это в предвоенном Крыму у татар не было самоуправления?!

Первым председателем КрымЦИКа был избран латыш Ю.П.Гавен (Дауман), активный участник Гражданской войны на полуострове, председателем Совета народных комиссаров стал казанский татарин С.Г.Саид-Галиев, работавший до этого председателем Совнаркома Татарской АССР. В правительство Крымской АССР (Совет народных комиссаров) вошли три крымских татарина: Х. Чапчакчи — Наркомздрав, И. Мухиддинов — Наркомпрос, Р. Ногаев — Наркомюст.

Из 50 членов КрымЦИКа 18 были татарами. Среди них — лидеры Милли Фирка Бекир Чобан-заде, Амет Озенбашлы, Халил Чапчакчи, а также У.Боданинский — директор Бахчисарайского дворца-музея. (Сеит-Джелиль Хаттат был избран кандидатом в члены КрымЦИК).

Уже в 1930-м году из семи национальных районов пять было татарских — во всех структурах управленцами были крымские татары, делопроизводство велось на крымскотатарском языке. То же самое в почти двухстах сельсоветов Крыма.

Председателем Крымского Совнаркома, как и председателем Президиума Верховного Совета Крымской АССР, как правило, был крымский татарин.

Из одиннадцати депутатов Совета национальностей от Крыма в Верховном Совете СССР шестеро были татарами.

Отмечавшаяся всеми политиками высокая советизированность крымских татар была оправданным фактом.

Политическая элита народа воспринимали возникшие с 1924-го года после смерти В. И. Ленина изменения в национальной политике как свойственные этапу становления факторы. Репрессии конца 20-х годов поколебали оптимистический настрой политической элиты, но не были осознанны населением. Развивалась национальная культура, средства массовой информации на родном языке имели доступ к любому желающему, литература была на подъеме, система образования достигла уровня, о котором при царском режиме не могли мечтать. Представители коренного народа занимали руководящие посты во властных органах всех уровней. Начавшееся раскулачивание коснулось уже непосредственно сельского населения.

 

Однако на руководящие должности всех уровней продолжали выдвигать активистов из числа крымских татар, в городах и селах появились специалисты-татары, получившие образование в институтах и техникумах не только Крыма, но и больших городов Союза. Репрессии 37-го года сопровождались ложной информацией на страницах умножившихся газет, по покрывшей весь полуостров радиосети, так что в массах крымскотатарского населения, помнящего об унижениях и о бесправии в досоветское время, надежда на улучшение жизни не затухала.

Перед войной 1941-го года в Крыму был педагогический институт, два педагогических училища, институт литературы и языка, сотни книжных магазинов, в которых можно было купить книги на крымскотатарском языке. На крымскотатарском языке велось обучение на отделениях Медицинского института, Сельскохозяйственного института и во многих техникумах и училищах республики.

До 1917-го года, как пишет Арслан Найман-мурза, «русская администрация вела борьбу с различными библиотечными обществами и с открытием книжных магазинов. Ходатайство группы татарских общественных деятелей об учреждении в Бахчисарае библиотечного общества поставило на ноги все губернское начальство».
Теперь же только в селах было 800 библиотек, в 263-х колхозах работали клубы, ставшие просветительскими центрами.

Появилось множество самодеятельных концертных и театральных коллективов, а в Симферополе, Бахчисарае и Евпатории работали профессиональные крымскотатарские театры. В Симферополе крымскотатарский театр находился в одном здании с русской труппой.

При немецкой оккупации крымскотатарская труппа была изгнана из здания на Пушкинской улице.

Государственными языками Крымской АССР являлись русский и татарский. Татарскую молодежь из сёл посылали на учебу в рабфаки и вузы. Сотни крымских татар, как уже упоминалось, направлялись для получения высшего и среднего специального образования в Москву и другие города Союза.

В 1941 году на полуострове на крымскотатарском языке издавалось 10 республиканских газет и 2 журнала. Кроме того издавались районные газеты (замечу, что сейчас при крымскотатарском населении численно более высоком, чем в 1941-м году, на национальном языке в Крыму издаются только 2 газеты).

Это к вопросу о том, что, якобы, крымские татары возлюбили немецких оккупантов, надеясь уж теперь-то «осуществить хотя бы часть» программы культурного возрождения.

Как можно утверждать, что немецкие оккупанты, насадившие по Крыму русских глав городских управ, русских старост и русскую полицию, предоставили татарам какое-то самоуправление?!

Есть все основания утверждать, что политическое и экономическое притеснение крымских татар, гонения на крымскотатарскую культуру, ставшие основой политики царизма, возобновлены были в годы немецкой оккупации Крыма в 1941-44 годах и, похоже, продолжались во второй половине XX века людьми идентичной идеологической ориентации.

Какая социально-демографическая ситуация сложилась в оккупированном в 1941-м году Крыму?

Наибольшую склонность и коллаборационизму на оккупированных территориях проявляют, как правило, социальные и функциональные группы, близкие к верхам общества.

Перед революционными событиями 1917-го года русское население Крыма всё больше концентрируется в городах. Этот контингент преимущественно состоял из военнослужащих, чиновников, дворян — им революция несла только неприятности. К тому же известно, что после гражданской войны процентный состав русских в Крыму значительно возрос за счет беженцев из числа высших классов империи. (Я.Е.Володарский, О. И. Елисеева, В. М. Кабузан. «Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков». Москва, 2003. Ин-т российской истории РАН).

В сорок первом году в социальном отношении большинство русского населения Крыма в городах было из губернского чиновничества и застрявших на полуострове беженцев из привилегированных слоев, наводнивших белогвардейский Крым при Деникине и Врангеле. Они приспособились к советской власти, но продолжали ненавидеть её, они ненавидели и русских выходцев из рабочих и крестьян и, конечно же, всех крымских татар!

Именно те самые чиновники и помещики и их отпрыски томились в ожидании германской армии, надеясь после ухода советской власти вернуть свои привилегии, вернуть верховенство над коренным населением Крыма.

Очевиден ответ на вопрос, кто встретил изгнавших советскую власть немцев с радостными надеждами, крымские ли татары, которые помнили усилившиеся при захвате Крыма немцами в 1918 году репрессии, или многочисленные в Крыму представители привилегированных слоев рухнувшей империи, на которых и в 1918-м году опиралась германская власть.

И в 18-м году, и в 41-м немецкие оккупанты находили общий язык с русской общественностью Крыма в её противостоянии с татарами.

Если в 1918-м году германская оккупационная администрация установила контакт с губернским чиновничеством в деле организации гражданской власти в Крыму, то в 1941-м году фашисты нашли общий язык с русскими коллаборационистами — антисоветскими элементами, скинувшими маски и повылазившими из своих нор. Вот уж кто был далек от простого русского населения Крыма, от его готовности бороться против оккупантов!
Таким образом, следует вывод, что в городах Крыма преобладали русские люди из тех слоев, у которых были все основания ненавидеть советскую власть.

Этот контингент представителей привилегированных до революции классов с началом войны воодушевился, ожидая крушения советской власти, которая отняла у них привилегии, отняла всё, что они имели, к тому же дала политические права татарам — за это эти слои более всего возненавидели советскую власть!

Уровень образования и культурная подготовленность у этого контингента русских людей были именно такими, как нужно для сознательного сотрудничества с немцами, которые на протяжении многих веков были привычными для российских высших слоев «культуртрегерами».

Что потеряли с установлением советской власти в Крыму все эти царские чиновники и застрявшие на полуострове беженцы? — всё!

Что потеряло коренное население Крыма с установлением советской власти? — только приобрело!

Нельзя думать, конечно, что все представители высших классов, оказавшихся в Крыму, были рады падению советской власти, но очевидно, что служить немцам пошли выходцы из их среды, а не из среды русских рабочих и колхозников. И пошли «бывшие» работать с оккупационной властью с огромной радостью и с огромным куражом. Сразу же стали издавать газеты, сразу же сформировали городские управы — и, наконец, получили власть хоть и под немцами, но без этих татар! Без этих татар, с их чебуреками и шашлыками, с их перекрывающими все прочие звуки криками муэдзинов! (Узнаете настроения?).

Многопрофильный отряд русских коллаборационистов проявил удивительную прыть, предложив свои услуги оккупантам. Это предложение было фашистами принято.

Падение советской власти законсервировавшимися в Крыму царскими чиновниками и помещиками было использовано, прежде всего, как «антитатарский реванш».

В сентябре 1942 года в оккупированном Крыму начали работать школы. В Симферополе (исследователи пусть подскажут, как обстояло дело в других городах Крыма) городская управа, состоящая из русских чиновников, постановила провести школьный апартеид. Крымскотатарских детей не принимали в «русские» школы, их отправляли в «татарскую» школу. Например, из школы №1 по требованию Симферопольской управы были исключены даже ранее принятые крымскотатарские детишки из проживающих рядом семей! В школе этой обучались русские, украинцы, армяне, караимы — все, кроме мусульман!

Ложью является утверждение, что разделение школ по национальностям проведено было, якобы, по указанию немцев. На самом деле, из русской школы были исключены все ученики из татарских семей по требованию русских чиновников из Симферопольской управы.

В управах практически не было крымских татар — точно так, как не было их в учреждениях Таврической губернии до революции. В Симферопольском городском управлении единственная татарка Ф. Болатукова парадоксальным образом работала начальником отдела культуры.

Вывески на крымскотатарском языке были допущены только в районе массового проживания местного населения. На центральных улицах Симферополя вывески были только на немецком и русском языках.
Бургомистрами и полицмейстерами в городах Крыма были за малым исключением русские:

Севастьянов, Бурцов в Симферополе;
Супрягин, Корчминов в Севастополе;
Токарев, Погорелов в Керчи;
Анжеревский, Пушкарев в Феодосии;
Мальцев, Середа в Ялте;
Епифанов, Салмин в Евпатории;
Хрестофоров, Свищев в Бахчисарае;
Польский, Радченко в Джанкое;
Мустафаев, Тимофеев в Карасубазаре;
Ардышевский, Агаев в Старом Крыму «.

И на этом фоне некоторые историки говорят о преференциях татарам. Какие преференции? Напротив — к крымским татарам пропагандировалось расистское пренебрежение и недоверие!

В выпущенной и распространенной в 1942-м году ведомством Гиммлера брошюре «Der Untermensch» тюркские и монгольские народы Советского Союза названы «недочеловеками». Отдельно причислены к «недочеловекам» почему-то «степные киргизы».

В этой брошюре «недочеловеками» не названы ни славяне вообще, ни русские в частности. Напротив, болгар и словенцев эсэсовцы восхваляют, с сочувствием говорят о русских рабочих, о русских женщинах. («Der Untermensch». Herausgeber: Der Reichsführer-SS SS-Hauptamt. Berlin, 1942).

Те опытные пропагандисты, которые на протяжении многих лет втюхивали всем нам, что нацисты именно славян называли «недочеловеками», преследовали какие-то свои цели. Но в этой брошюре проповедуется расистская ненависть не к славянам, а к тюркским народам!

Соответственно этой идеологии было и отношение нацистов к крымским татарам. А выдумки о преференциях татарам — позже придуманное НКВД идеологическое сопровождение преступного выселения народа!

Во всех сферах существования под оккупационным режимом преференции имели именно русские организации.
Русская администрация под германским знаменем возобновила работу театра. Нацистский штаб пропаганды создал для русского театра все условия, чтобы каждые две недели мог появляться новый спектакль. Также нацисты предприняли усилия, чтобы начали работать русские театры в Ялте и Алуште.

Как уже упоминалось, татарская труппа была изгнана из здания на Пушкинской улице. Но все же артистам удалось получить разрешение на открытие работы крымскотатарского театра. Редкие спектакли проходили в неприспособленном помещении. Репертуар из-за отсутствия материальных средств был крайне ограничен, но состоял из классических пьес, таких, как «Лейля и Меджнун», «Женитьба» Гоголя, «Гамлет», «Отелло».

Надо обратить внимание и на то, что уже с февраля 1942-го года в Симферополе были возобновлены радиопередачи по городской сети, но только на русском языке — и информационные, и концертные.

А как обстояли дела с печатными изданиями?

Некоторых историки и журналисты рьяно изобличают издаваемую при немцах газету на крымскотатарском языке «Азат Къырым» как свидетельство коллаборационизма коренного населения.

Однако при немцах раздолье было именно для русскоязычных периодических изданий! Наиболее значительным из коллаборационистских изданий в Крыму была газета «Голос Крыма» — орган Симферопольского городского управления. Первый номер этой газеты вышел 12 декабря 1941-го года. Тираж газеты быстро рос, достигнув к лету 1943-го года 80 тысяч экземпляров при периодичности три раза в неделю на четырех страницах. В 1943-м году стали выходить и специализированные приложения к этой русскоязычной газете: «Женский листок» и «Молодость», начал издаваться на русском языке журнал «Современник». Добавим к этому еще такие региональные русскоязычные оккупационные газеты, как «Феодосийский вестник», «Евпаторийские известия», «Сакские известия», «Южный Крым», «Вестник Керчи», «Земледелец Тавриды».

В свете вышесказанного возмущенное закатывание глаз и брызгание слюной при упоминании нищей газетенки «Азат Къырым» выглядит как плохой спектакль.

Двухстраничная «Азат Къырым» стала выходить раз в неделю только с 11 января 1942-го года, и она оставалась единственной оккупационной газетой на крымскотатарском языке. В дальнейшем «Азат Къырым» стала выходить дважды в неделю на четырех страницах, и тираж её достиг 15 тысяч только летом 1943-го года — сравните с тиражом «Голоса Крыма» в 80 тысяч при выходе три раза в неделю, да еще и с приложениями!

Обратим внимание на тот факт, что работа по организации газеты проводилась не по инициативе мусульманского комитета, а по инициативе немецкой пропагандистской службы Voraustrupp U2. Мусульманский комитет получил газету уже почти готовой (Науковi записки, вып. 31. Киiв, 2006).

С июля 1943 года началось издание крымскотатарского журнала «Ана Юрт» («Отчий дом»), успело выйти только несколько номеров.

И по угодному немцам содержанию «Азат Къырым» был бледной тенью русскоязычных газет. Хотя и в «Азат Къырым» были восхваляющие нацистов тексты, но, как отмечают исследователи, «Азат Къырым» с самого начала демонстрировал приверженность к национальным проблемам, пронемецкие тексты были вынужденными [Н.В. Яблоновская. Проблема крымскотатарского национального возрождения на страницах газеты «Азат Кърым» (1942-1944). Культура народов Причерноморья, 2005. N62].

«Голос Крыма» печатал материалы следующей направленности. Его первая и вторая страницы состояли из двух типов статей: порочащих советский строй, советских государственных, военных и научных деятелей и, наоборот, восхваляющих немецкий «новый порядок», успехи германской армии.

Восхваления Гитлера и здравицы в его адрес был в каждом номере «Голоса Крыма».

Кроме того, на этих страницах помещались сводки с театров боевых действий, международные новости (обычно, переводы из немецких газет), речи Гитлера и других видных нацистов, а также их биографии.

Также газета «Голос Крыма» публиковала приказы о расстрелах жителей Симферополя с указанием их фамилий и совершенных преступлений.

Начиная с марта 1943 г., особое место на ее страницах заняла тема так называемого «власовского движения» и Русской освободительной армии (РОА).

Пропагандистские тексты в русских газетах были такого типа: «Надо положить конец чудовищному преступлению Сталина, продолжающему гнать на смерть миллионы людей за власть жидов и английских лордов. Будем драться за свободную счастливую обновленную Россию без эксплуататоров и жидовских палачей. За тесное содружество двух великих наций! За нашу совместную победу с Германским народом!».

Или такого: «Чтобы добиться победы над Советским Союзом, нужно ввести в бой против Красной Армии военнопленных. Ничто не подействует на красноармейцев так сильно, как выступление русских соединений на стороне немецких войск…».

 

Айдын ШЕМЬИ-ЗАДЕ

(Продолжение следует)

 

 Дополнительные матералы по теме:

 

БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ О КРЫМСКИХ ТАТАРАХ (2)

БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ О КРЫМСКИХ ТАТАРАХ (3)

БОЛЬШАЯ ЛОЖЬ О КРЫМСКИХ ТАТАРАХ (4) 

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня