Этот несносный Крым

Post navigation

Этот несносный Крым

Гостиницы и рестораны депутатов и чиновников, построенные с многочисленными нарушениями по всему берегу Крыма, встречают очередной сезон. Несмотря на угрозы Сергея Аксенова все это демонтирвать, в список незаконных строений под снос попали только гаражи, заборы и жалкие ларьки. Капитальные самострои на пляжах, в парках и набережных никто не трогает.

 

Историю обещаний «тотально зачистить» крымскую строительную нахаловку, загородившую выходы к пляжам и вид на море, можно смело включать в учебник политологии как пример самого бесстыдного популизма. Достаточно просто сопоставить слова с делами, чтобы сделать вывод: кампания по сносу незаконных объектов выродилась в откровенный торг с их собственниками. А возможно, была таковым изначально.

Отель «Калипсо» депутата госсовета РК Ивана Луценко

Все снесем после выборов. Нет, до конца года. Нет, не все.

 

Чтобы привести побережье Крыма в порядок, требуется снести минимум тысячу незаконных построек, сообщил Сергей Аксенов журналистам ровно год назад, в мае 2016 года. Он заявляет, что власти Крыма просят российское правительство определить процедуру сноса без судебных решений. Правда уже тогда делает шаг назад, предлагая передать полномочия по сносу самостроев местным советам — с позволения которых они были построены.

 

В июне, после нападения полиции на алуштинцев, выступивших против застройки набережной, в город прибывает инспекция из Симферополя. Инспекцию возглавляет зам Аксенова Руслан Бальбек, уже начавший свою думскую предвыборную кампанию. Выясняется, около 90% павильонов у моря в Алуште поставлены и работают незаконно, а принадлежат они чиновникам и правоохранителям. Глава Крыма возмущен этим секретом полишинеля и грозит «выводами».

 

Чуть позже глава правительства Крыма заявляет, что снести самострои мешает курортный сезон: учитывая «расторопность» местных подрядчиков, может случиться так, что в июне в курортных городах только будут убирать обломки построек. Но до конца года все снесут, включая незаконные объекты на плато Ай-Петри, обещает Аксенов.

 

Потом он делает еще один шаг назад, заявляя, что тотальный снос строений, находящихся в стометровой зоне черноморского побережья Крыма, невозможен, так как это может нарушить права добросовестных покупателей.

 

Затем крымский премьер обещает, что самострои в Симеизе снесут после выборов в Госдуму. Но уже через несколько дней главу республики начинает заботить перспектива утраты «социальной нагрузки», которую якобы несут построившие незаконные объекты предприниматели. После выборов ничего, кроме ТЦ «Еда» в Ялте так и не снесли, но г-н Аксенов об этом уже не вспоминает.

 

В декабре 2016 года следует новая порция угроз и обещаний. Власти Крыма и Ялты закрывают проезд на плато Ай-Петри, ссылаясь на «опасность схода лавин», но вскоре признают, что там планируется снос незаконных татарских кафе и гостевых домов, который начнется то ли в конце февраля, то ли в апреле.

 

«Сегодня потенциально в зону сноса и благоустройства в Крыму попадает около 9 тысяч объектов, — заявляет Аксенов. — В бюджете республики Крым уже заложен миллиард рублей. Те объекты, которые соответствовали украинскому законодательству, но мешают развитию и противоречат здравому смыслу, к ним будет применен принудительный выкуп. У кого не было документов — будут снесены». Снос и дальнейшее благоустройство территории Сергей Аксенов обещает производить за счет спонсорских средств.

 

И вот, наконец, на сайте совмина Крыма появляется «Перечень самовольно установленных объектов подлежащих сносу». В списке нет ни одного из скандальных самостроев Ялты, Алушты, Симферополя, Коктебеля, Судака и других городов, о демонтаже которых глава правительства Крыма говорил всю минувшую зиму.

 

Нет в нем ни одного упоминания о и татарских «шалманах» на плато Ай-Петри, снести которые г-н Аксенов и мэр Ялты Андрей Ростенко грозились сначала к концу февраля, потом к 1 апреля. Ни одного капитального здания: ларьки, деревянные строения и гаражи.

 

Может быть, эти ларьки с гаражами — и есть главное зло? «Примечания» решили остановиться подробнее на некоторых объектах сноса и сопоставить их с тем, что в список странным образом не попало.

 

Симферополь: мир дворцам — война хижинам

 

К примеру, в симферопольском списке на демонтаж числятся гараж и забор. Их должны снести до 1 июля. Гараж разве что немного усложняет проезд на второстепенной улице, а забор небольшого дома на улице Проездной рядом с жд вокзалом мало кого тревожит в округе.

 

Куда больше вопросов вызывает другое здание. Всего в нескольких сотен метрах отсюда, на бульваре Ленина, построена многоэтажка на 10 этажей, с торгово-офисным центром. Рядом — частный сектор с узкими разбитыми улочками и Симферопольский следственный изолятор.

 

Продолжается строительство в парке «Мир» в центре Симферополя. Недалеко от улицы Киевской возводится 17-этажный клубный дом «Триумф». Жители окрестных домов годами пишут письма чиновникам с просьбой остановить строительные работы. Ранее здесь находился кинотеатр, еще при СССР. На такие постройки люди согласны, но 17 этажей в парке им кажутся перебором.

 

В нескольких минутах езды от Центрального рынка строятся 9-этажные многоквартирные жилые дома со торгово-офисными помещениями. На перекрестке улиц Крылова и Краснознаменная появится очередной многоэтажный монстр в окружении маленьких домиков в 1-2 этажа. Места для парковки тут нет и близко. Улица Крылова и соседние с ней в часы пик превращаются в ловушки для автомобилистов.

 

Из списка по Симферополю, в котором всего 23 пункта, снесены только постройки на улице Козлова рядом с Центральным рынком. Их с размахом и усердием ровняли с землей в конце апреля. Теперь там планируется создание парковой зоны с местами отдыха, возможно, будет расширена проезжая часть.

 

Это все, что сделали по сносу строений власти столицы Крыма к этому времени. Многоэтажки, построенные с нарушениями в парках и на центральных улицах, они упорно не замечают. Более того, в центре города в парке возле памятника Екатерине на улице Воровского появился сначала ресторан, а потом еще и гостиница. Чиновники разводили руками: разрешение дано давно, отменять его нельзя.

 

Ялта: битва шалманов

 

В ялтинском перечне самовольно возведенных объектов нет ни одного действительно скандального и вызвавшего возмущение местных жителей строения. Нет и объектов, демонтаж которых потребует серьезных трат бюджетных денег.

 

Вместо разрекламированной зачистки плато Ай-Петри и освобождения стометровой прибрежной зоны, демонтировать собираются гаражи, шлагбаумы и ларьки. Озвученные Сергеем Аксеновым сложности с подготовкой проектной документации в Ялте не выдерживают критики. Ведь, исходя из постановления, эти объекты должны были быть снесены до 30 июня 2016 года.

 

Некоторые из объектов списка уже снесены — например, кафе «Дубки» у Ливадийского дворца, о демонтаже которого в свое время много говорила экс-прокурор РК Наталья Поклонская. Также в списке — заборы, заброшенные гаражи, хлебные и мясные ларьки, расположенные в непопулярных у туристов местах. При этом в Ялте под новый сезон продолжают появляться новые нестационарные объекты — в местах скопления народа.

 

Есть совсем дикие вещи — например, установка туалета-пивной в центральном сквере города, установка некапитального кафе возле школы №9. По-видимому, нормы пожарной безопасности местным муниципалитетам тоже не указ — пару дней назад очередными ларьками застроен проход к Массандровскому пляжу с улиц Рузвельта и Свердлова.

 

«Схема размещения нестационарных торговых объектов меняется каждый год, — объяснил «Примечаниям» ялтинский юрист Антон Тимофеев. — Предприниматель ставит киоск, просчитывает прибыль и расходы, ориентируясь, что в радиусе 50 метров не будет других таких же бизнесов. Но на следующий год администрация разрешает ставить там же еще несколько аналогичных ларьков другим предпринимателям. Доходы падают, аренда остается той же. Но сносить решают не уродующие архитектурный облик города НТО, а те, чьи владельцы плохо несут социальную нагрузку перед руководством города».

 

Любопытен еще один ялтинский тренд: некоторые «шалманы» сносят, чтобы построить такие же — но уже принадлежащие лояльным администрации Ялты предпринимателям. Так, вместо кафе экс-замглавы Ялты Александра Стрекалина, совершившего самосожжение в прошлом году, строят другой объект.

 

А в Приморском парке речь вообще не идет о сносе монстров из стекла и бетона. Здесь общественники и специалисты борются лишь за сохранение остатков парка.


Алушта: уголок фарса

 

В Алуште список объектов на снос поражает своей незамысловатой простотой. Согласно перечню на сайте Совмина РК, в городе должно быть снесено около 60 деревянных и металлических беседок и павильонов. Находятся они в Партените и в селе Приветном. Три постройки расположены в Профессорском уголке, который уже известен на весь Крым. Одну из них обязали снести.

 

При этом в списке нет ни одного строения, о сносе которых чиновники говорили полгода. Ресторан «Санта-Круз» и гостиница «Калипсо» остаются неприкосновенными. Они то исчезают из «расстрельных» списков, то попадают в него вновь. Остаются нетронутыми ряд других объектов.

 

Напомним, что Алушта стала первым городом Крыма, где угрозы снести незаконные строения в 100-метровой зоне у моря дошли до конкретики. В декабре 2016 года местные власти определили 24 капитальных объекта в Профессорском уголке, которые первыми пойдут под снос.

 

В список попадает семиэтажное здание отеля с кафе на набережной, еще один семиэтажный отель, пять объектов капитального строительства у моря, еще одно семиэтажное здание отеля с магазином и два отдельных кафе. По словам главы администрации Алушты Игоря Сотова, всех владельцев объектов, попавших в черный список, уже известили о предстоящем сносе. Главным критерием отбора объектов под снос стала концепция развития города, а также наличие правоустанавливающих документов.

 

В апреле 2017 года выяснилось, что те же самые власти Алушты вывели из-под сноса объекты влиятельных лиц. Вслед за отелем «Калипсо» депутата госсовета РК Ивана Луценко из «списка смертников» исчезла клиника московского олигарха Александра Лебедева. А некая компания «Южный берег» с позволения городских властей стала вырубать в Профессорском уголке фисташковую рощу. Обещанная «зачистка набережной» Алушты превратилась в откровенный фарс.


Приглашение к торгу

 

Итак, согласно перечню под снос, Крым освободят лишь от «курятников», чьи владельцы то ли не смогли найти подхода к чиновникам, то ли слишком мелки, чтобы их воспринимали как субъект переговоров. На фоне громких заявлений о сносе самостроев и незаконных сооружений гаражи и заборы выглядят издевательством.

 

Между тем, в конце апреля на сайте Совмина появился новый список объектов, построенных с нарушениями. И вот тут уже — масса капитальных объектов. Но слова «снос» в этом списке нет. Какие именно нарушения, тоже не уточняется.

 

В одной из строительных компаний Симферополя, чей объект попал в этот список, назвали его «ширмой для вымогательств». Наш собеседник, пожелавший остаться анонимным, сообщил, что его компания все суды выиграла, строительство шло полным ходом. Теперь придется вновь идти на поклон по кабинетам и нести деньги, чтобы почти достроенные здания никто не трогал, предполагает он.

 

А тем временем по всему Крыму будут тихонько сносить небольшие павильоны, не замечая наглых многоэтажек там, где их быть ни по каким законам не должно.

 

Борислав Кашихин, Игорь Рябов, Ксения Светлова

Источник: http://primechaniya.ru

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня