Рифат Гумеров: О предназначении человека

Post navigation

Рифат Гумеров: О предназначении человека

Что такое человек, для чего он создан, в чем человеческое счастье — об этом рассуждает ташкентский поэт и философ, автор и создатель 50-томной антологии современной литературы Узбекистана «ARK» Рифат Гумеров.

 

Рифат Гумеров: О предназначении человека— Рифат, как настроение, праздничное?

 

— Настроение отличное, и сегодня есть несколько поводов для этого. Во-первых, Навруз, Новый год, во-вторых, сегодня Всемирный день поэзии, принятый ЮНЕСКО с подачи моего преподавателя — поэта и философа Константина Кедрова. В-третьих, сегодня день франкофонии — любви ко всему французскому: языку, культуре, кухне… Чего, кстати, не хватает Узбекистану или России.

 

Если посмотреть на наш альманах «ARK» — он же является продвижением и сохранением русского языка, русской культуры в Узбекистане. Уже напечатано пять выпусков этого альманаха, и ни в одном из них российское посольство не приняло хоть какого-либо участия.

 

— Возвращаясь к Наврузу, на твой взгляд, как себя чувствует народ Узбекистана в этот день?

 

— Ну, естественно, хорошо. Потому что весна, потому что Новый год, начало чего-то нового. И каждый год человек с приходом весны ожидает каких-то перемен, разумеется, к лучшему, и надежду на это ему дают солнце, почки на ветвях деревьев, зеленые листочки…

 

— Как ты думаешь, что нужно народу Узбекистана для полного счастья?

 

— Счастье — понятие относительное, и оно не зависит от экономического положения человека или той страны, в которой он проживает.

 

Естественно, каждый человек рождается один раз и потому имеет право на жизнь, на жизнь хорошую, наполненную радостью, светом, и для этого ему не нужно давать какие- либо блага — он сам их добьется. Ему нужно создать такие условия, при которых ему было бы комфортно.

 

— А если таких условий нет, ему не создают такие условия? Каким образом этот человек может быть счастлив?

 

— Это настолько личное! Не может быть всенародного счастья, всенародного ликования, это очень индивидуально, каждый сам выбирает свой путь. Кто-то меняет работу, кто-то — страну. Каждый выбирается из своего трудного положения в одиночку.

 

Ну, так рассуждают экзистенциалисты или солотивисты. Или ты тоже считаешь, что каждый человек по своей сути одинок?

 

— Естественно. Каждый человек один рождается и один умирает.

 

— Но ведь между рождением и смертью есть большой отрезок, именуемый жизнью?

 

— Разумеется, есть этот отрезок, который заполняется другими одиночествами.

 

— Получается, мы все одиноки, как ртутные шарики, которые, если, скажем, разбить термометр, бегут параллельно друг другу, отталкиваясь друг от друга.

— Да, конечно, но не только отталкиваясь — они могут и сливаться друг с другом — в том или ином экстазе и опять разрываться, и уходить по своим путям. Такое броуновское движение. Вообще, что такое человек? Это случайный набор атомов.

 

Ведь мы же не можем сказать, что если бы мой отец был не обычным человеком, а президентом какой-то страны, то я был бы сыном президента, — нет, тогда это был бы не я, а совершенно другой человек. И когда человек умирает, он просто рассыпается на эти случайные для него атомы, частицы.

 

Но эти частицы тоже меняются — в течение года человек полностью обновляется, все молекулы, его составляющие, умирают, и на их место приходят новые. Единственно, ученые сейчас бьются над задачей — как добиться вечной молодости, каким образом внедрить в ДНК такую программу, чтобы над обновленными клетками не довлела программа старения.

 

— А на твой взгляд, люди могут сливаться навсегда, что называется, жили долго и умерли в один день?

 

— Да, это произошло на пароходе «Титаник», где большинство пассажиров были довольны и счастливы. Я не говорю о тех эмигрантах, что ютились в трюме, на местах 3-го и 4-го классов.

 

А возможен и такой вариант, что люди жили долго и счастливо, но безрезультатно — у них не было детей. Мне кажется, основное предназначение человека — оставить себя в будущем, передать свое ДНК. Разумеется, когда мы умираем, то остаемся жить в наших детях.

 

Сейчас человечество придумало новую форму существования после смерти — книги, фотографии, всевозможные носители, на которых мы можем задержать свое существование.

 

— Ну, это было придумано давно…

 

— А что такое для истории человечества «давно» и «недавно»?.. Это было вчера, намедни. И вот таким образом мы можем остаться в живых.

 

— То есть, в памяти людей?

 

— Естественно. Когда я читаю Сократа, он для меня жив, потому что является моим собеседником.

 

— А может, Григорий Горин в своем киносценарии «Тот самый Мюнхгаузен» именно это имел ввиду, когда его главный герой говорил, что общается с Ньютоном или Коперником, или Шекспиром?

 

— Да-да, разумеется, вся моя библиотека — мои живые друзья, ведь я с ними общаюсь. Хочу я подружиться с еще одним человеком, я беру его с полки и читаю, и он для меня оживает, он как будто сидит напротив меня. В этом, я считаю, богатство человечества — в накопленном опыте.

 

Вот, к примеру, все знания человека были накоплены и собраны в одном черепе — Леонардо да Винчи, а сейчас возьми любого акселерата — что в его черепе? Абсолютно ничего нет, кроме умения нажимать на кнопки «вкл» и «выкл».

 

Забери у него компьютер, интернет, отправь его на необитаемый остров — что, он выживет? Нет, конечно. У него абсолютно нет знаний. Но за счет накопленных знаний, которые были отложены человечеством, он может выжить. Мы все части целого, как бы одиноки мы ни были.

 

Как бы ни был одинок атом, он идет во взаимодействие с другими атомами, и весь сложившийся набор приобретает форму человека. Точно так же и множество людей приобретают форму нации, появляются одна, другая, третья нации, которые затем обретают уже форму человечества.

 

— Хорошо, а если вернуться от проблем всего человечества к нашему маленькому государству Узбекистан?

 

— ОK, вот лечу я на самолете над нашими центрально-азиатскими странами, так я вообще не вижу границ — это все выдумано и, естественно, самим человеком. Иногда это во благо, но чаще во зло.

 

Например, когда ты находишься на таможне при пересечении узбекско-казахской границы, и тебя на протяжении двух часов обыскивают казахстанские таможенники, конечно, это тебе во зло — ничего доброго в этом нет. Потому что ты родился однажды, и земля тебе дана вся, а не какая-то отдельно взятая территория.

 

И у тебя есть полное право, данное тебе Богом, идти пешком, ехать на коне или осле в любую сторону. И кругом земля — твоя, она принадлежит тебе. По определению, потому что ты человек…

 

Источник: Uznews.net

Похожие материалы

Ретроспектива дня