Передача Крыма Украине: траур или праздник?

Post navigation

Передача Крыма Украине: траур или праздник?

В далеком 1954 году передача Крыма от России к Украине не казалась чем-то роковым в контексте сосуществования единого советского государства. Это, скорее, рассматривалось как исключительно внутрихозяйственное решение. Теперь уже можно сказать, что это решение имело эффект мины замедленного действия, которая и сдетонировала в результате распада СССР, а именно после 1991 года, когда Россия с Украиной уже стали независимыми друг от друга государствами. Подобной реакции широкой общественности на факт нахождения Крыма в составе Украины не было бы, если бы прошедшие годы продемонстрировали наличие реального содружества между Россией и Украиной в решении как общих, так и внутригосударственных проблем наших стран.

 

Никита Хрущев
«Дар Хрущева»

В воскресенье 19 февраля 2012 года исполнится 58 лет со дня передачи Крыма в состав Украины, эта дата является одной из самых одиозных и одновременно раздражающих для большинства жителей полуострова. Передача Крымской области в состав УССР явилась беспрецедентным актом. Безусловно, подобное было немыслимо в сталинскую эпоху, и ни при каких обстоятельствах Крым не мог быть отдан Украине. Исключительно важный в военном отношении регион, являвшийся морским форпостом СССР, руководство которым фактически осуществлялось напрямую исключительно из Москвы. Этот «акт волюнтаризма» стал возможен лишь при Хрущёве. Рассмотрим, как всё проходило.

 

По инициативе Н. С. Хрущёва, при праздновании 300-летия Переяславской Рады в 1954 году, полуостров Крым был передан Украине из состава России в знак вечной дружбы русского и украинского народов. Всего 20 дней понадобилось на прием-передачу территории, присоединение которой к Российской империи происходило на протяжении около 100 лет. Да и предположить в то время никто не мог, что Украина станет «незалежной», и ей отойдет исконно русская земля. Тем не менее, это никоим образом не умаляет того необдуманного единоличного решения, принятого генсеком, и поэтому до сих пор обсуждение данного события имеет множество достаточно острых углов и противоречий.

 

То, что Крым 19 февраля 1954 года был оторван от России и передан Украине незаконно, сегодня могут отрицать только весьма невежественные историки и политики. Однако есть все же и искренне заблуждающиеся люди: ведь Указ Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской РСФСР» никогда не публиковался. Как, впрочем, и не утверждался Верховными Советами республик. Кстати, по Конституции РСФСР, отдавать часть российской территории не имел права даже Верховный Совет РСФСР. А ведь не проводилось никаких референдумов, пускай даже чисто формальных, в условиях существующего Союза ССР.

 

Что должен был предпринять Хрущев для соблюдения законности? 

 

Прежде всего, в рамках действующих правовых норм он должен был начать процесс возвращения автономной республике её статуса автономии. Затем, в полном соответствии с текстом советского Основного Закона, предусматривающим проведение референдумов по инициативе одной из союзных республик, должно было быть выражено мнение населения Крыма относительно передачи полуострова Украине. Ведь включение автономной республики в состав союзной республики без согласия на то её граждан не поддержано никакими нормами действовавшей на то время советской Конституции, да, кроме того, противоречит всем иным общепризнанным нормам, в том числе и международного права.

 

Такое включение есть не просто изменение границ между двумя союзными республиками, но и изменение государственно-территориального устройства каждой из них, а также — и это главное, — государственно-территориального статуса самой области. Ведь из области в составе одной республики она становится автономией в составе другой. Но ничего подобного, никакого волеизъявления самих жителей области, как мы знаем, не было. Именно на этом основании стоит вопрос о законности принятия по инициативе Никиты Хрущёва постановления президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» и последующего затем указа президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».

 

Конечно, сложно и, наверное, несправедливо накладывать сегодняшние стереотипы на прошедшее время — все тогда было другое. Даже не знаю, как можно расценивать этот шаг внутри Советского Союза, который в то время не имел никакого принципиального значения, а передача Крымской области в состав УССР на то время являлась фактически символическим актом, призванным ознаменовать 300-летие воссоединения Украины с Россией. Ведь никакого изменения статуса Крыма в составе УССР не произошло, вплоть до 1991 года Крымская область оставалась областью, и только в 1991 году приобрела статус автономии в составе Украинской республики. Какого-либо изменения характера хозяйственных связей в рамках системы управления в СССР для Крымской области не произошло.

Почему он это сделал?

На этот счет бытует масса разных вполне обоснованных предположений: по одной из наиболее вероятных версий, первому секретарю ЦК КПСС необходимо было заручиться поддержкой влиятельной украинской компартии в борьбе за личную власть. Бытует также мнение, что за дар Крыма он получил возможность уничтожить наиболее зловещий компромат на себя, свидетельствовавший о его непосредственном участии в кровавых антинародных репрессиях. Впрочем, сейчас не об этом речь. И, тем не менее, на данную тему об истинных и достоверных причинах передачи Крыма Украине в 1954 году, пожалуй, можно рассуждать до бесконечности, но они так и останутся загадкой. Был бы повод…

 

Вне всякого сомнения, руководители РСФСР хорошо понимали, что под передачу Крыма надо подложить надежное идеологическое обоснование. И повод нашелся: им стал известный и понятный всем советским людям юбилей — 300-летие Переяславской рады, дата воссоединения Украины с Россией. Юбилей решили помпезно отметить на государственном уровне. Передача Крымской области в состав Украины накануне грандиозного праздника «вечной дружбы двух братских народов» прекрасно вписывалась в подготовленную схему. В итоге такого громкого пропагандистского представления, устроенного в Крыму по случаю 300-летия воссоединения, не было ни в одной из украинских областей, даже в самом Переяславе. Об акте передачи и о его связи с празднованием 300-летия Переяславской рады написана изрядная масса статей, тем самым избавляя нас от необходимости останавливаться на фактических материалах данного дела. Несмотря на то, что сегодня, по истечению большого промежутка времени, данный акт оброс легендами.

 

«Нам всё равно будут сниться сны на русском»

Не приходится удивляться, что главным поводом для проявления эмоций как в России, так и в Крыму на протяжении последних двух десятилетий был и остается именно 1954 год. Ведь слишком многое связывает полуостров с «большой землей». Это нескончаемая вереница побед и геройских свершений, таких как Первая оборона Севастополя, русско-турецкие войны, Исход белой армии и конец гражданской войны, Вторая оборона Севастополя — и это самые первые исторические ассоциации, которые возникают, когда речь заходит о Крыме. Если же задаться целью, то список исторических событий и выдающихся фамилий, определяющих русское мироощущение и восприятие, связанное с Крымом, вряд ли сможет уместиться в рамках данной статьи.

 

По этой причине русские соотечественники в Крыму продолжают с надеждой всматриваться в Россию — ведь именно с ней они связывали не только своё прошлое, но и будущее. Но в постперестроечное время политической элите России слишком явно было не до Крыма: закрепив новые географические границы в договорах и протоколах, тем самым официально признали территориальную целостность Украины в её нынешних границах.

 

И потому, с каждым уходящим годом, Крым не сразу, но привык к своему новому состоянию — автономной республики в составе Украины. За прошедший период успело вырасти новое поколение крымчан. Безусловно, они воспитывалось теми, кто продолжает считать бывший Союз своей «одной большой единой родиной», они продолжает любить Россию и радоваться её успехам, они переживают её неудачи и трагедии как свои собственные.

 

Вместе с тем новое поколение выросло уже в иной стране, которое по сей день продолжает искать свою общность. И потому во всех периодически возникающем противостоянии между Киевом и Москвой жители полуострова всегда становились на сторону Москвы. Однако государство российское упорно продолжает не замечать и отталкивать своих зарубежных соотечественников. Даже сегодня любой россиянин может находиться на Украине (равно как и в Крыму) три месяца без всяких разрешительных документов. Но для любого гражданина Украины (включая крымчан) срок пребывания в России без регистрации ограничен тремя днями.

 

Много подводных камней встречается и в историях с возвращением в Россию соотечественников. Ярким примером в «отталкивании» Крыма послужило выстраивание с Украиной «прагматичных отношений», в которых рельефно просматривается мускульная политика кнута без каких бы то ни было пряников. Хотя понятно, что Крым непосредственно зависим от политической составляющей между нашими государствами.

 

Такого рода отношения между нашими государствами привели к тому, что жители полуострова постепенно начали ассоциировать себя с Украиной. Хотя бы просто потому, что им не оставляли другого выбора. Вероятно, поэтому в сознании крымчан неоднократно скандируемый тезис «Крым должен вернуться в Россию», провоцирующий их на протестные действия, со временем стал подменяться пассивной надеждой с сомнительной в ближайшем будущем перспективой: «Крым вернется в Россию вместе с Украиной».

 

Крым в сухом остатке

Если положить руку на сердце, убрав все криводушные и головотяпские заявления, то в сухом остатке остается следующий вывод: Россия в период XX — XХI веков трижды теряла Крым. Первый раз — в 1954 году, когда его передали УССР. Второй раз — в 1991 году, когда Россия сохранила за бывшей союзной республикой право на полуостров. В третий раз Россия потеряла Крым в двухтысячные годы — когда подчинила взаимоотношения с братской Украиной идее «экономической целесообразности».

 

Основываясь на этом, разговоры о том, что передача Крыма была неправомочна, или о том, что Севастополь Украине с Крымом не передавали, остаются пустыми разговорами на фоне официального признания территориальных границ Украины самим Кремлем. Ведь никаких реальных шагов по возращению Крыма в орбиту своего социума и политического влияния сама Россия не делает. И потому высказывания и заявления о реванше на данный момент играют на руку исключительно ультраправым украинским националистам.

 

Сегодня знаковым событием и новой точкой отсчета для общественных организаций русских сил в Крыму стало назначение в июле 2010 года нового генерального консула РФ в Симферополе Владимира Андреева. Надо отдать должное специфике проводимой им политической линии, наиболее явно просматривающейся на примере его твердой реакции и высказываний в СМИ по конкретным событиям, затрагивающим положение русских граждан и население полуострова. Соответственно тут же, как правило, «неожиданно» следует нервозная, паническая реакция «оранжевой оппозиции», воспринявшей приход нового консула в Крым как «очередную угрозу украинскому государству со стороны России». Удастся ли России в таких непростых реалиях сохранить за собой теперь уже роль просто культурной метрополии для полуострова, зависит только от неё самой и ее представительства в Крыму…

 

Непростые перипетии истории

Подводя итоги нашего далеко неутешительного анализа указанного события, можно сказать, что непроизвольно сформировалось твердое убеждение в том, что история не признаёт сослагательных наклонений, она должна непредвзято описывать, как было, и объяснять причины, почему было. И предполагаю, что правильнее рассматривать указанный период через призму истории как советское явление, а не как явление, к которому в зависимости от политической обстановки задним числом можно приписывать то или иное значение.

 

Возвращаясь, опять таки, к сегодняшним реалиям, обратим внимание, что многие эксперты придерживаются мнения, которое можно было бы кратко сформулировать так: «если бы политика официального Киева не была бы столь непродуманной и порой откровенно антироссийской, то «пророссийскость» полуострова давно бы была снята с повестки и стала бы историческим феноменом». Впрочем, что бы мы ни говорили, подавляющему большинству крымчан хочется одного: растить детей и внуков на благодатной земле полуострова, свободной от терроризма, лязга передвигающейся военной техники и постоянного страха репрессий со стороны «демократического государства», в котором такими темпами от свобод и прав граждан в скором времени могут остаться одни лишь декларации и воспоминания.

 

Со своей же стороны, я целиком и полностью согласен с мнением большинства специалистов в данной области, которые утверждают: «если Украина как государство будет придерживаться демократических норм и процедур по отношению к своим гражданам, то никаких вопросов о крымском сепаратизме или выходе Крыма из состава Украины и речи быть не может».

 

Михаил Сергеевич ШЕРЕМЕТ —
глава Симферопольской организации
партии «Русское Единство»

Похожие материалы

Ретроспектива дня