В поисках справедливости

Post navigation

В поисках справедливости

В конце 1980-х под лозунгами восстановления исторической справедливости начался процесс возвращения в автономию крымских татар — жертв депортации 1944 года, а также их потомков. Правда, со временем выяснилось, что понятие справедливости у каждого своё. Именно поэтому на Украине до сих пор не принят закон о статусе депортированных. Хотя, возможно, этот пробел в украинском законодательстве будет заполнен уже в нынешнем году.

Век депортаций

В прошлом веке репрессии по национальному признаку не были из ряда вон выходящим явлением. Причём осуществляли их не только тоталитарные режимы, но и государства, называвшие себя демократическими.

В конце 1980-х под лозунгами восстановления исторической справедливости начался процесс возвращения в автономию крымских татар - жертв депортации 1944 года, а также их потомков. Правда, со временем выяснилось, что понятие справедливости у каждого своё. Именно поэтому на Украине до сих пор не принят закон о статусе депортированных

Например, в годы Второй мировой войны сто двадцать тысяч японцев, две трети из которых были американскими гражданами, выселили с Западного побережья Соединённых Штатов с санкции президента Франклина Рузвельта. Более ста тысяч из них поместили в концентрационные лагеря, официально именовавшиеся «военными центрами перемещения». А после бомбардировки Пёрл-Харбора президент своим указом объявил «враждебными иностранцами» всех проживавших на территории США японцев, итальянцев и немцев. Любой из них мог быть выселен (интернирован) в специальные зоны и лишиться имущества. Лишь через сорок лет, в 1988 году, президент Рональд Рейган принёс официальные извинения от имени американских властей за интернирование, вызванное «расовыми предрассудками, военной истерией и ошибками политического руководства».

 

В Европе принудительное переселение лиц по национальному признаку продолжалось и после окончания Второй мировой войны. Так, более трёх миллионов судетских немцев и около пятисот тысяч карпатских немцев были изгнаны из Чехословакии и поселились в Германии и Австрии, а освободившиеся земли заселили чехи. Депортация сопровождалась многочисленными жертвами среди мирного населения. По декретам президента Бенеша немцы и венгры лишались чехословацкого гражданства, а их имущество подлежало конфискации. Сегодня организация судетских немцев Австрии требует возвращения конфискованного имущества, стоимость которого они оценивают в двести миллиардов евро.

На территории СССР первыми жертвами депортаций стали терские казаки, которые в 1920 году были выселены с Северного Кавказа на Донбасс и Крайний Север, а их земля была передана ингушам и чеченцам. В 1921 году такая же участь постигла русское население Семиречья в Туркестанском крае.

В августе 1941 года указом президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья, а триста шестьдесят тысяч немцев депортировали на Урал, Алтай, в Казахстан и Сибирь. В 1943 и 1944 годах были проведены массовые переселения балкарцев, ногайцев, ингушей, чеченцев, калмыков, карачаевцев, курдов, турок-месхетинцев, с территории нашего полуострова были выселены крымские татары, понтийские греки, болгары и цыгане. А в период с 1948 по 1953 год более ста тысяч азербайджанцев были депортированы из Армянской в Азербайджанскую ССР.

Опыт реабилитации

Первым шагом на пути восстановления исторической справедливости в отношении народов, репрессированных в годы советской власти, стало принятие 14 ноября 1989 года Верховным Советом СССР Декларации «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав».

В том же году решением сессии Верховного Совета СССР была образована специальная комиссия по проблемам крымскотатарского народа.

В июле 1990 года Совет министров СССР принял постановление «О первоочередных мерах по решению вопросов, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область», в рамках соответствующей государственной программы были даны задания всем союзным министерствам и ведомствам. Но после распада Советского Союза выполнение программы прекратилось.

Независимая Украина, по сути, самоустранилась от решения проблем депортированных. По инициативе Российской Федерации в 1992 году на саммите в Бишкеке главы стран СНГ приняли «Соглашение по вопросам, связанным с восстановлением прав депортированных лиц, национальных меньшинств и народов», однако украинские власти не спешили его выполнять. Какое-то время Россия направляла средства на реализацию программы возвращения депортированных народов и лиц напрямую крымскому Рескомнацу, но из-за противодействия украинских чиновников и эта помощь вскоре перестала поступать.

Третий — не лишний

К сожалению, за годы независимости официальный Киев так и не выработал чёткую, последовательную политику по отношению к крымским татарам, возвращающимся из мест депортации. Более того, по непонятной причине лидерам крымскотатарского национального движения с самого начала было позволено говорить с центральными и республиканскими властями языком ультиматумов и угроз, а также игнорировать положения действующего законодательства.

Ещё в июне 1991 года курултай (национальный съезд крымских татар) принял Декларацию о национальном суверенитете крымскотатарского народа, в которой в частности говорится о том, что «политическое, экономическое, духовное и культурное возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве» и что «Крым является национальной территорией крымскотатарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение».

 

А земля и природные ресурсы Крыма, включая его оздоровительно-рекреационный потенциал, объявлялись «основой национального богатства крымскотатарского народа», которые не могут использоваться помимо его «воли и согласия». Курултай также провозгласил меджлис «высшим полномочным представительным органом крымскотатарского народа», который намерен действовать «во имя восстановления государственности крымскотатарского народа на всей территории его родины — Крыма». За девятнадцать лет своего существования меджлис ни на шаг не отступил от своих программных целей, хотя они противоречат украинскому законодательству, как и деятельность самого меджлиса.

С этим связано и отсутствие до сих пор в украинском законодательстве правового определения статуса депортированных. Соответствующий закон был принят Верховным Советом Украины в 2004 году, но затем ветирован Леонидом Кучмой. Глава государства не согласился с тем, что в тексте закона используется такой термин, как крымскотатарский народ, употребление которого, по заключению юристов президентской администрации, может привести к обострению ситуации. Раз это народ, то он имеет право на самоопределение, а следовательно, опять возникает проблема «государства в государстве».

Осенью 2008 года премьер-министр Украины Юлия Тимошенко внесла в парламент проект закона «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку», подготовленный Государственным комитетом по делам национальностей и религий. Однако документ был раскритикован меджлисом как «декларативный и совершенно неприемлемый». Особое возмущение вызвал пункт, согласно которому депортированными считаются лишь те, кто был выселен из Крыма в годы войны, и их дети, а вот внуки — уже нет. По подсчётам меджлисовцев, в случае утверждения законопроекта из проживающих в автономии двухсот пятидесяти тысяч крымских татар статус депортированных получили бы менее семидесяти тысяч. Меджлис усмотрел в этом попытку Киева сэкономить на обустройстве репатриантов.

Рассчитывая привлечь на свою сторону крымскотатарский электорат накануне президентских выборов, осенью прошлого года Тимошенко согласилась отозвать свой законопроект, заменив его тем, который был разработан меджлисом. Внесённый в парламент Мустафой Джемилёвым, этот проект предусматривает помимо прочего выплату депортированным компенсации стоимости утраченной недвижимости за счёт средств государственного бюджета, наделение этих лиц земельными участками, бесплатную передачу в собственность готового жилья, пенсии в тройном размере, пятидесятипроцентную скидку на оплату услуг ЖКХ и лекарства, а также ряд других льгот. Однако после поражения Тимошенко на выборах вопрос с принятием закона о статусе депортированных повис в воздухе, как и политическое будущее самого меджлиса, лидеры которого умудрились разругаться с новым главой государства Виктором Януковичем.

Как уже писала наша газета, по результатам прошедшей в Симферополе встречи с представителями крымскотатарского народа, которую меджлисовцы проигнорировали, президент дал ряд поручений Кабинету министров, касающихся решения проблем обустройства депортированных.

 

В частности, до 1 ноября 2010 года доработать с учётом интересов соответствующих национальных общин законопроект «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку» (проект Джемилёва) и внести его на рассмотрение парламента.

 

О том, какого рода изменения планируется внести в законопроект, «Крымской правде» рассказал один из участников рабочей встречи с президентом Украины, лидер партии «Милли Фирка» Васви Абдураимов:

— Законопроект Джемилёва многих не устраивает, в том числе и Виктора Януковича, поэтому документ требует тщательной переработки. К этой работе подключены эксперты ОБСЕ, чтобы украинский закон соответствовал европейским рекомендациям и нормам по защите прав национальностей и национальных меньшинств.

 

Президент дал официальное поручение Азарову и Джарты доработать законопроект с учётом мнений присутствовавших на совещании представителей крымских татар с тем, чтобы до Нового года его принять. Так что это будет не закон Мустафы Джемилёва, а закон Партии регионов. «Милли Фирка» совместно с другими общественными организациями, в частности Фондом исследований и поддержки коренных народов Крыма, проанализировала все существующие законопроекты о статусе депортированных и приняла решение о выработке своего проекта, который в конце сентября предполагается вынести на общественные слушания.

 

После чего мы передадим итоговый вариант документа в украинский парламент, чтобы при принятии закона народные депутаты учли наши предложения. Наше главное условие: украинский закон о восстановлении прав депортированных априори не может быть ущербнее тех, которые были приняты в своё время в СССР и в Российской Федерации, в её законе о реабилитации репрессированных народов.

Николай ФИЛИППОВ
«Крымская правда»,

9 сентября 2010, четверг №162 (24985)


Фото Алексея ЕРМОЛИНА

Источник: http://www.kp.crimea.ua/newspapers/archive/search

 

Похожие материалы

Ретроспектива дня