Власть автономии создает оппозицию меджлису

Post navigation

Власть автономии создает оппозицию меджлису

На предстоящих выборах меджлису крымских татар придется конкурировать со своей оппозицией в национальном движении. Вслед за самим меджлисом об участии в гонке уже заявила общественная организация Милли Фирка, и она, скорее всего, не единственный претендент на голоса соотечественников.

Не исключено также, что оппозиция Мустафы Джемилева попытается объединиться, хотя и маловероятно, что это произойдет на самом деле. И уж точно не будет сближения меджлиса с его противниками в национальной среде. Зато уверенно можно говорить о том, что растащить голоса крымскотатарских избирателей с готовностью поможет партия власти.

Обмен любезностями

Бороться за голоса соотечественников Милли Фирка будет под знаменами Украинской селянской демократической партии (УСДП). Соглашение о сотрудничестве две организации подписали буквально на этой неделе, сообщили журналистам их лидеры Юрий Мельничук и Васви Абдураимов. Это означает, что сторонники Милли Фирка будут баллотироваться в советы всех уровней и выдвигать своих кандидатов в мэры, пользуясь политическим брендом КРО УСДП. То обстоятельство, что такая партия мало кому известна даже в кругах экспертов, их крымских союзников не смущает. «Самое главное, что мы получили инструмент и готовы приложить свои усилия, чтобы получить результат», — сказал «1К» Васви Абдураимов. По его словам, у партии-партнера в Крыму 21 местная ячейка, зарегистрированная в соответствии с новым законом о выборах, и этого вполне достаточно, чтобы принять в них участие.

Несмотря на самостоятельную заявку в предвыборной гонке, говорит В. Абдураимов, Милли Фирка не отказывается от собственного тезиса о формировании общенационального списка кандидатов в советы всех уровней. Напомним, с таким предложением оппозиция обратилась к меджлису в июле, но не нашла там поддержки. Формально не отклонив, но и не поддержав идею, Мустафа Джемилев предложил вынести ее на рассмотрение национального съезда, что само по себе может означать лишь вежливый отказ. «Этот вопрос должен решаться на курултае. Пусть подадут свои кандидатуры. Курултай рассмотрит, и если он поддержит этих кандидатов, то нет никаких проблем, — ответил лидер меджлиса, недвусмысленно дав собственную оценку инициаторам идеи. — На самом деле то, что говорят эти люди, ерунда. Просто они хотят продемонстрировать свое благородство». Если у оппозиции и был заготовлен красивый PR-ход, то Джемилев его изящно парировал. Очевидно, что после такой формулировки лидера подконтрольный Джемилеву курултай не будет даже рассматривать включение в повестку дня вопроса о едином общенациональном списке. Впрочем, Мустафа-ага, скорее всего, прав в том, что оппозиция вряд ли рассчитывала на иной ответ. Единство национального движения крымских татар остается сегодня такой же утопией, как и 20 лет назад, когда оно переживало период высшего подъема. Зато помочь объединиться оппозиции меджлиса и получить от этого политические дивиденды снова не прочь партия власти и уже успела кое-что сделать на этом поприще.

Вся президентская рать

Об этом достаточно красноречиво говорит состав приглашенных на нашумевшее совещание у президента общественных деятелей крымских татар, куда не пришли члены меджлиса. Помимо упомянутой Милли Фирка, в совещании участвовали… председатель Координационного совета общественно-политических сил крымскотатарского народа Хубедин Куртбединов… и даже председатель реинкарнированной по такому случаю Крымской региональной организации Партии мусульман Украины Садик Берберов. Сама Партия мусульман, к слову, еще в 2004 году влилась в Партию регионов. И это далеко не полный список тех, кто так или иначе пошел вразрез с генеральной линией меджлиса. Сюда же можно добавить совет старейшин крымскотатарского народа «Намус», откровенно возражающий Джемилеву и поддерживающий Милли Фирка, и некоторые другие организации.

Очевидно, собрав всех этих людей за одним столом, партия власти вряд ли рассчитывала склеить воедино национальное движение крымских татар даже ради благородной цели — во имя интересов народа, но была бы не против видеть более сплоченной оппозицию. Теперь этот лагерь могут даже подкрепить административным ресурсом. По некоторым данным, малоизвестная партия «Третья сила» строит свою крымскую организацию с опорой в основном на представителей крымских татар. В конце июля ее председателя Василия Гаврилюка премьер-министр Украины Николай Азаров назначил директором департамента модернизации и реструктуризации Государственной налоговой службы. Да и лидер подставившей плечо Милли Фирка УСДП Юрий Мельничук заявил журналистам, что «мы с партией власти однозначно, потому что у нас давние отношения, когда Партия регионов была в оппозиции… Мы сотрудничаем очень долго». Вполне вероятно, что в преддверии местных выборов стратеги Банковой попытаются объединить оппозицию меджлиса, чтобы ослабить его влияние в национальной среде. Однако принимая во внимание, что самые большие украинцы в Крыму — крымские татары, а где два украинца, там три гетмана, эта затея обречена на провал.

Попытка не пытка

Предпринять нечто подобное в Крыму Партия регионов уже пыталась во время президентской гонки 2004 года. Тогда, создав карманную Партию мусульман Украины, «регионалы» попробовали оттянуть голоса крымских татар на выборах, однако сказать определенно, насколько успешной оказалась эта идея, трудно уже хотя бы потому, что технологический проект растворился без остатка в матрице «регионалов» еще до того, когда можно было судить о его результатах. Очевидно только, что преемнику Леонида Кучмы политических дивидендов в Крыму это не принесло. Теперь, похоже, нечто подобное может повториться, но уже в иной, более современной форме. Впрочем, автор идеи единого национального списка Васви Абдураимов уверен, что использовать оппозицию меджлиса в своих меркантильных целях не удастся никому. «За два месяца они не смогут сделать ту работу, которую Милли Фирка сделала за четыре года», — уверен Абдураимов.

Так или иначе, чтобы победить в борьбе за голоса избирателей, Мустафе Джемилеву предстоит в очередной раз доказать свое монопольное право представлять крымских татар в политике и убедить общество и власть в том, что альтернативы меджлису нет, а «так называемая» оппозиция всего лишь кучка маргиналов, не представляющих никого, кроме самих себя. У его противников задача прямо противоположная — лишить «великого кормчего крымских татар» его монополии и подтвердить свое право называться оппозицией. Задача партии власти — использовать и тех и других и сделать процессы в национальной среде управляемыми, получив на выходе «хороших крымских татар».

Напомним, что на местных выборах 2006 года Эдип Гафаров, ныне являющийся зампредседателя рескомводхоза, создал альтернативный меджлису Крымскотатарский блок и сумел набрать 1,8% голосов избирателей на выборах в парламент автономии. За него проголосовали 10757 человек. По разным оценкам, еще примерно такое же количество избирателей из числа крымских татар отдали свои голоса другим политическим силам, определившись с выбором без подсказки меджлиса. Но это, пожалуй, и все, на что могли рассчитывать в тот момент партии, сделавшие ставку на оппозицию этнического парламента. Предстоящие выборы будут своеобразным срезом общественного мнения в национальной среде, индикатором того, изменилось ли отношение крымских татар к своим лидерам или их оппозиция по-прежнему далека от народа. Успех или провал оппонентов Джемилева будет иметь последствия, по крайней мере, в ближайшие пять лет.

Глеб СЕРГЕЕВ

1k.com.ua

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня