Уже месяца два украинские и российские медиа публикуют материалы апокалиптического содержания с одним главным тезисом: «Китай купил Крым». Строительство глубоководного грузового порта с зерновым терминалом стоимостью в 3 млрд долларов было прировнено чуть ли не к оккупации Крыма, а намерения развивать АПК автономии — к его потенциальному уничтожению.
Дошло до того, что «угроза» прихода китайских инвесторов в Крым объединила в необычный тандем крымских татар и совершенно независимых профессиональных славян.
Севастопольцы проводят акции протеста, Меджлис строчит возмущенные письма китайскому послу. «На границе тучи ходят хмуро»…
Вы боитесь китайской экономической экспансии? Беспокоитесь о грядущей «китаизации» Крыма? Переживаете, что в детстве вас не научили кушать палочками?
Китайская экспансия наступила, когда мы все беспробудно спали ангельским сном. Пока моя и твоя бабушки в середине 1990-х покупали внукам спортивный костюм «Reebock». Пока китайцы скупали технологии украинского авиапрома и кораблестроения. Пока мы пикетировали друг друга под российскими и украинскими флагами с лейблами «Made in China». Вот тогда и произошла экспансия, которую мы все осознано или неосознанно поддержали. Но об этом никто не кричит.
То, что происходит сейчас — это часть глобализации, от которой Украине никуда не деться. Пока противостоять глобализации получалось только у Северной Кореи. Исписаны тысячи страниц газет статьями о «китайской угрозе», но я так нигде и не услышал внятного объяснения, почему приход китайских инвесторов — это апокалипсис сегодня? Почему немецкие или российские инвестиции — это хорошо, а китайские — это плохо?
Почему развитие инфраструктуры и создание рабочих мест в неизбалованной вниманием инвесторов Украине приведет к негативным последствиям? Никто ведь не пикетирует посольство ФРГ против намерений немецкой компании WKN Windkraft Nord AG строить ветряные электростанции в северном Крыму и грядущей германизации Крыма баварскими сосисочниками. И сознательные севастопольцы не особо озабочены курортным статусом Крыма, когда речь идет о базировании российского Черноморского Флота в их родном городе. И у них не вызывает нареканий по поводу ущерба экологии проект по строительству моста через Керченский пролив.
Да, китайский инвестор Вань Цзинь инвестирует деньги в порт и терминал не из большой любви к крымчанам, а с расчетом на то, что его компания станет основным импортером зерновых из Украины, где Китай арендовал 3 млн га сельскохозяйственных земель сроком на 50 лет. На экологию Крыма ему, в общем-то… все равно.
Спросите себя: а что, любой другой инвестор придет в Крым из альтруистических побуждений? Боюсь, что Шиндлеров в бизнесе — один на миллион. Или на миллиард. Найдете — позовите, тоже хочу взглянуть. Все опасения по поводу экологии имеют место быть. Но это неизбежные риски, которые нужно брать в учет.
Китайские бизнесмены, вероятно, сидят со своей колодой карт в рукаве. Но ведь для того и существуют государственные и общественные институты, чтобы обеспечить контроль за действиями китайских инвесторов, которые, очень возможно, попытаются построить порт самым дешевым и быстрым способом с нарушением всех правил и требований. Мы обманываем себя, если думаем, что дотационному Крыму не нужны современная инфраструктура, инвестиции и рабочие места.
Строить и круглогодично обслуживать порт будут наши ребята, а не тысячи импортированных китайцев. Примером может послужить Замбия, в которой китайские компании создали 25000 рабочих мест за последние несколько лет. Хотя, кто-то считает, что это плохой план. Может, лучше и дальше будем пахлаву и креветок в сезон продавать на замусоренных пляжах туристической жемчужины?
Источник: http://evening-crimea.com