Ксенофобия: Виновата глобализация?

Post navigation

Ксенофобия: Виновата глобализация?

В украинском обществе обостряется ксенофобия, предупреждают социологи. Но милиция эту проблему не видит, не осознают ее и многие чиновники. 

Когда в Москве на Манежной площади 11 декабря 2010 года началось массовое побоище при участии националистических группировок.., казалось, Украины это не касается. Но в первый день 2011 года в городе Никополь на юге Украины произошел инцидент, уже названный «Манежная по-украински»: во время массовой драки от ножевих ранений погибли два молодых человека, пять получили ранения. В этой резне местные жители обвиняют армянскую диаспору. Никопольцы вышли на улицы, «вооруженные» арматурой и камнями. Они требуют выдать убийц. Кавказские семьи спешно покидают город…

Оглушительные новости последнего времени подтверждают: постсоветское пространство серьезно больно ксенофобией. Но насколько «вирусом нетерпимости» поражена сама Украина?

С 2006 года — резкий скачок расистской преступности

По данным исследования Киевского международного института социологии, около 8% населения Украины проявляют экстремистскую ориентацию по отношению к другим этническим группам и национальностям. У 1% опрошенных — очень высокий уровень таких настроений. То есть 400 тысяч человек могут поддерживать организованные экстремистские группы.

В последние годы в Украине наблюдается новая волна ксенофобских настроений. Чем хуже политическая, экономическая ситуация в стране — тем больше проявлений нетолерантности. В нашем обществе все чаще нападают на иностранцев. Больше всего — в Киеве, Днепропетровске, во Львове, Чернигове, Запорожье и в Крыму.

Резкий скачок расистской преступности наблюдался в октябре 2006 года. Мониторинг Конгресса национальных общин Украины зафиксировал 16 нападений на иностранцев с другим цветом кожи (в двух случаях с летальным исходом), а в 2007-м — уже 86 нападений и пять смертей.

«Пока власть закрывает глаза на эту проблему, — объясняет Ирина Кресина, заведующая отделом правовых проблем политологии Института государства и права им. В.М.Корецкого. — В стране отсутствуют действенные мероприятия, пропагандирующие толерантность и дающие результаты. Сегодня в Украине растет число избиений и убийств иностранцев. Радикальные течения набирают силу».

Как показали результаты мониторинга Института социологии НАН Украины, стартовавшего в 1992 году, уровень толерантности к другим народам в Украине падает. Если в конце 1980-х годов для украинцев был характерен высокий уровень гуманистического отношения к другим этносам, то с 2002 года наблюдается резкий спад толерантности.

В частности, если в конце 1980-х евреев в Украине не воспринимало 10% населения, то в 2000-х — уже 18%. В канун 1990-х к россиянам негативно относились всего несколько процентов украинцев, а сегодня этот показатель вырос в несколько раз.

Толерантное отношение к ромам за последние двадцать лет снизилось в пять раз! В 2002 году уже половина украинцев высказывалась за то, чтобы в страну их не пускать… «Права ромов попирают во всем мире, — подтверждает Юлия Кондур, представитель Ромского женского фонда «Чирикли». — В прошлом году, например, в Киеве сожгли табор… Ситуация вокруг ромов и в Украине, и в России очень сложная».

Квалифицируют как обычное хулиганство

Интересный нюанс: в Украине все чаще стали проводить круглые столы, посвященные теме ксенофобии, но эксперты из разных сфер продолжают путаться в понятиях: какие проявления человеческого поведения можно классифицировать как ксенофобию? Некоторые эксперты даже говорят о ксенофобии по отношению к старикам и дискриминации со стороны госслужащих… Можно и так широко смотреть на проблему, ведь причинами для вражды могут служить недоразумения на национальной, религиозной и социальной почве.

Подробной статистики преступлений, совершенных на почве ксенофобии, не найти даже в МВД Украины. Во-первых, как объясняют адвокаты, многие обвинения в расизме каждый год заменяются обвинениями в хулиганстве, и в конечном итоге эти дела тормозятся. В прокуратуре и суде совершенные преступления не хотят квалифицировать как ксенофобские.

О чем говорить, если события на Манежной площади в Москве были признаны всего лишь массовыми беспорядками, и виновникам грозит до трех лет лишения свободы — как за обычное хулиганство? А в событиях в Никополе не хотят видеть проявлений ксенофобии…

Еще один пример: в декабре 2010 года в Киево-Могилянской академии во время просмотра фильма об уличных нападениях на трансгендеров, в зал ворвались молодые люди в масках с газовыми баллончиками. Их задержали, но инцидент как ксенофобский не зарегистрировали…

Как объясняют социологи, в обществе пока не дозрели до понимания современной проблемы ксенофобии. На милицию в вопросах толерантности лучше не рассчитывать: многие ее представителей сами «больны ксенофобией». «Как известно, толерантность в стране начинается с воспитания в семьях, где из поколения в поколение передаются негативные мифы о других народах», — объясняет Влада Прокаева, заместитель руководителя кафедры ЮНЕСКО Дипломатической академии при МИД Украины.

Одна из причин проявления ксенофобии — увеличение числа трудовых мигрантов. К сожалению, как отмечают эксперты, наши соотечественники не готовы принимать трудовых мигрантов у себя в стране. И это в то время, когда, по данным Мирового банка, украинцы занимают пятое место в мире по количеству мигрантов (опережают нашу страну по этому показателю только Мексика, Индия, Китай и Россия).

«Рост населения и миграции во всем мире способствуют развитию ксенофобии, — объясняет Сергей Кислица, директор департамента ООН и других международных организаций МИД Украины. — Причина многих изменений в современном мире — глобализация, затронувшая и Украину. В мире стираются границы и в то же время акцентируется внимание на региональных отличиях, которые раньше казались пустяками. Следовательно, народы встали перед проблемой защиты своего этноса».

Государственные органы: катастрофы нет

«Чтобы сделать свои выводы о толерантности в стране, можно посмотреть милицейскую хронику, социологические данные. Хотя Украина — одна из самых толерантных стран среди постсоветских и европейских государств, — успокаивает Борис Гуменюк, ректор Дипломатической академии Украины при Министерстве иностранных дел Украины. — Все же, внутри страны нет расовой нетерпимости. Но есть проблема отношения украинских граждан к иностранным студентам, есть проблема скинхедства. Но в целом катастрофы нет».

Как заявила недавно Анна Герман, заместитель главы Администрации Президента Украины, она не позволит, чтобы Украина утратила имидж толерантного государства. Как известно, Украина — многонациональная страна, в которой по переписи 2001 года проживали люди 134 национальностей, а сегодня насчитывается до 150…

«С одной стороны, со времен Советского Союза люди привыкли толерантно относиться к представителям разных национальностей, а с другой… ксенофобия — это страх перед неизвестным, страх от того, что мы многого не знаем о быте и обычаях других народов, — объясняет Виктор Климович, секретарь Межведомственной рабочей группы по противодействию проявлениям ксенофобии, расовой и этнической дискриминации в украинском обществе. — Очень важно, чтобы о проявлениях ксенофобии сигнализировали общественные организации — так происходит во всем мире. А что касается украинского законодательства, то в этой области оно не хуже, чем в других странах».

Существует мнение, что толерантность — это традиционная черта украинского общества. Но, как предостерегают эксперты, не нужно путать толерантность с безразличием, которое тоже присуще украинцам.

«Еврейский форум Украины проводит немало мероприятий, посвященных повышению уровня толерантности в стране, но, к сожалению, ничего не меняется, — объясняет Аркадий Монастырский, президент Еврейского форума Украины. — Предмет «Гражданское общество», который сейчас читают в школах, преподается формально. Недавно я просмотрел учебники и увидел, что в них идет речь только об украинском этносе. Лишь в одном учебнике отыскал информацию о разных этносах. Следовательно, о других народах наши дети узнают на улице».

В Украине нет четкой миграционной политики

Все эксперты, разбирающиеся в теме ксенофобии, единогласно заявляют о важнейшей проблеме: в Украине отсутствует четко выраженная миграционная политика, законодатели далеки от реалий жизни и многие проблемы решаются по старым образцам. За все годы независимости Украины миграционная политика так и не стала приоритетом. А проблемы адаптации мигрантов вообще не стоят на повестке дня.

«Из Украины на заработки выехало 6,6 млн граждан. Это молодые люди работоспособного возраста, — подчеркивает Ирина Кресина. — На их место в страну прибывают мигранты из других стран. Как правило, это неквалифицированная рабочая сила из Азии и Африки. Украина превращается в буферную зону. Нужно создавать квоты на зарубежную рабочую силу, предоставлять своим гражданам гарантии на трудоустройство — это улучшит толерантное отношение к вновь прибывшим. Но эта проблема в настоящий момент не решается. Это очень острый вопрос, требующий разумной политики».

Как отмечает Анатолий Максименко, главный специалист отдела по делам беженцев Управления миграционной службы Одесской области, открытых проблем с иностранцами в Украине нет, но украинцы чувствуют, что вопрос ксенофобии «разгорается». Эти наблюдения подтверждает и опрос, проведенный в прошлом году Киевским институтом проблем управления имени Горшенина: 60,3% опрошенных заявили, что опасность возникновения межнациональных конфликтов в Украине существует.

Кроме того, эксперты отмечают проблему дискриминации по религиозному признаку. «Мы сейчас наблюдаем, как государство поддерживает именно Московский патриархат. Это источник будущих конфликтов», — предупреждает Татьяна Клинченко, кандидат исторических наук, преподаватель Национального университета «Киево-Могилянская академия».

«В решении проблем ксенофобии мы видим отсутствие политической воли, а это первое условие для успешного решения. Целенаправленная эффективная работа не проводится, сама тема ксенофобии рассматривается очень узко, — подчеркивает Ирина Жданова, руководитель социальных программ фонда «Открытая политика». — Есть чиновники, которые хотели бы нам помочь, но они связаны по рукам и ногам, их вытесняют со службы. Сегодня создается почва для радикализации социальных настроений».

Как подытоживает известный правозащитник Евгений Захаров, глава Правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека, «Проблема ксенофобии в нашем обществе плохо исследована. Чтобы говорить о ней, необходимы социальные и социально-психологические исследования. И очень важно, чтобы государственные органы видели партнеров в общественных организациях. А в законодательстве совершенно отсутствует правовая база защиты от ксенофобии — есть только общие слова о равноправии».

Факты

Жертвы нападений на почве этнической и расовой ненависти в Украине (2006 — 2009)

(по данным сайта http://eajc.org)

Насколько толерантно украинцы относятся к другим народам

(по результатам мониторинга Института социологии НАН Украины, 1992-2010)

glavred.info

Похожие материалы

Ретроспектива дня