Демография как ключевой фактор общественного развития

Post navigation

Демография как ключевой фактор общественного развития

Мощности и потенциал современной научной мысли выходят далеко за границы всех возможных пределов. Наука сегодня способна создавать, контролировать, моделировать любые процессы, проходящие будь то в естественной или социальной среде. Наукоемкость — вот основной критерий, условие современности и успешности любого производства, любого потенциально перспективного начала. На фоне других направлений науки именно демографии принадлежит VIP-ложа. Этой отрасли знания подвластны все без исключения процессы, происходящие в обществе и с обществом: начиная с рождения новой жизни и заканчивая глубинными тектоническими сдвигами в общественном развитии. Понимая высшую степень важности роли демографии как науки, а также результатов демографических исследований, мы обратились к доктору экономических наук, профессору, академику Национальной академии наук Украины, директору единственного в Украине и СНГ Института демографии и социальных исследований Элле Марленовне Либановой.

— Какую роль играет Институт демографии и социальных исследований в наукообразующем и практическом секторе?

— Когда в 1918 году была создана Академия наук Украины по указу гетмана Скоропадского, она состояла из трех институтов (тогда они назывались лабораториями). Одним из них был Институт демографии. Но после известных событий 1937 года, когда И. Сталин не признал итоги переписи населения, Институт демографии был расформирован, а большинство сотрудников репрессировано. К счастью, спасся первый директор Института академик М. Птуха, чье имя сегодня носит наш институт. Институт смогли восстановить только в 2003 году. Сегодня на всем пространстве СНГ — это самое крупное профильное учреждение. Даже в России такого нет, есть Институт уровня жизни, есть подразделение в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН и Высшей школы экономики. Но такого, который бы занимался всем комплексом социально-демографических проблем, нет. Мы, конечно, в определенной мере выступаем монополистами. Наш Институт выполняет весь комплекс фундаментальных и прикладных разработок, связанных с формированием населения, рождаемостью, смертностью, миграцией, становлением и трансформацией семьи и брака, проблемами человеческого развития, социальной политикой, экономикой труда, то есть мы пытаемся проследить все процессы от начала до конца. Например, в Институте создана уникальная модель пенсионной системы — подобной нет ни в Украине, ни за пределами нашей страны. Она позволяет достаточно точно моделировать на отдаленную перспективу доходы, расходы пенсионного фонда, соотношение пенсии и зарплаты и т. д. В общем, все разработки, связанные с пенсионной реформой, опираются на нашу модель. В пенсионном планировании необходимы долговременные расчеты, поскольку часто вариант, достаточно эффективный и выгодный в ближайшей перспективе, оказывается крайне невыгодным не то что в долговременной, но даже в среднесрочной перспективе. Наш Институт всегда эти варианты просчитывает для правительства, для администрации президента, для мирового банка, для всех структур ООН.

Хочу отметить очень интересные разработки, связанные с уровнем жизни, в первую очередь, с бедностью населения. Это разработки европейского уровня, касающиеся, например, расчетов разнообразных рисков бедности, в зависимости от экономической ситуации, от состава семьи и т.п., то есть мы можем определить наиболее уязвимые группы в той или иной экономической ситуации. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на перспективы этих групп семей. Конечно, нельзя рассчитать риск бедности для отдельно взятой семьи, так как могут вмешаться различные индивидуальные факторы. Но мы можем с уверенностью сказать, например, что наличие одного человека с высшим образованием в семье в два с половиной раза снижает риск бедности. А наличие безработного вдвое повышает риск бедности и т. д.

Из того, что сейчас находится в разработке, я бы обратила ваше внимание на проекты, связанные с оценкой эффективности социальных программ. Этим почти никто в мире не занимается — в лучшем случае просчитывается экономический эффект. Мы же пытаемся дать, не только экономическую, но и социальную оценку (как это влияет на климат в обществе, на настроения людей и т. д.).

Из наших демографических разработок я бы особо обратила внимание на уникальные результаты восстановления динамических рядов. Вы знаете, что во время войн, например, теряются статистические данные и образуется разрыв в демографических рядах. По населению нам удалось эти разрывы заполнить. Мы имеем таблицы смертности населения с 1897 года, таблицы построены за многие годы рождаемости. Я подчеркиваю: это уникальные в мировом масштабе разработки.

Институт демографии сотрудничает с мировыми структурами, представляем необходимые материалы, чтобы Украина достойно выглядела на международном уровне. В чем-то нам оказывают поддержку международные структуры, в основном, материальную, иногда техническую (присылают консультантов). Мы активно работаем с властью в соответствии с политическими установками, не разделяя ее, нравится или не нравится нам сегодняшняя или вчерашняя власть. Мы работаем с руководством страны и обеспечиваем его максимально объективной и точной аналитической информацией. У нас есть договор о сотрудничестве с комитетом статистики, потому что основной источник информации в нашей работе — это данные Госкомстата. Но мы работаем и с социологами, используем результаты разовых исследований. Хотя акцент, конечно, делается на государственную статистику, потому что только она собирается на одинаковой методологической базе в течение многих лет. Вот, скажем, обследование условий жизни домохозяйств — есть сопоставимые данные за 11 лет по широчайшему кругу вопросов. Ни одна социологическая структура не может себе этого позволить. Естественно, мы достаточно много работаем со СМИ. Наша главная задача заключается в том, чтобы люди правильно оценивали изменение ситуации. Чтобы люди понимали, что средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении имеет весьма отдаленное отношение к пенсионному возрасту, к которому самое непосредственное отношение имеет средняя продолжительность жизни при достижении пенсионного возраста и т. д. Вот такие вещи пытаемся объяснять людям.

— Ваш Институт — один из оплотов академической науки, какие основные тенденции сегодня господствуют среди ученых на ниве демографии, а какие актуальные проблемы до сих пор остаются неизученными?

— Я могу гордиться тем, что наш Институт молодой, отчасти это связанно с тем, что мы недавно образовались, но, тем не менее, к нам молодежь идет, даже несмотря на то, что оплата труда у нас такая же низкая, как везде. У нас работают и достаточно зрелые ученые, уважаемые в научном мире доктора наук, мы их очень бережем. Потому что они обеспечивают взаимодействие поколений и преемственность идей — это очень важно в науке. Может, важнее, чем где бы то ни было еще. Печально также, когда отсутствуют люди среднего возраста. У нас, к счастью, в этом отношении все сложилось удачно. В Институте работают люди разных поколений. С молодежью мы работаем со студенческой скамьи. Они у нас проходят практику, из них отбираем перспективных, тех, кто по нашему мнению, может стать ученым, ведь далеко не каждый способен им стать. Что касается того, что осталось неизученным, то мне трудно об этом говорить. Когда мы видим, что где-то есть проблемы, то беремся за это. Конечно, очень бы хотелось заняться серьезными психодемографическими исследованиями. Вообще, основной проблемой сейчас мне кажется то, что каждая наука в большой мере замкнута в своей собственной ракушке. А ведь наиболее интересные результаты дает объединение усилий разных ученых из разных отраслей знания, допустим политологов, социологов, экономистов, демографов, статистиков. Мы пытались несколько раз это сделать, честно говоря, получилось не очень эффективно, но все-таки мы понимаем, что это нужно. Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем такую идею полноценно реализовать. Всем известно, что в самое последнее время Академия наук выпустила два национальных доклада. Первый — о социально-экономической ситуации в стране, а другой — о том, как ее изменить, то есть о курсе реформ. Эту работу проделали ученые всей секции общественных наук. Чем больше мы будем таких комплексных исследований проводить, тем лучше.

— У вас есть свой печатный орган — научный журнал «Демография и социальная экономика». В нем находят отражение статьи ученых на сугубо теоретические темы, рассматриваются практические вопросы, часть авторов сосредотачивает внимание на современных проблемах, а часть — предпочитает рассматривать демографические вопросы в ретроспективе. Как вы обозначите роль журнала в разрешении демографических задач?

— Основная наша цель — формирование научной среды. В этом плане мы проводим большую работу. Кроме журнала мы обязательно выпускаем две монографии в год. Одну — сугубо демографическую. Вторую — по человеческому развитию. Кроме того, в нашем Институте работает постоянно действующий круглый стол по проблемам социальной политики. Как правило, раз в месяц проходят его заседания. Мы приглашаем специалистов из органов власти, ученых, СМИ. Также раз в год проводим расширенные конференции. Меня очень беспокоит идея отказа от крупных институтов и предпочтения маленьким мобильным структурам, которые будут создавать творческие коллективы для проведения того или иного исследования. Понимаете, невозможно провести исследование, если ты не вращаешься постоянно в научной среде, если нет своеобразного микроклимата. Ведь нужно обсуждать, обмениваться мыслями.

— Нуждается ли демография как наука в молодых кадрах?

— Конечно! Проблема в том, что демографов в нашей стране не готовят. Мы пытаемся воспитывать специалистов в нашей области из тех, из кого можем. Дело в том, что сотрудники нашего Института читают лекции практически во всех вузах Киева. Читают не только демографию, но тем не менее общими усилиями мы пытаемся там подготовить своих будущих сотрудников.

Беседовала

Эльвина СЕИТОВА.

Акмесджид-Киев-Акмесджид.

P. S. Обращаем внимание наших читателей, в следующем номере «ГК» будет опубликовано интервью с Эллой Либановой по актуальным проблемам демографической ситуации на территории Украины.

«Голос Крыма» № 33 (868) от 13 августа 2010 г.

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня