Как говорится, «ничто не ново под луной»… Человеческая история знает самые разнообразные, крайне извращенные формы и методы борьбы, причем как политической, так и военной.
Примеров уйма: это и ожесточенные торговые противостояния эпохи Античности, и энциклопедия способов уничтожения оппонентов в Средние века, и зарождение, развитие геополитических противостояний Нового времени, и, несомненно, мировые войны, локальные конфликты, дипломатические битвы Новейшей истории.
На общем кровавом фоне крымскотатарское национальное движение определило для себя ненасильственную форму борьбы и достижения целей. Вследствие этого возвращение на родину произошло бескровно, если не считать отдельных эпизодов, носящих характер единичных. Взаимоотношения между инициативными группами и активистами нельзя было назвать безоблачными, но в общей сложности все было как-то по-джентльменски.
То, что в пылу дебатов не доходило до силовых стычек, — это огромная заслуга шестидесятников, которые сегодня для нас служат неким образцом.
Немногим позже, когда определилось несколько ярких лидеров (Юрий Османов, Роллан Кадыев, Мустафа Джемилев), развернулась опять-таки крепкая интеллектуальная, а не физическая борьба. Однако уже к началу 1990-х некоторые участники национального движения стали пренебрегать «чистоплотностью», так в ход пошли иные методы работы с оппонентами, видимо, по принципу «нет человека — нет проблемы» или «запуганный враг уже не страшен».
Ответственность за подобные действия никто не брал, но и так было все понятно. Вспомнить хотя бы случай, когда в поезде был избит своими же соотечественниками Юрий Османов.
Именно в лихие 1990-е стали создаваться крымскотатарские группировки из крепких лбов, которые по одному свисту готовы были физически закрыть путь тому или иному человеку для участия в общественно-политической жизни своего народа. Это время можно назвать периодом криминализации крымскотатарского национального движения. Уже к концу 1990-х такую практику, к счастью, стали сворачивать ввиду активной борьбы правоохранителей с мафией и бандитизмом.
И вот снова в наши дни мы можем уже смело констатировать очередной всплеск агрессии, распускания рук и физического воздействия на оппонентов. Это крайне странное явление, потому что, казалось бы, люди, которые позиционируют себя как выдающихся интеллектуалов, как носителей единой истины в этом бренном мире, как героев и борцов за справедливость, на удивление легко опускаются до уровня методов борьбы уличной шпаны.
Из логики развития событий мы видим: все, что происходит — это не единичные и индивидуальные всплески «бешенства» молодых дарований после эфиров ток-шоу, скандальных дамочек перед премьерой фильма, неадекватных молодчиков, которым национальный флаг вообще доверять нельзя, «региональных лидеров», на глазах у которых люди «вдруг» падают и начинают биться головой об асфальт, и прочая, и прочая.
Все говорит о том, что, возможно, подобные инциденты не разыгрываются по четко очерченному сценарию из Центра, но явно в том самом «центре» выработали принцип «не наших не жалеть». Вот и не жалеют!
Очевидная криминализация крымскотатарской общественно-политической жизни имеет две составляющие.
Во-первых, это коррупция, которая уничтожает доверие людей к национальным структурам и чиновникам и благодаря которой, собственно, формируются подкупные клики.
Во-вторых, методы физического воздействия на оппонентов. Если подобные факты будут оставаться безнаказанными или, того хуже, исподтишка поощряться, то понятно, к чему это может привести — если не те, то другие общественно-политические силы также станут формировать свои «боевые отряды», которые тоже не будут стесняться прямых силовых воздействий.
То ли от того, что гнев завладел сознанием, то ли от того, что просто не понимают, к чему такие методы приводят, представители некоторых политических направлений продолжают распалять своих сторонников, прямо или опосредованно толкая на насилие по отношению к представителям своего же народа. Вот бы всю эту неуемную энергию да в полезное русло.
На фоне всей этой отчаянной суеты, которая разворачивается от бессилия группы товарищей с криминальными настроениями, хочется отметить главное: самое сильное оружие — это слово, аргументы и убеждения. Лишь слабый духом и интеллектом полезет в драку.
И не быть крымским татарином тому, кто поднимет руку на своего соотечественника только потому, что тот думает иначе!
Эльвина СЕИТОВА
Газета «Голос Крыма»
№ 24 (1014) от 14.06.2013 г.