Не стоит недооценивать ЧФ

Post navigation

Не стоит недооценивать ЧФ

Часто по инерции твердят о том, что Черноморский флот РФ — лишь осколок советской военной машины, рудимент «холодной войны». Что его ресурс давно изношен, а подразделения не способны выполнять никаких боевых задач. Но за этими эмоционально окрашенными обобщениями часто упускают из виду критически важные нюансы.

 

Не стоит недооценивать ЧФРяд военных экспертов обращают внимание, что все заявления про нестратегический характер флота были справедливы еще несколько лет назад, когда эта военно-морская группировка России была предоставлена сама себе. Но сегодня ЧФ включен в состав нового структурного объединения — Южного военного округа (ЮВО). Это событие изменило саму парадигму существования флота — теперь он уже существует не автономно, а может рассчитывать на поддержку других частей округа — авиации, береговой артиллерии, ракетных комплексов.

Директор украинского аналитического центра «Номос» Сергей Кулик проводит аналогию с рыболовной сетью. «Если перегородить реку стометровой снастью, но оставить в ней сравнительно небольшую прореху, то большая часть потенциального улова уйдет в «дырку». Так же и здесь — теперь можно с уверенностью говорить, что отсутствие ЧФ как боевого звена может критически сказаться на мощи всего южного военного округа», — отмечает аналитик.

К тому же нужно понимать и то, что именно сегодня представляет из себя ЮВО. В его состав помимо ЧФ входят сухопутные армии и Каспийская флотилия — и это не считая авиабаз, управляющих структур, ракетных частей… По сути, ЮВО — одно из самых мощных и самых боеспособных воинских соединений России. К тому же это единственный округ, регулярно ведущий боевые действия на Кавказе. Подразделения обкатаны, обстреляны и даже по материалам открытой печати видно, что интенсивность боевой подготовки ЮВО крайне высока. Части этого округа практически не покидают военных полигонов.

 

По мнению Сергея Кулика, задачи, которые под силу ЧФ России, сегодня вовсе не ограничиваются «демонстрацией флага». Не стоит впадать в ошибку сравнения нынешнего положения дел с советскими временами. Никто не оспаривает физическое и моральное старение кораблей ЧФ, но ведь любой флот — это вовсе не только боевые корабли. Это морская пехота и береговые части, ракетные части и системы ПВО. Подразделения ЧФ прикрывают западные фланги ЮВО, а «черноморцы» способны проводить десантные операции, захватывать плацдармы, охранять судоходные пути. И хотя Черноморский флот продолжает страдать от технического состояния своих кораблей, но он, тем не менее, способен выполнять многие задачи. И речь идет не только об акватории Черного моря — речь может идти и о Средиземном море, и об Аденском заливе, и даже об океанских просторах, что доказал рейд ракетного крейсера «Москва» в Индийский океан.

Стоит помнить, что в рамках российской военной реформы многие подразделения претерпели кадровые изменения. Так, например, в Севастополе теперь базируется не полк, а отдельная бригада морской пехоты. По словам офицеров ЧФ, теперь в составе этого подразделения появилась огнеметная рота, которая вооружена РПО «Шмель». Ударная сила этого оружия в рекомендациях не нуждается и по военным меркам это достаточно весомое усиление бригады.

Часто слышны сравнения Черноморского флота с болгарским, румынским и турецким флотами — и всякий раз сопоставление идет не в пользу российской военной группировки. Но, если реальной сопоставлять силы, то стоит признать, что ЧФ проигрывает разве что турецкому флоту, основные боевые подразделения которого дислоцированы в Мраморном море (хотя, при необходимости, они могут быть переброшены в черноморскую акваторию). Но с украинским, болгарским или румынским флотами ЧФ сравнивать бессмысленно — по боевой мощи русские дадут фору вероятному сопернику. Операционная зона российского флота простирается от Батуми до Севастополя, но даже Грузия, с которой у России был военный конфликт, не может претендовать на роль вероятного противника для Черноморского флота.

 

К слову о перевооружении корабельного состава ЧФ. Москва пока что не достигла консенсуса с Украиной о вводе новых кораблей на территорию Крыма — в тот же Севастополь или Феодосию. Но никто не может запретить России заводить корабли в порты Новороссийска или Анапы.

К тому же в составе ЧФ сегодня не осталось недоукомлектованных частей. При этом денежное содержание российских моряков с недавних пор является предметом зависти для всего Крыма. Российский матрос срочной службы получает в месяц порядка 500 долларов в месяц — это сравнимо с зарплатой подполковника украинских ВМС. Лейтенант ЧФ РФ получает на руки порядка $2,5 тыс, в то время как его украинский коллега приносит домой лишь $200 в месяц.

Если брать во внимание все эти факты, то придется признать, что недооценивать Черноморский флот не стоит. Равно как будет ошибкой утверждать, будто он не ничего не представляет из себя в военном отношении, а его функциональные задачи ограничены рудиментными имперскими амбициями. В конце концов, любой флот — это не только и не столько корабли — его ударная сила строится на авиации и ракетных частях, морской пехоте и бронетехнике, средствах ПВО и артиллерии. Военная реформа включила Черноморский флот в реальную орбиту решения военных задач. И будущее этой военно-морской группировки совсем не обязательно должно сводиться к роли музея под открытым небом.

Алексей СТРАХОВ

Источник: http://www.rosbalt.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня