Москва, Ташкент и Астана знали о подготовке погромов в Оше?

Post navigation

Москва, Ташкент и Астана знали о подготовке погромов в Оше?

В то время как ситуация в киргизском городе Оше, по официальным данным, нормализуется, набирают силу дискуссии о причинах, по которым произошел конфликт. При этом межнациональная ненависть и жажда наживы как версии не рассматриваются вообще: все уже уверены, что конфликт находился под внешним управлением и должен был иметь гораздо более серьезные последствия.
Временное правительство Киргизии в данный момент воздерживается от новых заявлений, как бы по умолчанию придерживаясь озвученной ранее версии о том, что беспорядки были организованы сыном свергнутого президента Курманбека Бакиева — Максимом Бакиевым. Косвенно эту версию подтвердил и президент Узбекистана Ислам Каримов, заявивший 18 июня: «В ближнем и дальнем зарубежье есть и те, кто выдает себя за наших друзей». «Это — подрывные действия, организованные и управляемые извне», — говорит Каримов о причинах межэтнического конфликта в Киргизии.
Заявление президента Узбекистана можно, конечно, рассматривать как поддержку киргизского правительства, которое возложило ответственность за массовые беспорядки на бывшего президента страны Курманбека Бакиева. Однако представляется, что, говоря о внешнем управлении, Ислам Абдуганиевич намекает на совсем другие государства. Такая деталь: помощник госсекретаря США Роберт Блейк, находившийся в Узбекистане 17-18 июня, не был удостоен аудиенции у главы узбекского государства. Впрочем, делегация российского МИД, посещавшая лагерь временных переселенцев в Ферганской долине на предмет поиска российских граждан, с узбекским лидером также не встречалась.
На фоне всех этих туманных намеков на некие внешние силы, которые смогли в очень небольшой период времени подготовить и развернуть в Оше внешне вполне стихийные беспорядки, особенно выделяется информация о том, что президенты Узбекистана, Таджикистана и России знали о готовящихся в Киргизии межэтнических столкновениях. Более того — обсуждали меры по их предотвращению и не смогли прийти к соглашению.
На днях узбекские СМИ растиражировали информацию о том, что 10 июня в рамках саммита ШОС состоялась неофициальная встреча Нурсултана Назарбаева, Дмитрия Медведева и Ислама Каримова, на которой якобы обсуждалась оперативная информация о грядущих в Киргизии беспорядках. Первоисточником сообщения стала «независимая интернет-газета» uzmetronom.com. В своей публикации под названием «Беда, которую ждали» независимый узбекский политолог Сергей Ежков сообщает (без указания конкретных источников) о встрече трех президентов и приводит «факты, почерпнутые из оперативных сводок, подготовленных в Узбекистане для очень узкого круга должностных лиц». «Факты из сводок» представляют собой перечень, где весьма художественным образом описаны зверства киргизов по отношению к этническим узбекам. Общий тон публикации — печальное сожаление о том, что Каримов не сделал ничего для спасения своих соплеменников.
Так были ли события в Киргизии столь уж неожиданными? С этим вопросом обозреватель KM.RU обратился к руководителю Отдела Средней Азии Института стран СНГ Андрею Грозину:
— Прямо говоря, на территории Киргизии весьма активно действуют представители не только российских и американских спецслужб, но и агенты из соседних государств. Много информации о том, что тот же Комитет национальной безопасности Казахстана знакомился с документами, которые киргизские спецслужбы готовили для Курманбека Бакиева. Я полагаю, что и Служба национальной безопасности Узбекистана тоже активно действует в соседней республике, особенно в южной части Киргизии. Т. е. недостатка в оперативной информации из Киргизии нет. К тому же Киргизия — маленькая страна, и ясно, что там, как говорил шеф гестапо Мюллер из известного советского сериала, «что знают двое, знает и свинья». Подготовить акцию такого рода, которая началась в Оше в ночь с 10 на 11 июня, так, чтобы о ней не стало известно значительному количеству людей, невозможно. Если бы беспорядки готовились одномоментно (сегодня подготовили, завтра началось), то тайну еще можно было сохранить. Но ясно, что все произошедшее готовилось не так — скорее всего, не одну неделю. Т. е. чего-то подобного соседи должны были ждать.
— Если было такое количество информации, почему не были приняты превентивные меры?
— Все последние годы, начиная с 1990-го, аналитики и в России, и на Западе, и в Китае предупреждали, что Ферганская долина — это пороховая бочка Евразии: достаточно поднести спичку — и все рванет. Каждый год что-то подобное прогнозируется и даже местами происходит. Вспомним прошлый год, когда спецслужбы всех государств региона Ферганской долины проводили контртеррористические операции. Так что я полагаю, что президенты были в той же ситуации, что и советское руководство накануне 22 июня 1941 года: дат начала войны называлось очень много и из разных источников.
Кроме того, еще ведь есть определенная инерция руководства. Каждый год конфликты в этом регионе происходят в одно и то же время — в конце лета — начале осени. Это — многолетняя тенденция, связанная со спадом производственной активности населения. В той же Киргизии мятежи происходят в марте-апреле именно потому, что в этот период значительная часть сельского населения ничем не занята: к севу все готово, но он еще не начался, зимние заботы кончились, еще не жарко, но уже тепло. Есть масса незанятых молодых людей, которые еще не уехали на летние заработки в Россию или Казахстан. Т. е. для Киргизии беспорядки, иногда кончающиеся сменой режима, характерны именно в весенний период, а для региона в целом — в августе-сентябре.
Считаю, что в данном случае президенты трех стран, скорее всего, рассчитывали, что беспорядки начнутся не к референдуму, который назначен на 27 июня, а к парламентским выборам, которые сейчас собираются перенести с октября на сентябрь. Разговоры о переносе выборов некоторые заместители Отунбаевой начали вести еще месяц назад, и все ожидали, что так и будет — очень удачное сочетание нестабильности в регионе и выборов. Тем более что референдум с учетом поправок, внесенных в Конституцию Киргизии, состоится, даже если на него придут 10 человек. В общем, большого значения он не имеет. Так что особых оснований ожидать начала беспорядков именно 11 июня не было ни у кого.
— Почему этническим узбекам, бежавшим из Киргизии, в Узбекистане присвоен статус временных переселенцев, а не беженцев?
— Потому что Каримов собирается при первой же возможности от них избавиться. Дело в том, что многие эксперты продолжают рассматривать ситуацию с узбекскими диаспорами в Центральной Азии с той точки зрения, что эти диаспоры — некая пятая колонна Ташкента, на которую он опирается в своей геополитической деятельности. На самом же деле и таджикские узбеки, и узбеки киргизские — это угроза стабильности режима Каримова. Эти люди — гораздо более самостоятельные, менее склонные к раболепству, чем большинство населения собственно Узбекистана; они привыкли бороться за свои права. Кроме того, они обладают значительными капиталами. Поэтому Ташкент заинтересован в том, чтобы поскорее отправить этот потенциально опасный элемент обратно в Киргизию.
Иван РОМАНОВ
news.km.ru

Похожие материалы

Ретроспектива дня