Часть I: Мусульманская библиотека
Когда мы говорим про Ислам в Царской России, то кажется что это вещи взаимоисключающие друг друга. Используя идеи панславянизма и мощный ресурс православия Российская Империя в 19 веке продвигала свои интересы на Балканах и в борьбе с Османской империей.
К тому же трудно было представить что имперские стратеги благосклонно смотрели на Ислам в свете наличия в стране «организаций анти-русской и анти-христианской пропаганды» возглавляемые татарами Казани и Уфы, Крымскими татарами и татарами низовий Волги.
Естественно их тесное сотрудничество с Турцией рассматривалось Правительством России как создание под эгидой Ислама пятой колоны. А учитывая, что под Российской короной проживало 14 миллионов мусульман, то при удачно организованном восстании оно могло принести разрушительные последствия не только для колониальной политики России в Средней Азии, но и угрожало самой государственности империи.
Тем не менее, как это не удивительно, но в целом отношение к исламу и мусульманам в Средней Азии было достаточно благосклонным, объяснить это близостью христианской религии к Исламу как к родственной конфессии конечно же затруднительно. Ещё Туркестанский генерал-губернатор Духовский в своем докладе писал: «Ислам в настоящем виде и силе будучи учением… безусловно враждебным христианской культуре, исключает всякую возможность полного нравственного ассимилирования с нами наших подданных мусульман. Чистый мусульманин, крепко верующий в букву Корана и шариата, не может быть искренним, верным другом христианина.»
Не углубляясь в рассуждения можно сказать, что Генерал-губернатор конечно же рассуждает как глава колониальной администрации, рассматривая религию исключительно как инструмент политики. Однако в «Правительствующем Сенате» видимо было другое мнение и Ислам находил поддержку в своем развитии в Средней Азии, анализировать об истинных мотивах Сената не является темой данной статьи, необходимо просто отметить, что в советское время о таком отношении к Исламу можно было только мечтать.
Но когда думаешь про Ислам и Российскую империю в голову ничего не приходит. Как будто и не было Ислама в Российской империи. А между тем по состоянию на 1899 год в Сыр-Дарьинской, Ферганской и Самаркандской области насчитывалось 11964 мечетей, в которых работало 11680 имамов и 421 шейхов, учебных заведений таких как мактабы насчитывалось — 4632, медресе — 277 с количеством учащихся до 50000 человек! При этом православных храмов на этой же территории было всего 42, а учащихся христианских духовных учреждений насчитывалось около 7000 человек.
Город Верный, наш родной Алматы, как молодой населённый пункт в период Царской России имел не только мечети, но и, как оказалось, мусульманскую библиотеку. Её открытие пришлось на 1907 год, т.е. в эпоху поздней империи, однако стоит сказать, что под понятием «поздней» следует понимать только хронологию, но никак не закат. Как явствует из документа, в библиотеке насчитывалось 920 экземпляров на русском языке и 734 книги на мусульманском (арабском) языке, так же там имелись газеты и журналы. Согласно статистике администрации библиотеки её посетителями являлись 7000 мусульман и 4000 русских граждан города, что учитывая невысокую популяцию г. Верного является признаком подлинного интереса к Исламу и ответом тем, кто считает миф о безграмотном населении мусульман правдой. Не смотря на то, что в библиотеке имелся платный читальный зал, плата за пользование оной, судя по всему, была столь мизерной, что библиотека, была вынуждена обратится за помощью к «Господину Верненскому Городскому Голове», дабы он ходатайствовал перед Верненской городской Думой об оказании ежегодного денежного пособия. Стоит ли сомневаться что необходимая сумма была выделена библиотеке и это Царской администрацией!
Стало быть Ислам в Царское время в городе Верном был и прекрасно развивался, почему бы сегодня уже нам не обратить внимание на то, что целое столетие назад в нашем городе жили и творили прекрасные люди? Что существовала прекрасная исламская библиотека? И, наконец, в результате этих размышлений не прийти к логическому выводу о необходимости восстановить такое учреждение, путем создания в рамках национальной библиотеки соответствующего зала и сопутствующей ему инфраструктуры? Ведь даже генерал-губернатор Духовский, чрезвычайно враждебно настроенный к Исламу, что тем не менее не означает отсутствие у него способности трезво мыслить в рамках своей должности, писал о вверенной ему губерне (Средней Азии) что она является: «центром исламской схоластической науки и деятельности по группировке вопросов права и богословия».
Многие уверены, что такой центр всегда был и есть на Ближнем Востоке, и мало кто знает, что подобным центром являлся и наш регион. Но нам нужно уже сейчас начинать помогать нашей молодежи в её поисках. Так же, как 100 лет, назад молодежь жаждет знаний о религии, об Исламе. Но, к сожалению, наталкивается на эмиссаров стран, которые не жалеют не денег, ни сил на открытие мини центров по изучению таких течений в Исламе, которые чужды нам и нашему менталитету, либо хуже того вообще являющихся лжеисламскими. Причем подобные организации работают подпольно, работа с «кадрами» ведется на профессиональном уровне, а духовная несформированность подобных «рекрутов» позволяет лепить им из них все что угодно. Безусловно, культурные центры арабских стран не способны ни в коей мере восполнить эту брешь.
Что касается администрации «мусульманской библиотеки», то мы восхищаемся их работой по просвещению наших предков, которые жили и работали в нашем городе. Это наши деды и прадеды трудились во имя Аллаха и для мусульман. Они ходили по тем же улицам что и ходим мы, над ними было то же небо и под ними была также земля. Это наша История. И делали её люди, которых мы к большому сожалению не то что не помним — не знаем. А как известно: «тот кто не знает своего прошлого — у того нет будущего.» Советский период принес нам как пользу так и вред. В данном случае вред заключается почти в полном истреблении исторической идентичности у колониальных народов. Однако кто хочет, тот способен обратиться к истокам, закинуть провода в прошлое, пустить по ним ток и вновь обрести духовную связь с предками, которые не были неграмотными, но имели Веру, Мудрость и громадное желание трудится и развиваться.
Мы же ходим по городу, как будто Алматы образовался в 1960 или 1970 годы и как будто у него и вовсе нет истории или как будто до этого это было просто село, полное неграмотных людей. Посмотрите, как относятся к Истории в таких странах как США или Китай. Отношение к прошлому — трепетное! И не случайно эти народы проводят сильную политику, ещё бы! Они помнят свое прошлое, видят причинно-следственную связь, им есть на что опереться. Знание своей истории, её ощущение — это мощнейший базис, так давайте не будем игнорировать его. Наше прошлое, нет не коммунизм, скажу я мужчинам и женщинам которым за 50, это всего лишь прослойка в нашем прошлом, которая с одной стороны «обременила» нас западной (российской) культурой и интеллектом со всеми вытекающими последствиями в виде утери и презрения к своей истории и гордыней приобщиться к «великому народу» через знание его культуры и языка. Наше же прошлое — это столетия, это образованные и духовные люди. Вдумайтесь в эту цифру — 50000 учащихся в исламских учебных заведениях, почти 12000 имамов!
Как-то это не вяжется с дремучим прошлым, которое нам вбивали в голову в советское время. Поэтому давайте наведем мосты между прошлым и настоящим. Причем не далеким прошлым Джанибека и Гирея, это слишком давно и воспринимается человеком абстрактно — ему тяжело навести мост и ассоциировать себя с теми, кто жил 500 лет назад. Как человек стоящий на пятом этаже башни сможет спуститься на третий, второй, первый этажи и взять там то, что ему будет полезно, если пролет четвертого этажа разрушен? Следует ступеньку за ступенькой восстановить ближайшее прошлое и тогда будет легче понять свою идентичность, которая имеет тысячелетние корни. Необходимо осознать, что в прошлом у нас есть те, кто имел духовность, жажду познаний, стремление учиться и мы носители их генного кода, а значит и в нас есть все то, что было в них.
В Коране написано: «…Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» («Гром», 11)
(Продолжение следует…)
Фото: Алма-Ата. Ул. Лепсинская (ул. Фурманова). Татарская мечеть. 1929 г. Фотограф Аргунов.