Забытый Узбекистан: малоизвестные факты

Post navigation

Забытый Узбекистан: малоизвестные факты

Крушение СССР разлучило многие народы, но узбеки и таджики, слава богу, еще остаются реальностью нашей повседневности. 

Большие массы скромных, безответных молодых людей, отличающихся трудолюбием и внешним видом, порой, раздражает «русскоязычных» граждан, но… Но ученые и политики понимают, что без их вклада экономику и демографию Россию ожидали бы гораздо более трудные времена. Большинство наших граждан строят свои представления об Узбекистане именно на примере этих «гастарбайтеров» и попрошаек, представляя грязную страну с глинобитными домами и женщинами в парандже (как в фильме «Белое солнце пустыни»).

Но, примерно, также строятся представления и о нас за границей.

Надо сказать, что подобные убогие стереотипы оказали влияние и на мое представление об этой стране, несмотря на то, что в детстве родители возили меня в Самарканд, что оставило глубочайшее впечатление об этой древней культуре на всю оставшуюся жизнь. Каково же было мое раскаяние, когда я вновь вплотную познакомился с обстановкой и жизнью в этой молодой стране с древнейшими корнями.

Материал, с которым мне пришлось встретиться, оказался настолько необычным для наших стереотипов восприятия, что я решился поделиться некоторыми своими наблюдениями, тем более что все большее количество жителей Татарстана и соседних республик выбирают это направление для своего отдыха. К тому же молодежь почти ничего не знает из того, что было ранее общеизвестно.

Все-таки здорово из морозной Казани и унижения аэропортов очутиться в солнечной и теплой стране! Самолеты «боинг» комфортны, уши в них не закладывает, небесный обед чрезвычайно обилен, а процент технических неполадок самый низкий среди стран СНГ.

Неприятности только в длительности паспортных проверок. В республике доброжелательная психологическая атмосфера, жив русский язык и многочисленная татарская диаспора.

Первым и базовым постулатом для оценки экономики и политической обстановки в Средней Азии должен стать полный отказ от стереотипа о нищей и обездоленной республике, которая, будучи оторванной от сосков России-донора, испытывает упадок экономики и оттуда бегут люди, стремясь стать «гастарбайтерами» в России. Во-первых – не бегут, а выезжают на работу, стремясь обязательно вернуться домой.

Во-вторых, они в России (в отличие от Европы) – не гости, скорее напротив. Образование узбекского народа можно расценивать как следствие одного из последних завоеваний степных татар, которых жители Самарканда и Ташкента в то время звали «узбеками». То есть, наша земля (в т.ч. и вся Россия) для них ничуть не менее родная, чем для других (якобы «коренных») народов. Мы осознанно не останавливаемся на большой условности советского деления народов на этносы, чтобы нечаянно не оскорбить чьих-либо национальных чувств.

В самом Узбекистане есть несколько аспектов и оттенков НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА.

В этой стране от 25 до 27 млн. чел. населения, кроме того, плотные и многочисленные узбекские анклавы проживают во всех соседних республиках, являясь своего рода «хуацяо», агентами экономического и политического влияния. Все соседние республики бывшего СССР уступают Узбекистану по численности населения и экономической мощи. Афганистан, возможно, не уступает по численности, но весь его север контролируется «узбеками» — основой сил «Северного альянса». Мы с пониманием относимся к мнению некоторых аналитиков, которые называют Узбекистан «региональной державой».

Для непосвященных следует также же пояснить, что попрошайки и воришки на наших улицах – это не узбеки и не таджики, как мы по простоте своей считаем. Это особая каста или группа, которую некоторые относят к цыганам. В средней Азии их называют люля и даже у нас, расслышав это обращение к себе, они, в один миг на глазах теряют вид респектабельных граждан, взгляд утрачивает твердость, приобретает виноватый и униженный вид, как у загнанного вора.

О самих узбеках мне сообщили, например, что в рамках титульной нации выделяются два основных массива: узбеки-тюрки и узбеки-таджики. Об этом не принято говорить (и многие местные русские, например, даже и не знают об этом), но совокупность косвенных данных подтверждает эти сведения. Некоторые полагают, что именно вторые обладают наибольшим влиянием в республике. Именно фарси-терминология отличает узбекский литературный язык от языка окружающих тюрков. Возможно, поэтому Узбекистан не спешит ускорять пантюркистские тенденции в регионе. Хотя подобным настроениям и пытаются, вероятно, способствовать турецкие представители. Все это проявляется, например, в письменности.

Нас, например, может несколько разочаровать отличие узбекской «латиницы» от алфавитов других тюркских алфавитов, но этому имеются рациональные объяснения в т.ч. в особенностях этнического состава нации. Поэтому и соседствует «латиница» с «кириллицей» на разных языках.

Татары. Татары в этой стране окончательно утратили былые лидирующие позиции во всех отраслях, где ранее они были очень заметны. Татарам припомнились и непобедимые «татбригады», и их усердие в советизации Средней Азии.

Огромный поток эмиграции перестроечного и постперестроечного времени вытеснил массы татар в Крым, Поволжье, Москву и Питер. По утверждению, некоторых из них, они испытывали давление. Однако, сейчас, когда все давно устоялось, после спокойного анализа, у нас нет оснований заявлять, что это давление было продиктовано намерениями и политикой верховной власти. В настоящее время значительное количество молодых татар имеет желание выехать в Татарстан на ПМЖ или заработки. Нередки татаро-русские и татаро-узбекские браки.

В Средней Азии еще часты многочисленные анекдоты и поговорки про татар, которые давно забыты в Поволжье. Есть и мотивы известных легенд, утраченные в Татарстане. Так, например легенда о собаке, принесенной в жертву при основании Казани имеет вариации не только у финских татар, но и у узбекских (эмигранты былых времен из района Самары). Этот сюжет отнесен ими к «Хан-мечети», которая чудесным образом перенеслась за город при захвате города инородцами. Более того, меня спрашивали старики: стоит ли Хан-мечеть? Как им нужно было ответить? Я сказал, что стоит, имея в виду Кул-шариф.

Жалобы на притеснения по национальному признаку можно услышать от русских, ранее выехавших из республики. Но, в то же время, мы с удивлением узнали, что в настоящее время большое количество русскоязычного населения пытается переехать или вернуться в Узбекистан. И некоторым «репатриантам» отказывают. Выяснилось, что эти «вынужденные переселенцы» и «беженцы» назвались таковыми, чтобы получить подъемные и иные средства по российским программам помощи соотечественникам. Для этого они писали в заявлениях о притеснениях со стороны властей и национальной политике в Узбекистане. Мне кажется вполне оправданным, что таким людям отказывают в возвращении. Это честно.

При общении с русскими в крупных городах мне приходилось слышать жалобы некоторых из них на былые претензии и ругань в их адрес, но никто не мог утверждать или предполагать, что это было частью национальной политики. В ряде случаев выяснилось, что это была спонтанная реакция населения в период обретения суверенитета. Но это было везде. Но в Узбекистане не было ненависти к России и полного неприятия ее культуры.

За независимость Узбекистан не боролся. Его просто бросили ведущие республики бывшего СССР, в которых и располагались головные предприятия технологических цепочек. Множество заводов разом оказалось не нужными или убыточными. Все нужно было начинать с нуля с большими затратами ресурсов.

Примечательно, что никто из русских собеседников не жаловался на соседей по махалле (среда обитания большинства граждан). Отдельные случаи экстремистских выходок, как правило, были делом рук пьяной пауперизированной неустроенной молодежи. Их довольно быстро привели в чувство. К тому же, вскоре выяснилось, что и русские кадры и русский язык республике нужны, как, впрочем, и связи с российскими предприятиями. Ныне русский язык общеупотребим, сохранив функции языка межнационального и делового общения, язык перехода на официальный тон, отчасти, язык искусства… и блатного жаргона, по которому безошибочно можно определить национальность в толкучке крупного города.

Есть русские школы, ВУЗы и факультеты в ВУЗах. В книжных магазинах продаются книги на русском языке и переводы русских авторов. Как оригинально звучит, например, известное произведение «Усто ва Маргарита»!

Многие из русских не желают и слушать о возможности переезда на территорию Российской Федерации. Русские Узбекистана в массе своей, заслуживают подлинного уважения: почитают местные обычаи и законы, деловиты, работящи и многие – не пьют. Интересно, что некоторые руководители предпочитают иметь русских водителей, секретарей и других сотрудников, отдавая им предпочтение перед узбеками. На некоторых работах русский специалист нередко оценивается как более порядочный и надежный.

Евреи в крупных городах Междуречья фиксируются не первое тысячелетие, они органичны, причем, традиционно имеют свои районы проживания, делая их, тем самым, престижными и дорогими. Их роль в экономике скорее положительна, нежели отрицательна.

Имеются еще некоторые особенности горского населения, жителей Ферганы и пр. Я обратил внимание на то, что до сих пор жива особая ментальность и самоидентификация жителей бывших территорий Хорезма. В низовьях Амударьи, подчас, можно услышать: я – хорезмиец.

В древней культуре Средней Азии оставили свой след десятки цивилизаций, следы некоторых из них (Китай, Иран, Армения) можно, при желании, проследить и сегодня.

У них — промышленный и строительный бум (насколько уместно это определение в условиях мирового кризиса). Только в этом году запущено четыре завода. Они, конечно, уступают советским заводам по масштабам и численности, но они эффективны, гибки и включены в систему экономических отношений. Прирост промышленной продукции в прошлом году составил 4%, в этом должно быть около 6%. Это в условиях катастрофического недостатка нефти и нефтепродуктов, а также отсутствия «халявного» источника поступления валюты (типа, например, Байконура, или участка» Транссиба» у Казахстана). Даже ничтожные объемы собственной нефти перевозятся теперь автоколоннами по пять машин с милицейской охраной спереди и сзади, повышая, тем самым, ее себестоимость.

Зато он выпускает свои машины «ДЭУ» и «шевроле» самых разных классов.

Узбекистан занимает, кажется, 28 место в перечне государств, имеющий автопром. Примерно на таком же месте он находится в списке стран, обладающих золотым запасом.

В областных городах происходит масштабная перестройка центральных микрорайонов: основные улицы и дороги расширяются, здания строятся с учетом новых технологий, веяний дизайна и собственных традиций.

Я понимаю, что так надо, но для меня, лично, это неприятно: что такое голые улицы, например, Самарканда при +40 °С. К тому же «Новоделы», к сожалению, не хотят понимать, что валюта платится не за современные здания, а за шарм старинных уютных улочек. Турист не будет ехать за 3 или 10 тыс. км для того, чтобы посмотреть пластик нового здания банка или фонда. Лишь аромат и впечатления старых кварталов с древними камнями и толстыми, в несколько охватов кленами (буками, тополями и пр.) составляют тот шарм, за который будут платить любитель экзотики. Это повсеместная картина на постсоветском пространстве (кроме Прибалтики). Наши «бизнесмены» и не запад и не восток: в мире давно просчитали, что прямая и косвенная стоимость взрослого дерева дороже большого дома.

Говорят, что в центре Одессы остались улочки и даже дворики старого города.

Бросаются в глаза типовые четырехэтажные дома типа «хрущевок» со ставнями-жалюзи.

В центральных областях, которых я побывал, доро?ги очень неплохого качества, к тому же, их «пробки» почти незаметны. Возможно, сказывается и регулировка и разумная организация движения. Транспортные линии дублируются. Например, из Ташкента в крупные города выгоднее ехать на скоростной электричке, чем на машине. Недороги и внутренние авиаперелеты. Однажды мне посчастливилось около получаса ехать по отличной трассе из Самарканда в Ташкент и не увидеть ни одной машины! Много постов и блок-постов милиции, причем, проверяют направленно и личные документы пассажиров, и экологичность. «Гаишники» руководят красными жезлами, а на автострадах часто можно встретить их изображения.

У них больший процент машин ходит на газе, и с ним связаны свои уловки заправщиков.

По слухам, Узбекистан выпускает не только свои танки и самолеты (сборка?), но и ведет разработки совершенно новых систем «обычных» вооружений. На базе филиалов бывших советских институтов и производств, он пытается строить свою научную и промышленную стратегию в сфере ядерной энергетики. Но возможно ли это? Один из бывших сотрудников бывшего филиала одного московского центра весьма скептически оценивает такую возможность.

Сельское хозяйство и экологическая катастрофа

Экология это постоянный фронт наших южных республик.

Узбекистан – страна, получившая в наследство несколько экологически проблемных зон. К тому же весь Узбекистан хронически страдает от недостатка воды. В районе бывшего Аральского моря эта проблема стала катастрофой мировой значимости. Именно мировой. К сожалению, в погоне за мелкими собственными выгодами мы разучились не только сострадать, но и моделировать события. Между тем, исчезновение Аральского моря само по себе КАТАСТРОФА. Но она вовсе не локальна: усушение и разогрев больших масс воздуха и земли сказывается на состоянии мирового климата, а пыльные и соляные бури с каждым годом становятся все мощнее, достигая и сибирских областей и районов Индии.

Создается впечатление, что жизнь вокруг бывшего Арала теплится лишь на мировых грантах и денежных субсидиях международного банка. Ежегодно собираются крупные конференции и симпозиумы. Многие в Узбекистане думают, что «мировые светила» способны что-то решить. Толковые решения давно есть, но для их осуществления необходима воля и концентрация усилий. Это тоже понимают. В таких случаях нередко вспоминают былую советскую власть с ностальгией. Ни у кого нет сомнений, что при советской системе подобные масштабы катастрофы были бы невозможны.

А пока в Ургенчской округе и Нукусе продолжается засоление почв. Продукты местного растениеводсва – с привкусом соли. Деревья не растут, лишь пустынная акация растет до возраста 5-6 лет.

Узбекистан – страна, где культивируется и высаживается в крупных масштабах саксаул. Имеются саксауловые плантации, белый саксаул, черный саксаул, карагач. Десятки тысяч гектар песков засажены этими странными деревьями (при смещении песчаного бархана дерево свисает на мощном корне, «поджидая» очередной «дом»). При плотности в 500 деревьев на га, посадки уже способны удерживать барханы и между ними высаживают иные растения. Но требуется засадить десятки миллионов га.

К сожалению, саксаул и карагач не только сложные для рассадки растения, но и единственный в пустыне источник огня. Несмотря на запреты, пастухи рубят саксаул для обогрева, зная о высокой его степени тепловыделения. И делают при его помощи совершенно экзотические блюда. Например, туркменский «бялиш» с начинкой из рубленного мяса, который печется прямо в песке под углем из саксаула. Для того, чтобы летом испечь яйцо, вообще, ничего не нужно – достаточно положить на песок.

Рыбоводство

Аму-Дарья до бывшего моря не доходит. Нет Арала, нет Аму-Дарьи (в низовьях) значит, нет и знаменитой рыбы. Она есть выше, в т.ч. и в каналах. Причем, амурские виды рыб, привезенные для очистки каналов прижились и стали вырастать до необычайных размеров. Но экологический дисбаланс проявился и здесь. Приведенные извне виды («змей-голова» из Китая) подчас, оказывались врагами местных и которые стали исчезать. Зато, неведомо откуда (из Амазонки?) появились рыбы скарофурунгис (?) с иглами, напоминающими рыболовные крючки. Взять такую в руки – полное безумие. То же с птицами: ученые подметили большую эффективность афганского скворца в борьбе с вредителями. Привезли. Он, действительно поглощает всех тварей. И всё съедобное, в т.ч. и яйца других видов птиц. Эти и другие проблемы были заложены еще при социализме огромным Советским Союзом, а решать приходится относительно слабым республикам.

Да, в Нукусе, конференции, мировой банк… Но, как мне кажется, на организацию и содержание этих и других вспомогательных структур средств уходит не меньше, чем на создание непрерывного ливня над Аралом или постройки солнечных электростанций на пустынных площадях…

Такая задача была под силу Советскому Союзу, но может быть, со временем технология поможет сделать это Узбекистану. А пока он копит зимой воду, ругаясь с соседями, поэтому наиболее явные его успехи – в селекции.

Трудолюбивый узбекский народ получил в свое распоряжение достижения селекционеров, и теперь бабки на улицах и рынках торгуют лимонами, мандаринами и ананасами со своих огородов (как у нас семечками и капустой). Подрастают банановые «деревья».

Для озеленения улиц в городах чаще высаживают особые сосны и что-то типа туи.

Внешняя политика

Все вышеуказанное позволяет более взвешенно оценивать внешнеполитические действия Ислама Каримова.

Споры с соседями обусловлены, в основном решениями еще советского периода, когда, с целью «подровнять» экономики среднеазиатских республик, часть районов была передана от одних республик к другим. Тогда это было не принципиально. Теперь все эти анклавы и выступы – поводы к международным конфликтам. Очень серьезные споры идут из-за воды, коммуникаций, электричества. Опытные политики нередко с теплом вспоминают советское время, когда эти споры были бы решены одним росчерком пера. Теперь они, зачастую, неразрешимы, так как речь идет о международных границах и интересах независимых стран. Причем Москва вынуждена в любых спорах вставать на стороне Казахстана.

В то же время усиливался напор радикальных исламистов, условно именуемых как ваххабиты.

Американцы просчитали потенциал Узбекистана, и, по-американски просто и деловито решили сделать его своим форпостом. Осел с золотом, по утверждению папы Александра Македонского (не следует забывать, что именно в этом регионе «непобедимые» войска Александра Македонского, как и иных великих полководцев были разбиты и отброшены), быстрее возьмет крепость, чем самое могучее войско. Американцы были допущены в регион. Но обещанные финансовые вливания в должном объеме не поступали, а после попытки осуществления «оранжевой революции» быстро привела их политику в Средней Азии к краху. От их услуг Узбекистан отказался и вновь был принят курс на сближение с Россией и ОДКБ. Однако, по утверждению некоторых осведомленных лиц, представители Российской Федерации вскоре также начали чувствовать себя полными хозяевами в регионе, произвольно решая давние споры, вплоть до угрозы применения силы. Именно так, например, восприняли в Узбекистане действия российских военных при споре Узбекистана со своими соседями (Казахстаном?) за пограничный нефтеносный участок.

Также последовали некие события в ходе совещания глав в г.Оше. По слухам, И.Каримов оценил эти действия как угрозу своей жизни и попытку государственного переворота. Он выехал в Ташкент на турецком самолете, через Турцию. По возвращении он выразил неудовольствие российским военным.

Особенности внутренней политики

В настоящее время наиболее опасным силовым противником остаются «ваххабиты». Однако, что парадоксально, в этой традиционно исламской республике у них практически нет шансов закрепиться в населенных пунктах, нет массовой среды, на которую можно было бы опереться. Религиозный радикализм уже не присущ обществу, и для его разжигания нужны многие годы очень больших усилий. Общество не принимает их, осознавая опасность радикализма своим интересам.

В этом отношении очень существенное значение имеет образование, давно утраченное в Европе: городская община – махалля. Самоуправление «опущено» у них на уровень этой общины. Совету махали подчиняется и участковый, ее требования обычно беспрекословно утверждает и районное управление (от них зависит успех на выборах). Жители ее, практически, постоянно находятся под контролем. Для махали характерно сохранение элементов обычного права и стремление к порядку («в Багдаде все спокойно»), поэтому чужой человек сразу выявляется, а преступник – вытесняется. Конечно, в любой системе есть недостатки, но плюсы древней организации – несомненны. В том числе и в сфере правоприменительной. По слухам, во время моего отдыха была сходу выявлена еще одна группа радикалов, облава на которых привела к очевидным результатам: часть группы была задержана, а лидеры погибли, бросившись с моста на бетон.

Управляемость в республике очень хорошая. Вопрос с пиротехникой, например, был решен за один день. В республике и на границе было изъято сразу 18 тонн пиротехники и определено наказание чиновников за продажу и применение пиротехники сразу на нескольких уровнях. Проблема 2010 г. решена.

В республике почти нет автокраж и краж из машин. Причина – ВМН. Результат налицо.

Наука и образование

Мне трудно что-то говорить о науке в целом, но в средневековой истории они работают примерно в тех же направлениях, что и наши историки, только осмысливать им надо не одну, а три тысячи лет, как минимум. Ими сделан ряд новых находок и новых переводов восточных источников и в этом направлении равных им на постсоветском пространстве, наверное, нет. В древних хранилищах еще имеются необработанные списки книг и свитков. Их находят и готовят. Как мне показалось, одной из наиболее развитых отраслей гуманитарных наук является языкознание. В Ташкенте, например, имеется два института востоковедения и «Институт мировых языков».

Утверждают, что в республике завершилась перестройка и переоснащение школьной системы. Действительно, обращает на себя внимание, что очень часто лучшими зданиями в поселках и многих городках являются не только дворцы ГАИ, но и «простые» школы. В селах новые школы выделяются особо. В этом отношении вспоминается материал времен ВОВ: немцы, напавшие на Советский Союз в 1941-м г., сразу же заметили, что повсеместно лучшими зданиями были школы, и это очень существенно сказалось на оценке ими нашей страны и ее перспектив. Да и Рейган, в свое время, указывал причиной неизбежного перспективного проигрыша США в противостоянии с СССР абсолютное превосходство советской школьной образовательной системы (автор твердо убежден, что основной причиной развала СССР явились субъективные обстоятельства).

Премьер-министр Ш. Мерзияев (несколько раз в месяц) и сам И.Каримов (несколько раз в год) лично поверяют и принимают наиболее значимые объекты.

Жизнь и жизнеобеспечение

Проезд в автобусе в Намангане 200 сум (менее 3,3 руб), в Ташкенте – 400 (6,6 руб). Цена газа для жителей — 50 центов (дешевле только в Туркмении). Принята программа обеспечения молодых семей на селе жильем «под ключ» с погашением 30% за счет государства и рассрочкой на 30 лет.

Туристические объекты

Их описания легко найти в Интернете. Прямые международные рейсы отвезут любого в Самарканд, Бухару, Наманган, Фергану напрямую, минуя Ташкент. Стараться увидеть все сразу, наверное, нецелесообразно. Это все равно, что просмотреть за один раз все залы Эрмитажа: все впечатления будут смазаны. Ориентировки о музеях и красотах представлены на соответствующих сайтах, но некоторые наши собственные наблюдения, наверное, будут интересны и другим.

Интересны, например, следы кладки стен древнего Афросиаба или неких построек у могилы пророка Даниила, проявляющиеся в обрывах на глубине 15-20 м! Это особо впечатляет, если сравнивать с глубиной культурного слоя на раскопках булгарских или русских городов. В таких местах становится очевидно понятие «древность».

Некоторые комментарии гидов те же, что и 35 лет назад, но кое-что изменилось, а кое-что они скрывают. Так, например, в Самарканде в Шахи-Зиндане говорят, как правило, о мавзолеях Тимуридов, не упоминая уже, например, о караханидах и иных династиях. Несколько изменились и описание легенд. Афросиаб (чать древнего Самарканда), по официальной легенде, уничтожили монголы. Самое главное, что поразило меня в детстве – это отношение населения к могилам «святых». Все мавзолеи в Шахи-зиндане были усыпаны горками денег, металлических и бумажных, новых и истлевших. И их никто не брал! Это было особо удивительно на фоне тотального прессинга карманников, которые не позволяли расслабиться ни на минуту. Сейчас на святых могилах все чисто. И в прямом и в переносном смысле. Но и «работа» «фармазонов» и «щипачей» не так заметна. Многие из них давно имеют российские паспорта и «работают» в Москве, Питере и Казани.

В плане политических акцентов интересна экспозиция третьего этажа Исторического музея Ташкента. Там представлена история военного захвата и колонизации Туркестанского края царской Россией. Наверное, неприятно для русских, но такие факты, действительно, надо знать, чтобы адекватно судить о стране. Интересны фотографии, на которых добрые и улыбчивые лица местных жителей представлены участниками восстаний против оккупантов (они явно сделаны в благоприятной обстановке), а пулемет «максим», который, наверняка, раньше был символом революционных отрядов, теперь символ восстания против террора «красных». К слову сказать, гиды довольно дипломатично обходят острые вопросы.

Военный музей также претерпел изменения. Об этом упоминалось в российских СМИ. Но на фоне того, что творится в российском музейном пространстве, подобное решение отнюдь не выглядит ущемляющим чьи-либо интересы или достоинство. В Москве, скажем, нет музея Атиллы, Баяна, Аспаруха, Алмуш-хана, Батыя или Улуг-Мухаммеда и их войн, в которых победоносно участвовали предки всех народов Российской Федерации. А в Ташкентском музее сохраняется экспозиция ВОВ, но на фоне 3000 лет истории, она закономерно займет место одной из многих, и не останется всеохватывающим божеством.

Показывая самаркандское медресе, вам обязательно скажут, что в числе его шакирдов, якобы, был и В.В. Путин. Другой вариант той же легенды гласит, что тот, будучи у власти, выразил желание учиться исламским наукам и его сразу же зачислили студентом. Затем его документы забрали его сотрудники и «перевели» в один из российских исламских центров.

Легенда необычна, ничего похожего в «инете» я не обнаружил (что, собственно, не удивительно), но обращает на себя внимание, то, что Путин публично просил о приеме Российской Федерации в Организацию исламских государств, на что ему ответили, что глава государства в этом случае также должен быть мусульманином. Вспоминается и то, что В.В. Путин за время правления несколько раз существенно корректировал свои взгляды. Нам удалось найти упоминания о том, что он был в Самарканде в 1999 г. у могилы пророка Даниила, а его жена и дочь (якобы имеющие там родственников) в 2000г.

С могилой пророка Даниила (Даниэля, Данияра) связано событие, которое трактуется как чудо и у христиан, и у мусульман. В 1996 г. патриарх Алексий посетил («растущую») 18 метровую могилу пророка. В ходе богослужения он окропил святой водой засохшее за несколько лет до того 600-летнее фисташковое дерево, которое вновь зацвело следующей весной. Но перед смертью Алексия II оно перестало цвести, и смотритель предположил, что со здоровьем у Алексия плохо. Однако, перестав цвести, дерево, вопреки распространенному мнению, живо и поныне. Подобные могилы (7-12 м) до сих пор имеются в Мосуле и некоторых иных местах. Они были известны в Европе еще до крестовых походов.

В народе широко комментировалось заявление И. Каримова о том, что он сделает из Самарканда вторую Мекку. «Как он ее сделает? — удивляются старики, – Мы слышали, что там собираются проводить крупные реставрационные работы. Может быть, он договорился о перевозе сюда черного камня на время ремонта?»

В результате, обсуждавшие это заявление пожилые мужчины пришли к мнению, что глава государства высказался в переносном смысле, с учетом целого ряда святых мест в Самарканде и вокруг него. Нам представляется, что Самарканд, как и Бухара вполне может стать реальной туристической «меккой».

Туристическая экзотика

Направившись в Узбекистан, я был твердо уверен, что, как и 35 лет назад, я смогу увидеть девушек со множеством косичек, мужчин в полосатых чапанах, женщин в своеобразных пестрых шелковых платьях, а может быть, и в чадре. Хотелось увидеть осликов и глинобитные дувалы. Этого в Ташкенте, практически, нет. Мои расчеты оправдались только в отношении мелких торговцев на улицах. Разнообразный плов и шашлык по-прежнему можно вкусить практически повсеместно. Их, оказывается, десятки видов.

Ташкент незначительно отличается от других крупных городов бывшего СССР. Разве что отчасти жива еще мода носить тонкие сапоги с галошами, изредка можно увидеть на улицах женщин с дымящейся травой, которой приписывают множество фантастических свойств, якобы использовавшихся еще Авиценной (от имени которого и произошло название современной медицины). Трава эта именуется «хазор е’ван» — трава «от тысячи болезней». Она пользуется большой популярностью и окуриватели зарабатывают довольно большие деньги, получая за подобную профилактику каждого помещения по 100-200 сум (2-3 рубля). Они давно поделили между собой улицы и микрорайоны и поэтому имеют вполне приличный ежедневный доход. Несколько непривычно также видеть мужчину, сидящего «на кассе» в торговом зале, очень маленькие микроавтобусы, бабушек с ананасами, но, впрочем, не более, чем яркое и теплое сентябрьское солнце во время «крещенских морозов».

Европеизация глубоко проникла и в иные крупные города. Я, например, был шокирован, будучи в гостях в одном из патриархальных пригородах Самарканда, увидев на столе вместе со знаменитыми лепешками водку и сало. Раньше, в начале 1970-х, спиртное гостям подавали в чайниках, чтобы не оскорблять древних обычаев Ислама.

Узбекистан – рай для курильщиков. Курить дозволяется почти во всех барах, кафе, закусочных и ресторанах. Правда, не так уж и много их было. «Дым коромыслом» обычно не стоит.

Мне, все же, посчастливилось в окраинном рыбном кафе г. Намангана увидеть в туалете знаменитые глиняные камушки. Правда, я не решился их использовать, т.к. не был уверен, в каком из ящиков лежат использованные.

В стране поддерживаются некоторые обычаи. Так например, мне удалось увидеть тренировку конного состязания «козлодрание». Это коллективная игра, воспитывающая боевые качества всадника, коня и конного подразделения. Наиболее сильными противниками традиционно считаются казахи, киргизы, монголы. К сожалению, этот вид никогда не попадет в перечень олимпийских видов: культура конных воинов (рыцарей) лишь на короткое время утверждалась у других народов, поэтому в «битве кентавров» у наших соседей заранее определено абсолютное преимущество. Никто этого не допустит, а жаль.

При желании можно построить маршруты по иным принципам: горные и равнинные курорты или даже ПО СЛЕДАМ КАТАСТРОФ и катаклизмов. Примечательно, что при въезде в Ферганскую долину каменные горы сменяются многослойными каменно-глиняными горами и холмами, постепенно переходящими в равнины. Но эта же их перемешанность и многослойность заставляет задуматься об их происхождении: какова же сила была у потока, который у узкого горного прохода оставил столько наносов, что они достигают вершин предгорий?!

Неподалеку от г. Ангрен можно наблюдать место былого НП с населением около 20000 чел, который в одну ночь был смыт селем и землетрясением. Поехав в ином направлении можно посетить место степного городка Газли, провалившегося под землю почти целиком (около 1993 г).

Огромную дыру серпантином можно наблюдать прямо с автострады неподалеку от Ангрена. Согласитесь, совсем немного мест, где оживленная трасса располагается так, что модно рассмотреть весь масштаб открытых разработок.

Вспомним, что и сам Ташкент был разрушен знаменитым землетрясением 1966 года. Ряд специалистов, кстати, не отрицает вероятность искусственной провокации – реакции на ядерные испытания. Землетрясение, по затухающей, продолжалось почти год. Следствием его стали десятки тысяч сошедших с ума и погибших сердечников и гипертоников. Примечательно, что СССР отказался от помощи международного «Красного креста». Знаменательно также, что значительную часть микрорайонов, быстро возведенных для пострадавших, также быстро заселили сами строители.

При поездках по областям на автотранспорте можно быстро попадать из одного сезона в другой. Например, когда в Нукусе легкий морозец, в Ташкенте может выпасть снег с дождем при 6-10°С в полдень, в Самарканде днем будет уже 12-14°С, а на юге Ферганы может быть и 20°С с пальмами и зелеными деревьями. В горах, в то же время, лежит снег и румяные горские девушки стирают белье в ледяных ручьях. На горных площадках вдоль трасс продаются местные травы, вода и знаменитые горные куропатки – кеклики, мясу которых приписываются необычайные целебные свойства.

В романтическом стремлении овладеть одной из «неприступных горных вершин девственно чистых вершин Алатау или Тенгритау» турист может получить немало положительных впечатлений, но желательно, все же, интересоваться маршрутом, так как на целом ряде вершин неподалеку от автотрасс уже основательно утвердились рекламные сооружения. Так, взобравшись на высоту в 3,5 тыс. м, мы обнаружили там стенд одного из банков.

Дороги на перевалах и важные горные мосты круглосуточно охраняются, как нам показалось, солдатами-неграми, но наши преждевременные фантастические предположения были повержены простым аргументом – высокогорным солнцем.

Покупки

Торговаться нужно везде, даже в некоторых магазинах. При этом хорошо, если вы овладеете местными интонациями и междометиями. Еще лучше, если вас сопровождает родственник или друг, которому можно доверить великое дело восточной торговли.

Выгодны драгоценные и полудрагоценные камни и изделия из них в т.ч. и чётки (продавцы их в один голос утверждают, что израильтянки примеряют их, пытаясь надеть на голову).

Узбекское золото – высшей пробы. Картины и ручная работа кустарей намного дешевле, чем у нас.

Местные изделия из местного шелка и хлопка. Керамика и чеканка.

В обычных продуктовых магазинах часто не бывает тортов и пирожных. Их берут в специализированных магазинах. Молочные и кисломолочные продукты не пользуются большим спросом и могут быть испорченными даже в весьма приличных супермаркетах.

Я, непьющий к старости лет, понял, наконец, прелесть настоящего вина. Его делают здесь как с итальянцами, французами, так и самостоятельно. Хвалят и местный коньяк «Узбекистан».

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня