Три плевка в лицо: истории, православию, власти

Post navigation

Три плевка в лицо: истории, православию, власти

На стабильности Крыма поставили крест?

Установка поклонного креста в Береговом — плевок в лицо истории, православию и крымской власти. 5 мая 2011 года представители Феодосийского полка Международного союза казаков установили поклонный крест на территории Береговского сельского совета (Большая Феодосия). На этот факт можно было бы не обращать внимания, если бы он не высветил откровенно издевательского отношение организаторов этого действа к истории, основам православия, а также к действующей власти Крыма.

 

Плевок в лицо истории

 

Установка поклонного креста в Береговом - плевок в лицо истории, православию и крымской власти.Очень своеобразно установщики креста отнеслись к истории. Почему-то феодосийские казаки решили, что победу в Великой отечественной войне одержал не Советский Союз, а православная церковь. По-крайней мере, так можно истолковать текст на табличках, которые сами «патриоты», ничтоже сумняшеся, именуют скрижалями:

 

«Поклонный крест, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Православная Пасха 6 мая 1945 года промыслом Божьим совпала с Днем памяти Святого воина Георгия Победоносца, именно в этот день глава фашистского государства гросс-адмирал Денниц подписал акт капитуляции Германии. Святая Русь, храни веру православную, в ней же твое спасение».

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Акт капитуляции Германии подписан в Реймсе 7 мая в 02:41 по среднеевропейскому времени. Подписал Акт капитуляции Германии генерал Йодль. Капитуляция Германии вступила в силу 8 мая в 23:01 по среднеевропейскому времени.


По согласованию между правительствами СССР, США и Великобритании, процедура в Реймсе считается предварительной.


9 мая в 02:16 по московскому времени в берлинском предместье Карлсхорст подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. От германской стороны акт подписали: генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель, представитель люфтваффе (военно-воздушные силы) — генерал-полковник Штумпф, представитель кригсмарине (военно-морские силы) — адмирал фон Фридебург.

 

Какое 6 мая? Какой гросс-адмирал Денниц? Бред сивой кобылы…

 

Но только на первый взгляд.

 

Потому что при более пристальном рассмотрении видно, что в данном случае мы имеем дело не с бредом или незнанием памятных дат, а с точным и выверенным расчётом.

 

Расчёт заключается в следующем. Понимая откровенную провокационность установки «просто креста», далеко не малограмотным «казачкам» требовалось любым способом увязать свою «крестовую» провокацию с каким-нибудь масштабным и безвариантно легитимным событием. Как нельзя кстати подвернулся действительно всеобщий (для всех национальностей и конфессий) праздник — День Победы.

 

Правда, была маленькая неувязочка — в честь Дня Победы с 1945 года и по сию пору никто и нигде крестов не ставил. Не было такой традиции — ни в Советском Союзе, ни в России, ни в Украине.

 

Памятники ставили — героям, освободителям, неизвестным солдатам. Ставили шпили, стелы, барельефы, бюсты… Но не кресты.

 

Как-то не увязывается факт распятия Иисуса с победой над гитлеровской Германией.

 

Но казак — на то и казак, чтобы выкручиваться из любых ситуаций. Порылись ушлые казацкие писарчуки в минулом — и нарыли-таки, что Православная Пасха в 1945 году пришлась аккурат на 6 мая. Правда, 6 и 9 мая — немножко разные даты, но при взгляде из нашего века в прошлое столетие они как бы сливаются. Закон перспективы, знаете ли…

 

Видимо, именно на таком основании и пожертвовали ура-патриоты историческим фактом — авось, тупое быдло (то бишь — крымчане в понимании организаторов провокации) «схавает тему».

 

И всё бы сошло казакам с рук — как это случалось неоднократно — если бы не одно НО…

 

Проблема оказалась в том, что в список быдла на сей раз включили правительство и высших религиозных сановников Крыма — ведь давать разрешение на установку креста с такими «скрижалями», утверждать и освящать эту историческую и религиозную фальсификацию должны были именно они. И, если криминальные подельники «вязали» друг друга кровью, то, по-видимому, феодосийские казаки собрались «повязать» крымский политический и религиозный истеблишмент общим участием в дремучем невежестве и всеобщем посмешище.

 

Пока что государственные и религиозные деятели Крыма отказываются надевать шутовской колпак. Но казаки напирают. Что восторжествует — здравый смысл или лихой казачий наскок? Время покажет.

 

Плевок в лицо православия

 

Вообще-то, установка поклонных крестов, возведение часовен и строительство православных храмов находится в ведении митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, который в ответ на обращение казаков по вопросу установки данного креста ответил: «Благое дело необходимо решать в строгом соответствии с действующим законодательством и, прежде всего, получить разрешение в Совете Министров Крыма на размещение Поклонного Креста или часовни на трассе Феодосия — Владиславовка.»

 

Однако православные казаки в своём религиозном рвении запросто переступили через владыку. Можно сказать, плюнули на его увещевания и водрузили крест, когда им вздумалось и где вздумалось.

 

Оплёванным оказался не только митрополит Лазарь, но и благочинный Феодосии отец Михаил. По словам благочинного, «Казаки продемонстрировали непослушание. Паче того, мы, священство нашего благочинного округа, звонили им, просили не устанавливать, но казаки против воли, против благословления произвели незаконную установку креста».

 

Более того. Когда благочинный лично явился на место событий и попросил бравых молодцев демонтировать сооружение, те в ответ демонстративно ткнули в нос пастырю кувалду: дескать, тебе надо — иди и демонтируй. Пастырь стыдливо ретировался.

Когда благочинный лично явился на место событий и попросил бравых молодцев демонтировать сооружение, те в ответ демонстративно ткнули в нос пастырю кувалду: дескать, тебе надо - иди и демонтируй.

Куда уж православнее… Два пастыря в один голос просят свою паству не чинить самовольства, а пастве — хоть бы хны.

 

Вот если бы ты, батюшка, нас поддержал — мы бы тебя послушались. А уж коли ты против пошёл — не обессудь, слово твоё нам не указ. Пойдём поищем того, кто за нашу дурь заступится.

 

Вот так — или примерно так — можно расценить заявление координатора молодежного православного объединения казаков «Звезда» Юрия Першикова о подготовке обращения по «крестовому вопросу» патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, а также в синодальный отдел УПЦ по вопросам казачества.

 

Может быть, атаман Феодосийского полка Международного союза казаков Юрий Миних и Юрий Першиков лучше разбираются в религиозных делах, чем митрополит Лазарь и благочинный Михаил? Или совместный авторитет двух высокопоставленных крымских клириков ниже уровня руководителя заштатного филиала обычной общественной организации, коей, фактически, является Международный союз казаков?

 

Такое отношение православных к своим духовным лидерам вызывает очень глубокие сомнения в искренности религиозного рвения организаторов установки креста. В самом деле, если мероприятие проводится во славу Господа — почему игнорируется мнение Его служителей? Если Иисус проповедовал кротость и смирение — почему те, кто ему поклоняется, проявляют непокорность и агрессию? Опять же, если взглянуть на лица бритоголовых «крестостроителей» — ни благодати, ни святости мы не увидим.

Если взглянуть на лица бритоголовых «крестостроителей» - ни благодати, ни святости мы не увидим.

Может быть, в Феодосии притесняют православных, а крест в Береговом — последний рубеж христианства? Да нет. С трёх сторон на подходах к Феодосии уже стоят кресты, Береговский поклонный крест — четвертый.

 

А может быть, дело вовсе не в казаках, а в мусульманах? И поклонный крест в Береговом — не столько символ веры, сколько атрибут гегемонии православия на полуострове?

 

«Вопрос не в четвертом поклоном кресте на въезде в русский город Феодосия, а вопрос в том, кому принадлежит власть — открыто заявляет представитель казачьей общины «Соболь» Виталий Храмов. — Если есть конфликт в русском городе между русской традицией и нерусской, то должна соблюдаться русская традиция!».

 

С этой точки зрения многое становится понятным. Понятна и объяснима «беспомощность» «русского» митрополита Лазаря. Понятно и объяснимо демонстративно вызывающее поведение «русских» казаков. Понятно и объяснимо молчание «русской» прокуратуры. Понятны и объяснимы робкие попытки «русской» власти «навести порядок»: зачем ссориться «со своими» «силовыми структурами гражданского характера»? А главное — ради чего? Ради спокойствия «нерусских»? Вот еще! Пусть знают, чей Крым!

 

Опять же — эти самые «нерусские» строят мечети, не утруждая себя оформлением документов…

 

Это, между прочим, главный аргумент со стороны казаков: «Им можно, а нам нет?!»

 

При этом, кивающие в сторону мусульман не упоминают о том, что мечети строятся в местах проживания мусульман, а не на развилках дорог. Не рассказывают, что мечети строятся тихо, спокойно, без шума и треска в прессе, без угрожающих выкриков в сторону других конфессий. Но самое главное, о чём молчат казаки — что мечети в Крыму строятся теми людьми, которые затем приходят в них молиться.

 

Как часто православные молятся у поклонных крестов, разбросанных по дорогам Крыма? Либо никогда, либо в первые 2-3 дня после его установки.

 

Как часто в Крыму встречаются заброшенные мечети, в которых не проводятся намазы? Таковых нет.

 

Следовательно, можно сделать вывод: возведение поклонных крестов в Крыму связано не с религиозными потребностями православного населения, а с политическими махинациями определённых кругов, использующих православие в качестве прикрытия для своих далёких от религии делишек.

 

Это понимают все. Митрополит Лазарь, благочинный Михаил, мэр Феодосии Бартенев, премьер Джарты… Именно пониманием спекулятивной роли Береговского поклонного креста объясняется сдержанная позиция и клириков, и государственных чиновников. И это вселяет надежду в разумное разрешение конфликта.

 

Плевок в лицо власти

 

С шумом и треском устанавливая поклонный крест, феодосийские казаки тем самым раскачивают кресло под Джарты. После публичного заявления главы правительства об установлении в Крыму стабильности и приглашения на основе этого заявления международных инвесторов, любые действия, способные вылиться в массовый конфликт, работают против Джарты. Это факт, не подлежащий сомнению.

 

Непонятно, правда, одно: чем не угодил крымский премьер взрослым мальчикам, не наигравшимся в детстве в войнушки?

 

Крымская власть любит казаков. Это видно невооружённым глазом.

 

Земли крымскому казачеству — в отличие от татар — выдаются по первому требованию. Хоть под строительство, хоть под бизнес, хоть под кресты. Другое дело, что заявки на землю «под кресты» не оформляются демонстративно — чтобы был надрыв, конфликт, пиар! Пример в Береговом — яркое тому подтверждение. Решение сельсовета казаки получили легко; казалось бы — оформляй землю дальше. Но это путь долгий, а скандал нужен к Дню депортации! Поэтому крест и воткнули в землю 4-го мая, без каких бы то ни было попыток согласовать его возведение в установленном законом порядке.

 

Далее. Казакам разрешается создавать военизированные подразделения, учебно-тренировочные лагеря, носить форму, патрулировать улицы крымских городов, проводить конные маневры и парады.

Казакам разрешается создавать военизированные подразделения, учебно-тренировочные лагеря, носить форму, патрулировать улицы крымских городов, проводить конные маневры и парады.

Заметим: всё вышеперечисленное категорически запрещено делать крымским татарам.

 

Только представим на минутку, какой треск поднимется в крымских и украинских СМИ, если татары организуют хотя бы один отряд аскеров! А если татарские аскеры начнут патрулировать улицы? Или организуют лагерь, где крымскотатарскую молодёжь начнут обучать основам военного дела? Думается, что шквал пены и брызжущих из бешено орущих чиновничьих и журналистских ртов слюней будут сравнимы с недавним японским цунами.

 

Казакам разрешается открыто вести пропаганду межнациональной и межконфессиональной розни. Не стоит далеко ходить за примером — антиукраинскими, антитатарскими и антиисламскими высказываними удалых казацких атаманов забит весь интернет.

 

Наверное, достаточно примеров и фактов, показывающих, прямо скажем, привилегированное положение крымского казачества по сравнению с остальными гражданами Крыма.

 

И вот на фоне такой вседозволенности, граничащей временами с безнаказанностью, казаки ни с того, ни с сего начинают ломать игру правительству Крыма.

 

Что это? Наивность казачьих атаманов? Или заказ политических конкурентов?

 

Скорее всего — это попытка проверить «радиус действия» Джарты: насколько сидящий в Симферополе премьер способен реагировать на отдалённые ситуации. Спору нет — в Симферополе глава правительства разбирается оперативно и жестко. Хватит ли у него сил, людей и авторитета так же жестко и эффективно действовать на окраинах? Сможет ли поднаторевший в политической борьбе «тяжеловес» успешно противостоять совсем иному противнику — крымскому казачеству, руководство которым сосредоточено в руках оппозиции Джарты и которое настойчиво пытается навязать премьеру свои правила игры?

Сможет ли поднаторевший в политической борьбе Джарты успешно противостоять совсем иному противнику - крымскому казачеству, руководство которым сосредоточено в руках его оппозиции?

Вопрос не праздный. Оппозиция Джарты, состоящая из бывшей крымской знати, проиграв битву за центр, имеет неплохие шансы измотать премьера «партизанской войной» на флангах. В этом ключе установка поклонного креста накануне 18 мая в достаточно мощном крымскотатарском анклаве — далеко не случайность. Собрать от 3-х до 5 тысяч крымских татар для Большой Феодосии — элементарно. Тысячу-полторы народу под лозунг «против татар» наберут казаки. Чем не пороховая бочка?

 

А поклонный крест — фитиль. Пока что его только пытаются поджечь. Результат будет зависеть от правительства — будет оно этот фитиль ЗАдувать или РАЗдувать.

 

Хлопок одной ладонью

 

Существует известный дзенский коан: как звучит хлопок одной ладонью?

 

Применительно к ситуации с поклонным крестом, высокая дзенская мудрость примет форму следующего вопроса: а кто, собственно говоря, поднял шум?

 

Ну, поставили казаки крест. Кому от этого плохо? Кто пострадал? Кто обиделся?

 

Собственно говоря — почему это нас интересует? Ответ прост — так же, как и хлопок двумя ладонями. Любой конфликт биполярен — без обидчика нет жертвы, без жертвы нет обидчика. Соответственно — нет и самого конфликта. А нет конфликта — нет и проблемы. Крест стоит, жизнь идёт, инвесторы — табуном, Джарты — в шоколаде…

 

Но шум-то стоит. Да еще какой! Значит — есть проблема. Значит — есть конфликт. Значит — есть жертва.

 

Кто же претендует на роль жертвы? Давайте разбираться.

 

Ислам? Нет. Ислам — религия самодостаточная и толерантная, особенно к «людям писания», к которым, помимо мусульман, согласно Корану, относятся христиане и иудеи. В истинном Исламе нет притеснения других конфессий. «Нет в религии принуждения» — одна из основополагающих заповедей Ислама.

 

Ставить крымский Ислам в роль жертвы из-за крестов на перекрёстках — право слово, неумно. Истинные мусульмане сохраняют свою веру, даже находясь в многовековых исторических центрах иных религий — христианства, буддизма, иудаизма. Неужели какие-то несколько крестов смогут серьёзно повлиять на мировоззрение или мироощущение крымских мусульман? Полноте…

 

Тем не менее, главной противодействующей стороной установке креста и казаки и пресса выставляют крымских татар. Очень интересный момент — и казаки, и крымские СМИ не используют слова «мусульмане», заменяя его «крымскими татарами».

 

Таким образом, в славянском крымском социуме накануне 18 мая формируется образ врага — крымского татарина, выступающего против святых атрибутов православия. Аналогично формируется образ врага в крымскотатарском социуме — наглого славянина, демонстративно устанавливающего кресты, которые не используются для богослужений, т.е. — несут не религиозную, а провокативную функцию.

 

Но образы не формируются сам по себе — их формируют. Люди не собираются сами по себе — их собирают. Войны не начинаются сами по себе — их начинают.

 

Кто собрал казаков — ясно: Феодосийский полк Международного союза казаков. Кто собрал противостоящих установке креста татар? Судя по информации в прессе — меджлис. Вначале — феодосийский, а затем — и симферопольский, то бишь — центральный.

 

Порывшись в прессе, выясняем, что «сладкая парочка» казаки-меджлис уже неоднократно проводила аналогичные шумные мероприятия, связанные с установкой и повалкой крестов. Во всех случаях мощно пиарились казацкие атаманы, красиво раскручивался меджлис, а простой народ и с той, и с другой стороны получал синяки и кровоподтёки.

 

Несмотря на завидную регулярность конфликтов, происходящих словно по единому сценарию, ни власть, ни СБУ, ни прокуратура Крыма «не заподозрили» возможности сговора заинтересованных в конфликте сторон.

 

Не секрет, что у руководства меджлиса дела идут из рук вон плохо. Бюджетные потоки, многие годы сытно питавшие «отцов нации», перекрыл Джарты. Земля в буквальном смысле слова уплыла из под ног — поляны протеста жестко и категорично выступили против участия меджлиса в решении земельного вопроса. Быстрая на подъем протестная масса крымских татар из «Авдета», долгое время служившая меджлису джокером в политических спекуляциях, объявила о моратории на проведение митингов и акций протеста.

 

Фактически, меджлис остался без привычных инструментов создания и раздувания конфликтов. Единственная конфликтная карта, которую пока еще могут разыграть руководители меджлиса с помощью карманного муфтията (ДУМК) и аналогично заинтересованного в конфликте казачества — это псевдомусульманская озабоченность религиозной чистотой Крыма и крымского Ислама.

 

Что, собственно говоря, сегодня и происходит в Береговом.

 

Представьте, что бы произошло, если бы подотчетная ДУМК мусульманская община и подотчётный Милли Меджлису феодосийский меджлис не вывели пару десятков татар протестовать против установленного креста?

 

Ни-че-го!

 

Абсолютно ничего. Ни шума в прессе. Ни грозных заявлений казацких атаманов. Ни «страшных» фотографий с бородатыми татарами и разъяренными казаками в камуфляже. Ни испорченного имиджа Крыма накануне сезона. Ни отпугнутых инвесторов.

 

Хлопок одной ладонью…

 

Выводы

 

История крымских противостояний за последний 8-10-летний период, отчётливо показывает, что главной конфликтогенной силой на полуострове является тандем «казаки-меджлис».

 

Где бы ни начали выступать казаки — им всегда противодействует меджлис. Где бы ни начали выступать крымские татары под руководством меджлиса — казаки тут как тут.

 

Между обеими сторонами конфликтов — очень много общего. И те, и другие спекулируют на земельной сфере. И те, и другие рвут рубаху на груди за господство на полуострове СВОЕЙ религии. И те, и другие финансируются не из бюджета Украины. Соответственно,  никто не может точно указать ни на истинных «хозяев» руководства меджлиса, ни на фактических «атаманов» разношерстных казачьих формирований.

 

И те, и другие пожинают политические дивиденды исключительно на конфликтах — т.е., на деструктиве. И те, и другие охотно идут на конфликт. Если конфликта нет — и те, и другие его создают. Не исключено — что обоюдно согласованными действиями. По крайней мере, стабильная повторяемость сценариев даёт веские основания для такого вывода.

 

Размышляют ли о том же в правительстве? Несомненно.

 

Догадывается ли об этом СБУ? Естественно. Сотрудники службы безопасности не глупее сотрудников редакций.

 

К сожалению, несмотря на умственную работу СБУ и размышления правительства, ситуация в Крыму пока что напоминает ситуацию «А Васька слушает, да ест». Духовные лидеры увещевают, государственные мужи грозно сотрясают воздух — а казаки с меджлисом под дружную поддержку прессы деловито организовывают конфликтные ситуации в преддверии курортного и инвестиционного сезонов.

 

Как справится с ситуацией? Как утихомирить деструктивный дуэт политических спекулянтов?  

 

Для этого существует очень действенный метод, предложенный еще в XIX веке гениальным баснописцем Крыловым:

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

 

Вот только последует ли крымская власть старому надёжному рецепту?

Ринат ШАЙМАРДАНОВ,
специально для МФ-Информ

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня