Шесть лет назад перестало биться сердце Поэта и Патриота

Post navigation

Шесть лет назад перестало биться сердце Поэта и Патриота

Памяти Сеитумера Эмина

Сеитумер Эмин для меня не просто имя одного из классиков крымскотатарской литературы второй половины двадцатого столетия. Это не только имя одного из активных участников национального движения крымских татар, представителя первого поколения инициаторов борьбы за возвращение на родину, восстановление всех прав и состояний моего репрессированного народа.

Сейтумер ака — это и живая, полная ярких и оживляющих сердце картин и образов прошедшего, память о необычном, одновременно и стойком, и ранимом человеке. Это звучащий в памяти и узнаваемый с первых мгновений голос. Это его откровения и умолчания.

Это — ЧЕЛОВЕК, СООТЕЧЕСТВЕННИК, УЧИТЕЛЬ И СОРАТНИК.

Его сердце перестало биться в день весеннего равноденствия — 22 марта 2004 года. Прошло уже шесть лет.

Попытаюсь вспомнить и рассказать о нём, прежде всего, как о поэте, чьи строки были мировоззренческим оружием в арсенале национального движения, воспитывая и укрепляя в читавших и слушавших их соотечественниках любовь к Родине и предкам, традициям и культуре.

Он оставил после себя много долгоживущих стихов как на родном, так и на русском языках.

Напомню, Сеитумер Гафарович Эминов родился 15 мая 1921 года в селении Албат:

«Догъдым мен мавы танъларда,

Чокъракълар шырылдап акъкъанда дагъларда

Далгъалар шыпылдап ургъанда ялыгъа.

Зюмбюллер ачкъанда багъчалар, багъларда,

Хыдырлез куньлери Албатта.»

( Я родился, когда озарены рассветом,/ Родники из земли появлялись на свет./

Море к скалам волну посылало с приветом,/ И украсил леса гиацинтовый цвет./

Это было в Албате, в Бельбекской долине/В дни, когда миновал древний праздник весны…)

Его детство и юность прошли на благословенной родной земле, молодость — на фронтовых дорогах, в госпиталях и партизанских лесах Крыма:

«Возьми война, обратно свою ношу.

Всю свою тяжесть забери до грамма.

Возьми война все дни свои и ночи.

Верни мне юность. И верни мне маму.

 

То же он написал на родном языке:

«Дженк,/ Сен меним де юрегимни яраладынъ,

Беляларгъа къалдырдынъ,/ Анамны алдынъ…

Кечкен гедже ве куньдюзлерни къайтарам санъа,

Анамны, яшлыгъымны къайтар манъа!»

 

В спецпоселениях Средней Азии:

«Эр шейни джойдыкъ бизлер о куньлерде.

О вакъыт дерьялар козьяшнен толды.

Тек намус-виджан къалды юреклерде.

Чокъ инсанлар вакъытсыз телеф олды —

Къайтмадылар Санъа, Азиз Ветан!»

( В те дни всё потеряли с родиною мы,/ И реки плача половодьем слёз текли.

И только совесть нашу сберегли в сердцах,/ И память скорбную об умерших в песках,

О невернувшихся к Тебе, моя Отчизна!…)

 

В годы зрелые — в Узбекистане, затем в Новороссийске (где построил дом,

из окон которого было видно родное Чёрное море):

«Серебрятся тихим утром/ листья стройных тополей.

Здравствуй, солнце! Здравствуй берег/ лучшего из всех морей!…

Сколько б я ни жил на свете,/ навсегда в душе моей

море Чёрное, родное,/ лучшее из всех морей.»

На восьмом десятке он вернулся в родной край, где успел сделать немало доброго…

Его многогранное поэтическое наследие запечатлено в таких книгах, как «Опалённые волны» (1977), «Дорога» (1980), «Голоса» (1984), « Горы» (1984) -на русском языке, в поэтических сборниках «Беяз чичеклер»(Белые цветы), «Атешли куньлер» (Огненные годы), «Меним сесим» (Мой голос)- на крымскотатарском.

Его стихи, литературная проза, очерки публиковались в журналах «Московская поэзия» (Москва), «Звезда Востока»(Ташкент), «Кубань»(Краснодар), «Йылдыз»(Ташкент,Симферополь), «Kalgaу»(г. Бурса, Турция), в газетах «Ленин байрагъы», «Советская Кубань», «Новороссийский рабочий», «Достлыкъ», «Крымские известия», «Янъы дюнья», «Арекет», «Крымская газета» и других.

В одном рассказе невозможно отразить и охватить всю глубину и ширь поэзии Сеитумера Эмина. Попытаюсь обозначить темы родины, войны, национального движения.

Родина начинается с образов мамы, отчего дома, родного селения, лесистых гор и скал. Эти образы в таких стихотворениях, как «Аналар акъкъында баллада» (Баллада о матерях), «Ах эвлядым» (Ах, дитя моё), «Къайда долансанъ да» (Где бы ты ни был), Мгновения весны», «Камни детства», «Горы». Все образы и символы, озвученные поэтом, сливаются в многоцветную картину-образ Родины, с которой он был разлучён полвека, о которой тосковал, за которую боролся, к которой шёл через преграды и вернулся:

«Я б не писал о родине своей,/ Я б не писал, когда б я был безродным…»

Море, омывающее Крым со всех сторон, является у С. Эмина одним из главных символов Родины. В стихотворении «Каракумы» (посвящённому ветерану партизанского движения в Крыму, одному из зачинателей национального движения Джеббару Акимову) этот образ особенно пронизывающий:

«Не сломают ни боль,/Ни горе,/Не убъёт мою душу/страх…

Издалёка/Чёрное море/ Слышу я/ В этих чёрных песках.

И пока ты шумишь/на свете,/ветром в парус тугой/дыша,

и при жизни,/ и после смерти/ не погаснет моя душа.»

О чём, вспоминал он на новороссийском берегу, всматриваясь в горизонт,

за которым была скрыта Отчизна?

«Я воздух морской,/ задыхаясь,/ глотаю.

Отчизна! Любимая с детства/ земля!

Над бухтой/ не белая чайка/ взлетает.

Взлетает/ крылатая юность моя…»

Жизнь Сеитумера Эмина, как и всего поколения его сверстников, всего крымскотатарского народа была разломлена надвое войной и выселением 18 мая 1944 года. Он нёс в своём сердце боль по разрушенному бытию народа, потерявшего в результате изгнания из родного края, в первые полтора года нахождения в спецпоселениях, около половины своих жизней. Об этом многие его строки:

«Къыркъ дёртте, алевли еллеринъ юзюмни якъкъанда,

Сен мени тек ольдюрмединъ, Бекабад!

Сырдарья сувларнен толып-ташып акъкъанда,

Бир ютум сув биле бермединъ, Бекабад!

… Ёкъ, унутмадым сени, афатлы Бекабад!

Мезарлыкъ олдынъ эджельсиз халкъыма.

Юрегим къалтырар сени анъгъанда, Бекабад!

Нелер, нелер кельмез бугунь акълыма!…»

(из стихотворения «Бекабад», 15.5. 1987г.)

«Окюрди он секиз майыста поездлар —

Эв-баркъсыз къалды сабийлер, аналар.

Ябаний коклерде сёндилер йылдызлар.

Аля эп бизлерни лянетнен анъалар.

Сепильдин Уралгъа, къумларгъа, миллетим,

Ач-чыплакъ хорландынъ — азаплар чектинъ.

Ватансыз ве акъсыз къалдын сен бир етим,

Комендант огюнде баш эгдинъ, чёктинъ.»

(из ст. «Козьайдын беклерим» 1987 — 1988г.г.)

 

Сеитумер агъа участвовал в народном движении не только как один из организаторов политической работы или представитель народа, но и как писатель- поэт, прозаик, публицист. Им созданы много стихов на крымскотатарском и русском языках, являющихся призывом к пробуждению национального самосознания и инициативы, посвящённых родной земле, её подвижникам и героям.

«Юрегим эфкярнен гудюрдеп алгъанда,

Озюмни туталмай чокъ шейлер айтам.

Тиз чёкем, миллетим, мен сенинъ алдынъда.

Асырлар кечирген куньлерге къайтам:… …

Кечтилер афатлы, азаплы о йыллар.

Сен, Кене турдынъ тирелип аякъкъа,

Багъыра-чагъыра адынънъы анъдылар.

Къайтырмыз иншалла анна-топракъкъа!»

(из ст. «Козьайдын беклерим» 1987 — 1988г.г.)

вариант перевода:

(Когда сердце моё от волненья клокочет,

Не могу удержаться от искренних слов:

«Я колени склоню, мой народ, пред Тобой,

Поражаюсь я трудной Твоею судьбой.»

Те ужасные, трудные годы прошли,

Ты ожил и воспрянул для правой борьбы.

Твой призыв и порыв прорвались до Кремля,

Дай-то Бог- мы вернёмся в родные края.)

Ныне здравствующие активные участники национального движения крымских татар, проживавшие в 1980-е годы в Новороссийске и других населённых пунктах Краснодарского края помнят его как безотказного участника всех инициатив, успевавшего участвовать во всех событиях, будь то экстренная или плановая поездка в Москву, Краснодар, Казань или в Крым, участие в митингах (которые в 1987-1990г.г. регулярно проводились в Новороссийске, Тамани, посёлке Нижнебаканском, в Крымске, Геленджике, Абинске…), организация и проведение собраний, соотечественников, участие в «Таманском походе»…

Несмотря на почтенный возраст Сеитумер Эммин был неукротим и полон энергии, жизнерадостности и юмора. Мы, тогда 25-30 летние, многому научились у него…

На фасаде монумента, установленного на Набережной г. Ялты 18 мая 2004 г. в связи с 60-летием выселения крымскотатарского народа и в память о жертвах геноцида 1944г. высечены строки из стихотворения С. Эммина «Сен олмасанъ»:

Сен олмасанъ

Не Ялта бар,

Не денъиз бар,

Не Ада!

Сен олмасанъ,

Азиз халкъым,

Кимге керек

Бу дюнья?

Прошло уже шесть лет. Порой кажется, что мы не виделись целую вечность. Но вдруг ощутишь, что он рядом — и память воспроизводит его голос, движения, образ. И звучат его нетленные строки:

Мен емин-ант этем:

Сыранда къалам.

Ольсем де, къалсам да,

Яшар несилим!

Мен сенден кучь-къуввет,

Ильхамлар алам.

Яша сен, миллетим!

Бу меним истегим!

 

Асан ХУРШУТОВ,

Ялта

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня